Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:26, курсовая работа
Традиционно законность отождествлялась с нормопослушностью, правоприменительной дисциплиной, точным и неуклонным исполнением всех предписаний закона. Органы внутренних дел призваны выступать гарантом прав и законных интересов всех без исключения граждан (будь то преступник или пострадавший от преступления, материально обеспеченный человек или нищий и т.д.) и в своей деятельности должны подчиняться только закону.
Введение 3
1. Законность: понятие и содержание 5
2. Основные определения законности как правовой категории 11
3. Принципы законности 15
4. Гарантии законности 22
5. Законность и правовое государство в РФ 24
Заключение 27
Список используемой литературы
Н.Г. Александров рассматривал законность как "особенный общественный режим, как "обстановку", в которой правонарушения своевременно вскрываются и пресекаются, иными словами, законность определялась им как "устойчивый образ правоотношений".
П.Е.
Недбайло отмечал, что законность есть
состояние, которое характеризует
соблюдение всем обществом государственно-
2. Определение
законности как правовой
Законность - одно из центральных и наиболее сложных понятий правоведения. Существует множество его трактовок - от совпадающих до взаимоисключающих. Разброс мнений объясняется тем, что само это явление сильно политизировано, отражало и отражает устремления различных правящих элит, которые, сменяя друг друга, придавали категории законности нужное содержание и направленность, использовали в своих целях.
Именно
поэтому законность, как никакой
другой правовой институт, всегда имела
не только чисто теоретическое, но и
остро социальное и самое непосредственное
практическое значение, ибо от уровня,
состояния и понимания
Законность всегда включала в себя две стороны: наличие качественных, полноценных законов и их реальное претворение в жизнь. В России сегодня принято немало хороших, полезных законов, но все дело в том, что они плохо реализуются, оказываются неэффективными на практике. Причины - кризисное состояние общества, низкая правовая культура, юридический нигилизм, высокая преступность, отсутствие материальных ресурсов. Следовательно, необходимо "подтягивать", обеспечивать вторую сторону законности. Именно это должно быть сегодня на первом плане.
В литературе неизменно подчеркивается многоаспектность понятия законности, которая может быть охарактеризована как принцип построения и функционирования демократического правового государства, как определяемое им требование к деятельности всех властных структур, органов, организаций, учреждений, общественных объединений, их должностных лиц; как метод осуществления политической власти; как состояние общественной и государственной жизни. Безусловно, законность - это и непременный атрибут демократии, свободы личности, реальности прав человека.
Однако, несмотря на всю свою многогранность, законность имеет достаточно простое и краткое определение. Под законностью понимается строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами права существующих в стране законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Ключевым словом здесь выступает соблюдение. Именно в нем изначальный смысл и суть рассматриваемого явления в любой его интерпретации. Нет соблюдения - нет и законности.
Иначе говоря, речь идет о соответствии действий и поступков всех участников общественных отношений требованиям юридических норм. Чем выше степень этого соответствия, тем выше уровень законности, тем она прочнее и устойчивее. Отсюда законность - это реализующееся право. . Право, законы - естественная почва законности, ее питательные корни.
Такое понимание законности было преобладающим в советское время. Остается оно в принципе в силе (с различными вариациями) и сейчас поскольку там, где нет соблюдения законов, там нет и быть не может законности как таковой, ибо в этом случае она утрачивает одно из коренных, главных своих свойств.
В литературе отмечается, что
главный недостаток
Кроме того, понятие законности должно распространяться не только на область действия законов, но и на сферу их создания, т.е. законотворчество, а шире - все правотворчество, ибо эти процессы также подвержены оценке с позиций идей нравственности и законности. Не должны издаваться законы, ущемляющие права человека и гражданина, не соответствующие принципам международных гуманитарных стандартов.
Законы призвана уважать, прежде всего сама власть. В противном случае законность окажется неполной, усеченной, а власть – неправовой.
Таким образом, для раскрытия действительной сущности законности недостаточно лишь одного указания на необходимость соблюдения законов, хотя это и является одним из ее главных компонентов; есть и другие немаловажные составляющие. Иными словами, узкое понимание данного явления уже не соответствует современным представлениям о том, какой должна быть законность. Требуется новое ее "прочтение", более глубокое осмысление.
В научной литературе дискутируют о том, как понимать законодательство - только как совокупность законов или же и всех иных нормативных актов. Очевидно, что законодательство следует трактовать в широком смысле. В противном случае трудно было бы обеспечить режим законности в обществе. Понятие законности должно охватывать собой соблюдение всех юридических норм, а не какой-то их части.
Соблюдение законов,
Можно сколько угодно
Поэтому поиск приемлемого, более четкого и вместе с тем достаточно полного определения законности должен быть продолжен, как и осмысление проблемы в целом.
Состояние
законности в современной России оставляет
желать лучшего. По сути, она находится
в глубоком затяжном кризисе. Законы не
уважают и не соблюдают, даже Конституцию.
Процветает правовой нигилизм, переходящий
во многих случаях в беспредел. Много нарушений
допускается в самой правоохранительной
системе, особенно в органах милиции, где
само слово "законность" почти выпало
из их служебного лексикона. В этих условиях
кардинальное укрепление законности и
правопорядка, борьба с преступностью,
коррупцией, теневой экономикой становится
первостепенной и неотложной задачей,
от решения которой зависит судьба многих
других проблем.
3. Основные принципы
законности.
Под принципами законности понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие данное явление, как с внутренней, так и внешней стороны. В принципах раскрываются социальное и функциональное назначение законности, ее сущность, роль и место в обществе, связь с другими категориями (правом, политикой, культурой и т.д.). К основным принципам законности относятся следующие.
1. Принцип единства.
Этот принцип направлен на эффективное противодействие местничеству, ведомственности, региональному влиянию. Законность, если видеть в ней, прежде всего соблюдение законов, должна быть единой и одинаковой для всех и на всей территории страны. Она не может быть разной для разных регионов, а только единой всероссийской.
Соответственно и прокуратура, призванная осуществлять надзор за единообразным пониманием и соблюдением законности, должна иметь централизованное подчинение и не зависеть от местных властей. Для законности как единого общегосударственного режима не имеют значения местные условия, специфика, различия, ибо такие особенности, традиции учитываются в самих законах и иных нормативно-правовых актах, издаваемых субъектами Федерации. Требования же законности одинаковы.
Проблема
единства законности особенно обострилась
в связи с ростом в последнее
время регионального
К сожалению, сегодня в России фактически нет единой законности, общеюридическое поле размыто, на местах издаются законы и другие нормативно-правовые акты, противоречащие федеральному законодательству. Нарушаются конституционные основы построения правовой системы, правового регулирования, рвутся экономические и культурные связи.
Вместо этого устанавливаются разного рода цензы (оседлости, грамотности, языка, местожительства, гражданства), принимаются решения по вопросам исключительной компетенции центра. Появились многочисленные "разновидности" местной законности. Между тем понимание и применение законов не терпит разнобоя, самодеятельности. При всем разнообразии законов и других правовых актов, несхожести местных условий законность должна быть одна. В то же время единство законности не должно вести к ранжированию и шаблонизации в правотворческой и правоприменительной деятельности, к бюрократическому централизму, сковывать инициативу мест. Субъекты Федерации, проявляя разумную инициативу и учитывая своеобразие своих условий, соблюдали общие "правила игры", Конституцию РФ, не ущемляли права граждан, интересы государства. Такой подход вполне демократичен и оправдан.
Именно на это направлены инициативы Президента России, связанные с реорганизацией государственной власти в стране (это изменение порядка формирования Совета Федерации, образование системы федеральных территориальных округов, создание механизма отстранения региональных лидеров от должности за нарушения законов). Все эти меры призваны укрепить единство российской государственности, предотвратить ее распад, повысить управляемость утвердить обязательную для всех законность и порядок.
2.
Принцип недопустимости
В процессе соблюдения, исполнения и применения законов очень важно не допускать подмены законности целесообразностью. Высшая государственная целесообразность заключена в самом законе, коль он принят и действует. Если же исполнители, каждый по-своему, будут оценивать закон с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности, нужности или ненужности, выгодности или невыгодности и, следовательно, решать вопрос - руководствоваться им или не руководствоваться, то никакого порядка в обществе установить невозможно.
Существует презумпция целесообразности закона. Нецелесообразных законов в принципе не должно быть. Поэтому брать под сомнение закон по соображениям личной или какой-либо иной заинтересованности недопустимо. Равно как и исходить из "здравого смысла", "особых обстоятельств", "скрытых полномочий" и т.д. В свое время принималась в расчет прежде всего "революционная" или "классовая" целесообразность, позже - "социалистическая". Последствия известны.
Если же закон устарел, отстал от жизни или просто оказался неудачным, несовершенным, его надо отменить, изменить, поправить в установленном порядке, а не обходить, не нарушать, не поступать по своему разумению. Очень важна здесь роль юридической науки, которая призвана вовремя подмечать такие несоответствия, коллизии и вносить в официальные органы обоснованные предложения и рекомендации. Российская практика последних лет знает немало случаев, когда законность отступала на второй план перед политической и иной целесообразностью. Особенно это было заметно на начальном этапе реформ, в процессе форсированной приватизации, во время проведения первой "чеченской кампании", во взаимоотношениях центральной власти и субъектов Федерации. Подобные аномалии встречаются и сейчас. Целесообразность допустима лишь в рамках самого закона, который во многих случаях предоставляет такую возможность, например, при назначении альтернативных мер наказания, условно-досрочном освобождении, возбуждении уголовного дела и т.д. Но это - "разрешенная" целесообразность, не имеющая ничего общего с ее противопоставлением законности. Именно таково одно из обязательных условий построения правового государства. Строгое следование закону полезно и целесообразно. Еще римляне говорили: "Кто живет по закону, тот никому не вредит"; "Что законно, то и справедливо".