Понятие, система и признаки местного самоуправления в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:07, контрольная работа

Краткое описание

Понятие, система и признаки местного самоуправления в Республике Беларусь.
Органы территориально – общественных самоуправлений их роль в осуществлении власти граждан Республики Беларусь.
Схематически изобразите структуру районного совета депутатов.

Файлы: 1 файл

местное самоупраление.docx

— 153.92 Кб (Скачать)
  1. Понятие, система и признаки местного самоуправления в Республике Беларусь.
  2. Органы территориально – общественных самоуправлений их роль в осуществлении власти граждан Республики Беларусь.
  3. Схематически изобразите структуру районного совета депутатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Вопрос 1

 

     Понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы.

В соответствии с Хартией под местным самоуправлением  понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения (п. 1 ст. 3).

     Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

В отличие  от местного управления местное самоуправление представляет собой деятельность населения  местной административной единицы для самостоятельного решения как непосредственно, так и через избираемые им органы вопросов местного значения (ст. 1 Закона о местном управлении и самоуправлении).

    На мой взгляд, органы местного самоуправления часто сочетают в себе функции государственного руководства и общественного самоуправления. Это подтверждается, в частности, наделением органов местного самоуправления обширными властными полномочиями, подкрепляемыми силой государственного принуждения.

   Местное самоуправление является важнейшим элементом существования и развития государства, в котором обеспечивается реальное народовластие. Развитие местного самоуправления способствует решению социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения данной административно-территориальной единицы.

    Конституция, Закон о местном управлении и самоуправлении, некоторые другие нормативные акты определяют систему местного самоуправления и управления.

   Согласно ст. 117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

   Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.

   Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов - представительные органы государственной власти на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Местные Советы призваны обеспечивать согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

    Единую систему местных Советов депутатов в Республике Беларусь составляют сельские, поселковые, районные в городах (в настоящее время упразднены), городские, районные, областные Советы депутатов. Единство системы местных Советов обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

 

 

 

 

 

 

                                                   Вопрос 2

 

    Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в формах советов, комитетов и других формах).

    Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица, являясь при этом некоммерческой организацией, подотчетен в своей деятельности собранию, его учредившему либо избравшему, и соответствующему Совету.

    В состав органов территориального общественного самоуправления избираются лица, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие на данной территории.

    Кандидаты в органы территориального общественного самоуправления могут выдвигаться жителями соответствующей территории, а также представительными и исполнительными органами данной административно-территориальной единицы.

   Члены органа территориального общественного самоуправления избираются открытым или тайным голосованием.

    В уставе органа территориального общественного самоуправления указываются название, цели, задачи и предмет деятельности органа территориального общественного самоуправления, территория его деятельности, формы и порядок участия жителей в работе органа территориального общественного самоуправления и порядок формирования его органов, срок полномочий органа территориального общественного самоуправления, который не должен превышать срока полномочий Совета соответствующей административно-территориальной единицы, источники и порядок формирования собственности органа территориального общественного самоуправления, порядок распоряжения его имуществом, а также должны содержаться иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

   Орган территориального общественного самоуправления регистрируется в соответствующем исполнительном комитете (местной администрации).

Для регистрации  органа территориального общественного  самоуправления в месячный срок со дня его учреждения в осуществляющий регистрацию орган подаются:

1) заявление, оформленное в установленном порядке;

2)  устав;

3) решение инициативной группы или организационного комитета о проведении собрания по учреждению органа территориального общественного самоуправления;

4) протокол собрания;

5) общий список участников собрания с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места жительства, гражданства;

6) иные документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

    Орган территориального общественного самоуправления вправе:

  1. вносить на рассмотрение Совета и его органов, исполнительных комитетов и местных администраций предложения по всем вопросам местного значения;
  2. участвовать по приглашению государственных органов в рассмотрении ими вопросов местного значения;
  3. созывать собрания на соответствующей территории для обсуждения вопросов местного значения;
  4. аккумулировать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, заработанные средства, добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц и направлять их на развитие социальной инфраструктуры территории, проведение культурно-просветительных, оздоровительных мероприятий;
  5. принимать от Советов, исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц во владение и пользование строения, помещения, игровые и спортивные площадки, клубы, иные объекты социально-культурного назначения, историко-культурные ценности;
  6. вносить на рассмотрение Совета, исполнительного комитета и местной администрации предложения по вопросам организации деятельности и размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, других объектов социальной сферы, а также определения режима их работы.

        Совет может делегировать органу  территориального общественного  самоуправления отдельные полномочия  по осуществлению самоуправления  на соответствующей территории, за исключением полномочий, отнесенных  к исключительной компетенции  Совета. 

        Ликвидация органа территориального  общественного самоуправления осуществляется в связи с истечением срока, на который он был создан, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. В случае систематического нарушения органом территориального общественного самоуправления законодательства Республики Беларусь Совет, исполнительный комитет, местная администрация могут приостанавливать его деятельность. Решение о досрочном прекращении полномочий органа территориального общественного самоуправления принимается Советом соответствующей административно-территориальной единицы или собранием граждан.

 

   Органы территориального общественного самоуправления выбираются открытым или тайным голосованием на собрании всех жителей или уполномоченных.

    Органам общественного и территориального самоуправления Законом предоставляется шесть прав. Одним из основных является внесение на рассмотрение местных органов власти предложения по всем вопросам местного значения и участие в их рассмотрении.

     В настоящее время получила свое практическое развитие новая форма единоличных органов территориального общественного самоуправления - институт старост, который является связующим звеном между населением поселка (деревни) и органами местного управления и самоуправления.

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Вопрос 3

СТРУКТУРА ГРОДНЕНСКОГО РАЙОННОГО  СОВЕТА ДЕПУТАТОВ

 
 

 

 
 
Президиум Совета: 
- организует работу по созыву сессий Совета, сообщает депутатам и доводит до сведения населения время и место проведения сессии, а также вопросы, вносимые на рассмотрение Совета, и принятые по ним решения; 
- осуществляет руководство подготовкой сессий Совета и вопросов, вносимых на их рассмотрение; 
координирует деятельность постоянных и временных комиссий; организует контроль за выполнением решений Совета; 
- информирует Совет о своей деятельности; 
- оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией; 
- оказывает помощь депутатам в проведении приема граждан, подготовке отчетов перед избирателями, трудовыми коллективами; 
- вносит на сессию Совета предложения по вопросам, связанным с реализацией прав и исполнением обязанностей депутатов, в том числе с освобождением депутатов от исполнения ими производственных обязанностей на время подготовки и проведения сессий Совета, заседаний его постоянных и временных комиссий; 
- организует взаимодействие Совета с исполнительными комитетами, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и органами территориального общественного самоуправления; 
- обеспечивает гласность работы Совета; 
- организует обсуждение гражданами проектов решений Совета, иных важнейших вопросов местного значения;           - обеспечивает широкое участие трудовых коллективов, общественных объединений и граждан в разработке, принятии и реализации решений по вопросам местного значения; 
- обеспечивает рассмотрение обращений граждан, адресованных Совету; 
- рассматривает вопросы о наградах и поощрениях трудовых коллективов и граждан в пределах компетенции Совета и вносит в установленном порядке предложения о представлении к наградам и поощрениям; 
- осуществляет полномочия, предусмотренные Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата; 
- вносит в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, на рассмотрение Совета вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов; 
- принимает к рассмотрению адресованные запросы и дает на них ответ в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь; 
- направляет на заключение соответствующих постоянных комиссий Совета проекты решений Совета, при необходимости организует их предварительную юридическую и иную экспертизу; 
- вносит на рассмотрение сессии Совета предложения по заявлениям и жалобам на решения и действия исполнительного комитета; 
 
Постоянная комиссия по мандатам, законности, местному управлению и самоуправлению: 
- проверяет полномочия депутатов Совета и представляет на рассмотрение Совета предложения о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными; 
- подготавливает и вносит в Совет предложения по вопросу назначения выборов депутатов Совета вместо выбывших; 
предварительно рассматривает вопросы отзыва депутата; 
- предварительно рассматривает выносимые на сессию Совета вопросы административно-территориального устройства; 
- принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению законности и общественной безопасности в осуществлении местного самоуправления; 
- рассматривает жалобы граждан на нарушение их гражданских прав и свобод; 
- дает заключения по проектам решений Совета; 
- осуществляет контроль за соблюдением Регламента Совета. 
 
Постоянная комиссия по социальным вопросам: 
- рассматривает вопросы в области социального обеспечения, развития физкультуры и спорта, труда и занятости населения, семьи, молодежи, образования, здравоохранения, культуры, а также религиозных организаций. 
Постоянная комиссия по бюджету, промышленности, аграрным вопросам: 
- предварительно рассматривает внесенные исполнительным комитетом на утверждение Совета текущие и перспективные планы экономического и социального развития, отчеты об их выполнении и дает по ним совместно с другими постоянными комиссиями заключения; 
- предварительно рассматривает внесенные исполнительным комитетом на утверждение Совета бюджет, отчет о его исполнении и дает по ним совместно с другими постоянными комиссиями заключения; 
- осуществляет контроль за выполнением планов экономического и социального развития, исполнением бюджета и расходованием бюджетных средств; 
- дает заключения об установлении местных налогов, сборов и пошлин; 
- рассматривает вопросы, связанные с развитием промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства; 
- принимает участие в подготовке вопросов, связанных с развитием торговли, содействует расширению торговли сельскохозяйственными продуктами; 
- рассматривает вопросы соблюдения санитарных правил в организациях торговли, на рынках и других местах торговли; 
- организует контроль за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов Гродненского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Список  используемой литературы

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.
  2. Кивель В.Н. Конституционные права Республики Беларусь /  В. Н.  Кивель.  Минск 2008.
  3. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Минск, 2003.

 

  1. Гавриленко , В. Г. Конституционное право : термины , понятия , определения / В. Г. Гавриленко , Н. И. Ядевич . Минск , 2005.

 

  1. Демичев , Д. М. Конституционное право / Д. М. Демичев. Минск, 2003.

 

  1. Конституционное право  Республики Беларусь:  в понятиях и схемах / под ред. Б. А. Страшуна. М., 1996.

 

  1. Козлов, А. Е. Конституционное  право / А. Е. Козлов. М., 1997.

 

  1. Курак. А. И. Основы конституционного права: курс лекций / А. И. Курак. Минск, 2004. Ч. 1.

 

  1. Марыскин, А. В. Основы конституционного права : курс лекций / А. В. Марыскин. Минск,  2005. Ч. 2.

 

  1.  Пастухов, М. И. Конституционное право Республики Беларусь / М.И. Пастухов. Минск, 2005.

 

  1.  Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий / Г. И. Василевич. Минск, 2005.

Информация о работе Понятие, система и признаки местного самоуправления в Республике Беларусь