Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:15, курсовая работа
Итак, целью данной курсовой работы является исследование категории политический (государственный) режим, как содержательно – динамическую сторону и выражение государственной власти.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение политического (государственного) режима;
выявить факторы возникновения и признаки политического (государственного) режима;
дать характеристику основных типов политического режима;
выявить динамику режима как элемента формы государства.
Таким образом, в современной науке существует множество классификаций политических режимов. Однако следствием их обилия являются сложности в понимании сути режимов и, соответственно, в постановке и достижении согласия в разрешении вопросов, касающихся режимов. На данный момент общепринятым и стандартным считается деление политических режимов на демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные).
Рассмотрим указанные типы политических
режимов подробнее.
Глава 2. Характеристика политических (государственных) режимов.
§ 2.1 Демократический политический режим.
Термин «демократия» происходит от греческого слова demokratia, состоящего в свою очередь из двух слов: demos — народ и kratos — власть, правление. Следовательно, «демократия» в буквальном смысле означает «народовластие». Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.12
Демократии как разновидности политического режима присущи следующие основные признаки, выделяемые в научной литературе:
1)Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Речь идет в первую очередь о личных и политических правах (так называемых «правах первого поколения» или «естественных правах») человека и гражданина. К гарантированным в демократическом государстве правам следует отнести также и социальные права, «права второго поколения» — право на достойную жизнь, право на труд, на повышение своего культурного статуса. Наличие и гарантированность политических прав проявляется в свободных периодических выборах, возможности проведения референдума и других политических правах.13
2) предполагается существование правового государства и гражданского общества;
3)выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
4)силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы
безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
5)доминируют методы убеждения, компромисса;
6)политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
7)реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений);
8) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства. Эти два положения в демократическом государстве связаны, поскольку нарушение прав меньшинства само по себе является отрицанием демократического политического режима;14
9)информированность о происходящих в обществе процессах. Главную роль здесь играют независимые средства массовой информации, особое место среди которых занимает компьютерная сеть Интернет в связи с оперативностью и относительно недорогим способом распространения информации.15
Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
Таковы существенные черты демократического
политического режима, отличающие его
от авторитарного и тоталитарного режимов.
Знание вышеперечисленных признаков имеет
важное значение, помогает четче ориентироваться
в квалификации системы методов, приемов
и средств осуществления политической
власти.16
§2.2. Тоталитарный политический режим.
Термин «тоталитаризм» (от лат. totus – весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX века. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии. В 1929 году газета «Таймс» употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием «тоталитаризм» режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах «победившего социализма».17
В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:
Таким образом, можно дать следующее определение тоталитарного режима. Тоталитарный режим – это политический режим, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.
§2.3. Авторитарный политический режим.
Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой – жестче, антинароднее, чем демократический.
Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).19
Основные характеристики авторитарного политического режима:
• в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
• игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно – распорядительные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
• роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
• суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
• сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
• в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
• сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;
• существует частичный плюрализм;
• права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
• силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.20
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные его разновидности.
На основе выше сказанного можно выделить два параметра, которые отличают авторитарный политический режим от тоталитарного:
1)
если при тоталитаризме
2) если при тоталитаризме осуществляется
систематический террор по отношению
к противникам, то в авторитарном обществе
проводится тактика «выборочного» террора,
направленного на предотвращение возникновения
оппозиции.21
Глава 3. Динамика режима как элемента формы государства.
§3.1 Динамика политических режимов.
Рассматривая политические режимы, мы приходим к выводу, что те средства, методы, способы государственного управления, которые и формируют политический режим, создаются в результате наличия определенных отношений в политической системе данного государства. Действительно, государственная власть по своей природе является властью политической. Решения и действия, предпринимаемые ею, в силу указанной особенности государственной власти, также политические по своему характеру. Следовательно, в случае наличия определенных изменений политической системы данного государства произойдет и преобразование тех методов, которые использует власть для управления страной. Можно выделить три группы причины, приводящие к динамике политического режима.
Во – первых, определенные методы государственного управления, составляющие политический режим, зависят от целей носителя государственной власти. В зависимости от постановки тех или иных политических задач, их изменения, государственное руководство выбирает те методы, которые могут привести к успешному достижению этих целей. Следовательно, изменение политического курса может привести к изменению и государственного режима (или отдельных его элементов).