Политико-правовые взгляды Платона и Сократа

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить политико-правовые взгляды мыслителей Древней Греции – Сократа и Платона.
Задачи исследования:
- ознакомиться с биографией Сократа;
- раскрыть теоретические позиции Сократа;
- выявить политические и этические идеи Сократа;
- исследовать личность и творчество Платона;
- раскрыть политические взгляды Платона;
- рассмотреть государство и право у Платона.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОКРАТА…….6
1.1. Краткая биография Сократа……………………………………………..6
1.2. Теоретические позиции Сократа………………………………………...8
1.3. Политические и этические идеи Сократа……………………………...10
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА…………..14
2.1. Общая характеристика личности и творчества Платона…………...14
2.2. Политические взгляды Платона………………………………………...17
2.3. Государство и право у Платона………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………28

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

     Однако  Платон не абсолютизирует роль закона, так как и последний имеет  пределы, обусловленные ограниченностью ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда этот закон был целесообразен. Человеческий разум должен стоять выше закона и в случае необходимости корректировать его или заменять на новый. Никому, под страхом смертной казни, не позволяется нарушать закон. Платон указывает два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При этом отмечает, что законодатели часто забывают про первое и злоупотребляют вторым. С помощью убеждения государство должно кропотливо и систематически воспитывать у своих граждан такую способность, как умение подчиняться. Платон говорит, что граждане обязаны повиноваться законам не слепо, а с полным сознанием их разумности, пользы и даже  необходимости. Способность подчиняться философ ставит выше умения властвовать.

     Платон  различает правильные и неправильные законы. Правильными он считает  лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы. Остальные законы, не удовлетворяющие этому требованию, - неправильные.  В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестоко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи. Существенное значение придается идеологической обработке проектируемого государства путем внушения представлений о божественности и незыблемости учрежденных порядков и законов, суровых, загробных карах за их нарушение.

     «Законы»  являются более подробным политическим проектом, и это объясняется крайним недоверием Платона к людям и его стремлением все предусмотреть и предначертать. Он хочет связать волю правителей и граждан законодательством, которое должно быть строго охраняемо от всяких нововведений. Вместо абсолютного правления философов, Платон предлагает неизменное законодательство, написанное философом для безусловного исполнения.

     В диалоге “Законы” Платон писал: “Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон-владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”.

     Таким образом, хотя «Законы» и являются проектом, наиболее приближенным к действительности, Платон и здесь остается чистым идеалистом. Несмотря на то, что  он хотел  представить устройство, приспособленное к человеческой природе, однако и здесь свобода вполне приносится в жертву общественной цели.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В ходе работы автором сделаны следующие выводы:

     Великий древнегреческий мыслитель Сократ родился в Афинах в 469 или 470 году до нашей эры. Принципиальным критиком софистов был Сократ - это одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции, или линии Платона» в античной философии.

     Теоретическая позиция Сократа не тождественна тем или иным практически существовавшим в его времена политическим порядкам. Это, однако, не означает, что у Сократа не было определенных социально-политических симпатий или антипатий. Так, в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ расценивал аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы и Мегары. Отрицательно Сократ относился к «крайней» демократии в родном полисе, при господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты и потеряли свои ведущие позиции во всей Элладе. Основные отступления сложившихся в Афинах общественно-политических порядков от разумных начал Сократ видел в тяге своих сограждан к стяжательству и в некомпетентности демократического правления.

     Сократ - великий античный мудрец, - стоит  у истоков рационалистических и  просветительских традиций европейской  мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

     Политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написаны в жанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Автор неоднократно пробовал воплотить в жизнь свой проект оптимального государственного управления.

     Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который  в систематической форме представил свое понимание государств. Политико-правовая доктрина Платона была нацелена на то, чтобы законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость или самодостаточность. Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. В арсенал последующей истории политических учений вошли многие его теоретические конструкции, как гносеологические ценные, так и иллюзорные. Различна и социально-политическая и идеологическая направленность их использования. Без критического осмысления всего этого невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в истории политических учений и современной теории политики, государства, но также и верный подход к политической практике.

     Диалог  «Законы» является последним сочинением Платона. В нём он изложил второй проект наилучшего государственного устройства, приближая его к действительности греческих полисов. «Законы» — это огромное произведение в двенадцати книгах, по объему превышающее любой диалог Платона. 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
1. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений // Учебник. М; 2002.

2. Асмус В.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. ЖЗЛ. - М.1995. -225с.

3. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений. М;  1997.

4.  Васильева Т.В. Путь к Платону. М., 1999. – 217с.

5. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. М; Юристъ, - 2003. – 289с.

6. История политических и правовых учений. / Под. ред. В.С. Нерсесянца. — М.:НОРМА, 2001. - 736с.

7. История политических и правовых учений. / Под. ред. О.Э. Лейста. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. - 688с.

8. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. — М.: Наука, 1979. - 350с.

9. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений// Учебник для вузов. Изд-во: Высшее образование. 2005. – 312 с.

10. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. Изд-во: Юнити. 2005. – 591с.

11. Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики: учебное пособие. - Краснодар, 1994. - 210 с. 
 
 
 
 
 

 
 

Информация о работе Политико-правовые взгляды Платона и Сократа