Понятие, принципы и сущность права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Ведь главное назначение права состоит в регулировании особенно важных общественных отношений, в организации управления обществом. И чтобы осуществить свое назначение право должно соответствовать тому обществу, которое оно регулирует. Из выше сказанного следует, право изменятся (эволюционирует) от простого (в первобытном обществе) к сложному (в современном обществе). Таким образом, на разных стадиях развития общества и государства были разные подходы к правопониманию, пониманию сущности, принципов, функций, ценности права.
Исходя из выше сказанного, основная цель моей работы - проанализировать и сопоставить различные подходы к правопониманию, дать наиболее общее понятие права, уяснить признаки, принципы, сущность, функции и систему права, используя для этого различные методы: общенаучные, частнонаучные и специальные.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..….3
Глава I Понятие права……………………………………..……4
1.1. Признаки права…………………………………………....…6
1.2.Система права……………………………………………..…..8
Глава II Сущность права………………………………………..23
Глава III Принципы права……………………………………..27
3.1. Функции права…………………………………….…….…..34
Заключение………………………………………………………………41
Список использованных источников и литературы……………….43

Файлы: 1 файл

Понятие, принципы и сущность права.docx

— 72.00 Кб (Скачать)

Система права как конкретная юридическая реальность - результат исторической эволюции. Будучи только стороной социального целого, право не развивается изолированно, само по себе, и структурные изменения в нем - лишь следствие изменений общества.

В зарубежном правоведении общепринято деление системы права на публичное и частное право. Деление такого рода проводили древнеримские юристы, которые различали в праве частное и публичное. Римский юрист Ульпиан считал, что публичное право есть то, которое относится к положению государства, частное, которое относится к пользе отдельных лиц12.

Публичное право регулирует ту область общественных отношений, в которой главенствующую роль играет государство. Частное право регулирует ту область общественных отношений, где поступки субъектов определяются их собственной волей, юридически оформляемой договором.

Проследим эволюцию взглядов на вопрос разделения права на публичное и частное.

В дооктябрьской России были широко распространены теоретические схемы Н. Коркунова, И. Коллера и др. Типичным является описание строения права Нового времени И. Коллером. С его точки зрения, частное право охватывает:

1) личное право (по современной  терминологии - комплекс личных неимущественных  прав);

2) вещное право;

3) обязательственное право;

4) торговое право;

5) семейное и имущественное  право супругов и наследников.

На долю публичного права, по И. Коллеру, приходится:

1) государственное и церковное  право;

2) охрана права, гражданский  процесс, уголовное право, уголовный  процесс;

3) международное право.

Немецкая юридическая мысль развивалась примерно в том же русле. Г. Еллинек, например, расчленяя публичное право «на международное и государственное право в широком смысле», отмечал, что «последнее распадается на судебное и процессуальное право, административное и государственное право в тесном смысле»13. По мнению автора, отнесение к публично- правовой сфере церковного права как права публичных союзов неточно. Церковный порядок основан на совершенно других началах, чем правопорядок государственный, и потому церковное право - как внутреннее право церкви - может быть поставлено рядом с частным и публичным правом в качестве самостоятельного элемента. Как видим, различия в трактовке публичного права российскими и европейскими юристами невелики. Введение понятия «государственное право в широком смысле» положения не меняет, поскольку в обоих случаях речь идет по существу об одном и том же: публично- правовая сфера регулируется международным, государственным, административным, уголовным, процессуальным правом. Вопрос о месте церковного права не влияет решающим образом на структуру права.

Современное российское правоведение признает, что различение публичного и частного права является необходимой предпосылкой для установления пределов вторжения государственных интересов в сферу частного права, поскольку «примат публичного права над интересами граждан, который имел место в теории советского права, на практике привел к безудержному администрированию и неоправданному сужению прав личности»14.

Наряду с частным и публичным в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли права. Материальные отрасли – государственное, административное, уголовное, трудовое, семейное и другие  регулируют права и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли – уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право-устанавливают порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Связь материальных и процессуальных отраслей права является взаимной и двусторонней: материальные отрасли определяют правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права.

В системе права Российской Федерации специализация материальных и процессуальных отраслей имеет всеобщий характер. Нормы уголовного права применяются в форме уголовного процесса, гражданский процесс тесно связан с другими материальными отраслями.

Конкретные связи между гражданским процессуальным правом и отдельными материальными отраслями различны и зависят от того, какая часть норм может применяться в форме гражданского процесса.

В гражданском, трудовом, семейном праве гражданский процесс преобладает над иными формами разрешения конфликтов. Государственное, административное и финансовое право, напротив, допускают использование гражданского процесса в ограниченных пределах.

Однако по мере развития правового государства судебный контроль за законностью решений государственных органов власти и управления будет расширяться, соответственно усилится роль гражданского процессуального права в реализации норм публичного права15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Сущность права

 

 

 

Сущность права- это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Итак, сущность права- это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов, общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. 

Сущность- главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С. Алексеева, «на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы». С этим мнением следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение- древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права прежде всего состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального регулирования, в которой регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.

В этой связи отметим следующий факт. Когда Маркс, будучи студентом университета, интенсивно изучал право, он пришел к выводу о том, что наиболее истинной правовой системой являлось право Древнего Рима. В подобной ситуации делать окончательные выводы о сущности права было преждевременно, поскольку за нее можно было принять преходящие черты еще развивающегося права. Однако выводы были сделаны и основу марксистской концепции права составило положение о его классовой сущности, которое активно внедрялось в правоведение и правовое сознание при социализме.

Сейчас уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше, чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством право длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была государственная принудительность, а не классовость.

Дальнейший ход экономического и социального развития повлек за собой классовое деление общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная • система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства, свободы, разума, прав человека.

Право построено на трех «китах». Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика- основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика-внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер- духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло- нарушением этой нормы.

Право регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных социальных сил. Соотношение этих интересов может быть различным в разные периоды развития общества. В современных обществах приоритет имеют интересы всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Принципы права

 

 

 

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, некоторые выражают его сущность и социальное назначение. Эти принципы отражаются главные свойства  и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры  свободы и справедливости в общественных отношениях.

Справедливость и свобода – это краеугольные камни правового здания. В системе других принципов они занимают определенное место, ибо являются определяющими. В самом общем виде справедливость и свобода декларируются в наиболее важных нормативно-правовых документах, а затем получают развитие и детализации в других законодательных предписаниях.

Принципы права – это основополагающие идеи, начала, определяющие, и выражающие сущность и назначение права, и вытекающие из генеральных идей справедливости.

Отражаясь, прежде всего, в нормах права, принципы пронизывают всю правовую жизнь общества, всю систему страны. Они характеризуют не только сущность, но и содержание права, его внутреннее строение, статику, весь процесс его применения,  его динамику. Принципы права оказывают огромное влияние на весь процесс подготовки нормативных актов, их издания, установление гарантий соблюдения правовых требований.

Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на  которой покоятся и реализуются не только нормы, институты или отрасли права, но и вся его система. Принципы права служат основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов. От степени их соблюдения в прямой зависимости находится уровень слаженности, стабильности и эффективности правовой системы. Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия его отраслей и институтов, правовых норм и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Принципы права не являются произвольными по своему характеру, а объективно обусловлены экономическим, социальным, политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером господствующего в стране политического и государственного режимов, основными принципами построения и функционирования политической системы того или иного общества16.

Принципы права  присущи праву любой страны. Как правило, они закрепляются прямо в законодательных актах (статьях преамбулах конституционных и обычных законов) или вытекают из содержания конкретных правовых норм (например: принцип народовластия в Конституции КНР 1982г.).

В зависимости от характера, типа и сферы распространения принципы права подразделяют на группы.

Так, в зависимости от типа права они классифицируются на принципы права, свойственные рабовладельческому, феодальному, капиталистическому  социальному праву. Выделяют также принципы, свойственные праву переходному от одного типа к другому.

В зависимости от своего характера принципы права подразделяются на социально-экономические, политические, идеологические, этические, религиозные и специально-юридические.

Строго говоря, специально-юридические принципы права – это социальные принципы, но переведенные на язык права, юридических конструкций, правовых средств и способов их обеспечения.

К специально-юридическим принципам права обычно относят:

Информация о работе Понятие, принципы и сущность права