Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа
Цель исследования: изучить политико-правовые взгляды мыслителей Древней Греции – Сократа и Платона.
Задачи исследования:
- ознакомиться с биографией Сократа;
- раскрыть теоретические позиции Сократа;
- выявить политические и этические идеи Сократа;
- исследовать личность и творчество Платона;
- раскрыть политические взгляды Платона;
- рассмотреть государство и право у Платона.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ СОКРАТА…….6
1.1. Краткая биография Сократа……………………………………………..6
1.2. Теоретические позиции Сократа………………………………………...8
1.3. Политические и этические идеи Сократа……………………………...10
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ ПЛАТОНА…………..14
2.1. Общая характеристика личности и творчества Платона…………...14
2.2. Политические взгляды Платона………………………………………...17
2.3. Государство и право у Платона………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………28
Однако Платон не абсолютизирует роль закона, так как и последний имеет пределы, обусловленные ограниченностью ситуаций, которые он должен регулировать, и спецификой исторической эпохи, когда этот закон был целесообразен. Человеческий разум должен стоять выше закона и в случае необходимости корректировать его или заменять на новый. Никому, под страхом смертной казни, не позволяется нарушать закон. Платон указывает два средства, с помощью которых законы выполняются: убеждение и сила. При этом отмечает, что законодатели часто забывают про первое и злоупотребляют вторым. С помощью убеждения государство должно кропотливо и систематически воспитывать у своих граждан такую способность, как умение подчиняться. Платон говорит, что граждане обязаны повиноваться законам не слепо, а с полным сознанием их разумности, пользы и даже необходимости. Способность подчиняться философ ставит выше умения властвовать.
Платон различает правильные и неправильные законы. Правильными он считает лишь те законы, которые установлены ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы. Остальные законы, не удовлетворяющие этому требованию, - неправильные. В «Законах» Платон основную ставку делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестоко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи. Существенное значение придается идеологической обработке проектируемого государства путем внушения представлений о божественности и незыблемости учрежденных порядков и законов, суровых, загробных карах за их нарушение.
«Законы» являются более подробным политическим проектом, и это объясняется крайним недоверием Платона к людям и его стремлением все предусмотреть и предначертать. Он хочет связать волю правителей и граждан законодательством, которое должно быть строго охраняемо от всяких нововведений. Вместо абсолютного правления философов, Платон предлагает неизменное законодательство, написанное философом для безусловного исполнения.
В диалоге “Законы” Платон писал: “Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью. Там же, где закон-владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги”.
Таким образом, хотя «Законы» и являются проектом, наиболее приближенным к действительности, Платон и здесь остается чистым идеалистом. Несмотря на то, что он хотел представить устройство, приспособленное к человеческой природе, однако и здесь свобода вполне приносится в жертву общественной цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы автором сделаны следующие выводы:
Великий древнегреческий мыслитель Сократ родился в Афинах в 469 или 470 году до нашей эры. Принципиальным критиком софистов был Сократ - это одна из интереснейших и популярнейших фигур в духовной истории человечества. Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции, или линии Платона» в античной философии.
Теоретическая позиция Сократа не тождественна тем или иным практически существовавшим в его времена политическим порядкам. Это, однако, не означает, что у Сократа не было определенных социально-политических симпатий или антипатий. Так, в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ расценивал аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы и Мегары. Отрицательно Сократ относился к «крайней» демократии в родном полисе, при господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты и потеряли свои ведущие позиции во всей Элладе. Основные отступления сложившихся в Афинах общественно-политических порядков от разумных начал Сократ видел в тяге своих сограждан к стяжательству и в некомпетентности демократического правления.
Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". Все они написаны в жанре диалога между Сократом и другими греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Кефалом. В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Автор неоднократно пробовал воплотить в жизнь свой проект оптимального государственного управления.
Платона
можно считать одним из первых
древнегреческих философов, который
в систематической форме
Диалог
«Законы» является последним сочинением
Платона. В нём он изложил второй
проект наилучшего государственного устройства,
приближая его к
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акмалова А.А.,
Капицын В.М. История политических и правовых
учений // Учебник. М; 2002.
2. Асмус В.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. ЖЗЛ. - М.1995. -225с.
3. Борисов Л.П. Краткие очерки истории политических учений. М; 1997.
4. Васильева Т.В. Путь к Платону. М., 1999. – 217с.
5. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. М; Юристъ, - 2003. – 289с.
6. История политических и правовых учений. / Под. ред. В.С. Нерсесянца. — М.:НОРМА, 2001. - 736с.
7. История политических и правовых учений. / Под. ред. О.Э. Лейста. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2001. - 688с.
8. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. — М.: Наука, 1979. - 350с.
9. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений// Учебник для вузов. Изд-во: Высшее образование. 2005. – 312 с.
10. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. Изд-во: Юнити. 2005. – 591с.
11. Щербаков
А.И. Древнегреческая философия эпохи
классики: учебное пособие. - Краснодар,
1994. - 210 с.
Информация о работе Политико-правовые взгляды Платона и Сократа