Понятие и формы реализации права

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:41, статья

Краткое описание

В зависимости от содержания правовых норм и от отношения к их осуществлению со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений оно способно создать либо демократический правопорядок, основанный на гарантированных правах и свободах граждан, либо тоталитарный строй с детальной регламентацией большой части общественных отношений, замкнутых на государство

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).

Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК), приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК).

Ведет ли эта первая стадия правоприменения к установлению объективной истины? Считается, что да, ведет. Всесторонняя оценка всех обстоятельств в совокупности, соблюдение всех правил сбора и закрепление доказательств позволяет рассматривать как достоверные те или иные фактические обстоятельства дела. Разумеется, на этом этапе правоприменения в случаях правонарушений устанавливается и деликтоснособпость правонарушителя - допустимо ли применение в отношении него санкций или речь должна идти, например, о принудительном лечении в психиатрической больнице.

Стадия установления юридической основы дела или юридической квалификации направлена на решение вопроса о том, какая норма права может быть применена в данном случае. Начало стадии состоит в выборе нормы, подлежащей применению. Основное внимание уделяется анализу официального текста нормативного правового акта, его дополнениям и изменениям, восполнению пробелов, разрешению коллизий, толкованию нормы и т.д. В сущности, это и есть сердцевина правоприменительного процесса.

Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ); «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ); «Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (ч. 1 ст. 4 ГК РФ) и т. д.

За ней следует стадия уяснение смысла и содержание правовой нормы. Это очень важная стадия, так как она помогает не только понять используемую норму, но и оценить ее эффективность, а при надобности заменить ее другой

Адресат может оспаривать выбор  нормы права, не соглашаться с  квалификацией его поведения, требовать  «переквалификации с одной статьи на другую», может спорить о фактических обстоятельствах дела - все это нормальное содержание правоприменения. Но итогом всех этих споров, разбирательств является властное, принудительное применение права к адресату правоприменения, к правонарушителю. И в этом отличие правоприменения от исполнения, соблюдения, использования права

Стадия принятия решения (подготовка юридического документа) - одна из основных. Именно на этой стадии осуществляется собственно правоприменение. Однако правильное правоприменение происходит тогда, когда правоприменитель не ошибся с квалификацией, выбором нормы права, проверил подлинность текста нормы права.

Для этого надо провести анализ текста нормы права, осуществить формально-догматический  подход к норме права: проверить  ее на законность появления, на действие во времени, в пространстве, по кругу лиц. Ведь текст мог писать любой человек, даже недоучки или «подмастерья» юридической профессии. Поэтому тексты нужно брать в официальных изданиях - собрания законодательства, официальных газетах (в России это «Российская газета», «Парламентская газета»), в ведомостях и т.п. анализируют по последней редакции с изменениями и дополнениями.

Особенно осторожно из-за возможных  опечаток, искажений надо относится  к нормам, помещенным в различных  сборниках, комментариях. По крайней  мере, ссылки на правовые нормы при предъявлении исков, в различных процессуальных документах должны быть сделаны официальными изданиям.

Затем акт, документ подписывается руководителем правоприменительное акта. Это означает официальное вступление его в силу.

Так же могут присутствовать факультативные стадии. Это разъяснение акта (может быть, а может и не быть).Согласование с лицами, которые этот акт затрагивает ,с юристами, финансовым отделом и т.д..Доведение до адресата (осуществляется в различных формах)

Заключительную стадию правоприменительного процесса составляет исполнение правоприменительного акта. На этой стадии контролируется достигнутый результат, в том числе проверяется правильность установленных фактов, юридической квалификации, действий правоприменителя, а также определяются порядок исполнения правоприменительного акта, лица, ответственные за исполнение решения.

На этой стадии государство вправе вмешаться в правоприменительную  деятельность для защиты законности, правопорядка и справедливости. На данной стадии реализуется принятое решение.

Ко всем этим стадиям правоприменительного процесса теория права формулирует  общие требования. Они таковы: правоприменители должны обеспечивать законность, обоснованность, справедливость и целесообразность правоприменения. В сущности, это не что иное, как принципы правоприменения.

Законность предполагает соблюдение всех процедурных требований при  квалификации обстоятельств дела, при  выборе и использовании нормы права. Обоснованность обеспечивает правильную квалификацию, выбор соответствующей нормы и распространение ее действия на оценку поведения адресата применения права. Справедливость - великий критерий, когда в оценке того или иного правонарушения необходимо считаться с его причинами, с личностью правонарушителя. Например, справедливым является соразмерное, а вовсе не супержестокое наказание. Справедливым может оказаться даже освобождение от наказания и, напротив, жестокое возмездие за античеловеческие преступления, например террористические акты.

Наконец, целесообразность - это также  принцип правоприменения, который  предполагает оценку конкретного правоприменения  по критерию - а надо ли вообще применять  право, социально полезно ли это, да и индивидуальные особенности, обстоятельства при этом следует учитывать правоприменителю.

Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение - это  то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное прстараюсьименение - это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных  норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

Правоприменительные акты

Большую роль в правоприменение  занимают правоприменительные акты. Правоприменительные акты имеют  много общих черт с нормативными правовыми актами, но между ними и немало различий.

«Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так  и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой  формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления - результат правоприменительной деятельности»

Особенности правоприменительных актов

Различия между рассматриваемыми актами состоят в следующем:

  1. правоприменительный акт регулирует единичное конкретное правоотношение, а нормативный правовой акт - общие по своему характеру отношения и устанавливает общую модель поведения;
  2. нормативный правовой акт является источником права, а правоприменительный акт, по общему правилу, таковым не считается;
  3. нормативный правовой акт распространяет свое действие на неопределенное число фактов и лиц, а правоприменительный акт действует лишь в отношении точно установленных лиц, фактов, действий;
  4. правоприменительный акт характеризуется однократным действием, а нормативный акт рассчитан на неопределенное время и многократность реализации;
  5. нормативный акт всегда имеет письменную форму, а правоприменительный акт помимо письменной формы может приниматься и устно, например устное распоряжение руководителя администрации предприятия, учреждения, или в форме жестов, так называемое конклюдентное действие, например жест регулировщика дорожного движения;
  6. решение, содержащееся в правоприменительном акте, не может выходить за пределы нормативного акта, за пределы общей нормы права.
  7. является юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы  представляют собой правоприменительные  акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки.

Классический правоприменительньтй акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Виды правоприменительных  актов

По своей природе и характеру  правоприменительные акты разнообразны и классифицируются по различным основаниям. Выделим критерии

  1. Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.
  2. По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения акты подразделяются на: исполнительные и правоохранительные.
        1. исполнительные правоприменительные акты констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением.
        2. правоохранительные акты издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений, например акты следственных, судебных, прокурорских органов.
  3. По субъектам-правоприменителям выделяют акты главы государства, правительственные акты, акты юрисдикционных органов, органов государственного управления.
  4. По форме различаются указы Президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и др.
  5. По способу принятия (процедуре) акты могут быть коллегиальными и единоначальными.
  6. По юридическому значению правоприменительные акты делятся на основные и вспомогательные.
    1. к основным обычно относят решения суда по гражданским делам, приговоры решения органа социального обеспечения о назначении пенсии.
    2. группу вспомогательных актов составляют протоколы осмотра места происшествия, очной ставки, постановление суда о назначении медицинской экспертизы, о наложении ареста на имущество для обеспечения иска и др.
  7. По способам выражения правоприменительного решения акты делятся на:
        1. акты-документы;
        2. акты-действия (например, удаление свидетеля из зала суда);
        3. акты-символы (дорожные знаки, обозначение запретной зоны).
  8. По времени действия акты могут быть однократного (одномоментного) действия (например, штраф, взимаемый контролером за безбилетный проезд) и длящегося действия (например, выплата назначенной пенсии, действие приговора суда).

Стадии  процесса применения норм права


Правоприменение — сложная деятельность. Продолжаясь во времени, она проходит несколько стадий, на каждой из которых выполняются этапные задачи, последовательно ведущие к достижению единой цели — принятию индивидуально-властного решения, регулирующего жизненную ситуацию.

Стадии правоприменения - это относительно обособленные комплексы правоприменительных действий, последовательно направленные на взаимообусловленное достижение целей, связанных с обеспечением надлежащей реализации юридической нормы по урегулированию проблемной жизненной ситуации.

Правоприменительный процесс можно  условно поделить на три стадии:

  • установление фактической основы дела;
  • выбор и анализ юридической нормы;
  • вынесение и документальное оформление правоприменительного решения.

Установление фактической  основы дела

Каждую жизненную ситуацию характеризует  огромное количество различных фактических обстоятельств. Но абсолютное большинство из них не имеет значения для ее юридической оценки. Поэтому по делу устанавливаются лишь две группы фактических обстоятельств.

Основные факты, которые вытекают из диспозиций норм материального права и непосредственно влияют на юридическую оценку жизненной ситуации (факт наличия субъективного права, факт его нарушения и т. д.). Неустановление или неправильное установление таких юридических фактов влечет отмену принятого решения по делу.

Вспомогательные (факультативные) факты, которые, не влияя непосредственно на юридическую квалификацию, правовую оценку содеянного, лишь способствуют установлению истины по делу. Они могут иметь место в доказывании по делу, а могут и отсутствовать, лишь способствуя установлению истины по делу. К ним относятся различного родадоказательственные факты, способные после их установления судом послужить доказательством обстоятельств, входящих в предмет доказывания (факт нахождения правонарушителя в другом месте), процессуальные факты (определение подведомственности разрешения спора), а также проверочные факты, способные подтверждать или опровергать доказательства (факт заинтересованности свидетеля в результате разрешения спора).

Все эти фактические обстоятельства, за исключением общеизвестных фактов (землетрясения), преюдициальных фактов,т. е. фактов, установленных уже вступившим в законную силу решением или приговором суда, и фактов, признанных другой стороной, подлежат установлению с помощью доказательств (ст. 73 УПК РФ; ст. 56 ГПК РФ).

Информация о работе Понятие и формы реализации права