Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:15, курсовая работа
Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
Введение. 2
Понятие формы государства. 4
Форма правления. 4
2.1 Монархические формы правления. 4
2.2 Республиканские формы правления. 8
Форма государственного устройства. 10
3.1 Унитарная форма. 10
3.2 Федеративная форма. 10
3.3 Конфедеративная форма. 11
Политический (государственный) режим. 11
4.1 Демократический режим. 11
4.2 Антидемократический режим. 12
Заключение 14
Список литературы 15
В
республиканской форме
Отличительными чертами президентской республики (США, Мексика, и др.) служит то, что избираемых на всенародных выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной власти. Он формирует исполнительную администрацию или правительство, которые ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует должность премьер-министра. Президент не может распустить парламент, парламент не может отправить в отставку администрацию (правительство).
Парламентская республика (Италия, Венгрия и др.) юридически характеризуется тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное пред ним правительство и избирает президента, являющегося главой государства, но не исполнительной власти. Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложению правительства, возглавляемого премьер-министром. Парламент может уволить в отставку правительство, выразив ему вотум недоверия, который должно поддержать парламентское большинство. В этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и объявить досрочные выборы.
Третьей разновидностью республиканской формы правления является республика смешанного типа (полупрезидентская республика). Ей характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики. Президент является главой государства и избирается, как правило, на всеобщих выборах и наделен юридически и реально большими полномочиями. Однако правительство формируется парламентским путем и ответственно политически не только перед президентом, но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. Президент имеет право роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств. Для республик смешанного типа характерен дуализм исполнительной власти. Классическим образцом республики смешанного типа является Франция по Конституции 1958 года. Также к этому типу относятся Португалия, Ирландия, Финляндия. Особенно широкое распространение такая форма правления получила в государствах Польши, Румынии, Болгарии, Украины.
3.
Форма государственного
устройства
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.
Различают три вида государственного устройства: унитарное, федерация и конфедерация.
3.1. Унитарная форма.
Унитарное
– это слитное государство, не разделенное
на более мелкие образования, а состоящее,
как правило, из административно-
Унитарная
форма характерна для небольших,
однонациональных, а также для монархических
государств.
3.2. Федеративная форма.
Федерация – объединение, союз нескольких государственных образований для создания одного нового союзного государства.
Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому пример).
Федеративное
устройство России основывается на таких
принципах, как принцип государственной
целостности, принцип единства государственной
власти, принцип разграничения
Менее
распространённой в мире по сравнению
с унитарным государством и федерацией
является конфедерация.
3.3 Конфедеративная форма.
Конфедерация – союз государств, сохраняющих независимое существование и объединяющих для координации некоторых действий (военных, внешнеполитических и т.д.).
Конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.
Одни учёные считают, что конфедерацию вообще нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. По их мнению, в данном случае имеет место не государство, а союз, сообщество, объединение каких – либо организаций, в том числе и различных государств. Примерами таких организаций являются ООН, НАТО и другие.
Конфедерация
нередко рассматривается как
промежуточное звено на пути движения
государств к федерации. В настоящее
время конфедерацией в формально –
юридическом плане считается Швейцария,
хотя фактически она является федерацией.
4. Политический (государственный) режим.
Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления государственной власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
В
зависимости от особенностей набора
методов и средств
4.1 Демократический режим.
Демократическому
режиму присущи: наличие в государстве
демократии, т.е. такой формы власти, которая
основана на признании народа в качестве
источника власти; выборность и сменяемость
высших органов государственной власти,
их подотчетность избирателям; разделение
государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную; конституционное
признание, закрепление и реальное гарантирование
основных личных, экономических, политических
и иных прав и свобод человека и гражданина,
(ограничение прав и свобод допускается
только на основании и в соответствии
с законом); защищенность личности от произвола
и беззакония, возможность реально защищать
свои права, свободы и законные интересы
от любых посягательств, в том числе государственных
органов и должностных лиц: существование
ряда политических, в том числе оппозиционных,
партий; невмешательство государства
в частную жизнь граждан; гласность в деятельности
государства.
4.2. Антидемократический режим.
Антидемократический режим является противоположностью демократического и характеризуется обратным набором признаков. Особое значение имеет подразделение данной разновидности политического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические. Для последних характерно формальное признание и конституционное закрепление наиболее значимых демократических институтов и ценностей, с одной стороны, и их полное или частичное игнорирование — с другой. Типичными примерами псевдодемократических режимов являются режимы, существовавшие в бывшем СССР и ряде других стран социалистического содружества. В настоящее время подобные режимы существуют в Корейской Народно-Демократической Республике и на Кубе.
В зависимости от степени ограничения демократии антидемократические режимы подразделяются на авторитарные и тоталитарные.
Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества
Исходя
из вышеизложенного, авторитаризм- политический
режим, при котором неограниченная
власть сконцентрирована в руках одного
человека или группы лиц, не допускающих
политическую оппозицию, но сохраняющую
автономию личности и общества во вне
политических сферах.
Заключение.
И так, рассмотрев все три элемента формы государства (форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима) можно сделать вывод, что все эти подразделения четко взаимодействуют между собой.
К
монархической форме правления
подходит унитарная форма
Ответить же на вопрос: « Какое государственное устройство является абсолютным для всех народов и во все времена?», вряд ли возможно даже изучив все формы государства. Идет время, меняется характер, менталитет населения, меняются политические направления, отсоединяются республики, переходя в ранг независимых государств, или объединяются государства, создавая конфедерации. И какая форма государства будет приоритетной предугадать сложно.
По
всей видимости, наилучшим государственным
устройством будет то, которое
при данных конкретных обстоятельствах
обеспечит всем своим гражданам наибольшее
счастье, не ущемляя при этом их свободу
и достоинство.
Список
использованной
литературы:
1. Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001 .
2. Алексеев С.С. "Государство и право" Москва, 1993г.
3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.
4. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994
5. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996
6. Теория
государства и права: Курс лекций. / Под
ред. Матузова Н.И и Малько А.В. 2001