Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 03:42, курсовая работа
Обыденные представления о праве чаще всего связаны с определением права в субъективном смысле - право как нечто принадлежащее индивиду, как то, чем он может свободно распорядиться под защитой государства без чьего-либо вмешательства (право на труд, на отдых и т.д.).
Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права в качестве совокупности правил поведения (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел.
Введение
1. Понятие права.
1.1. Термин право.
1.2. Позитивное право.
1.3. Формы позитивного права.
2. Понятие морали.
2.1. Термин мораль.
2.2. Функции морали
3. Право и мораль.
3.1. Единство права и морали.
3.2. Взаимосвязь права и морали.
3.3. Противоречия между правом и моралью.
Заключение.
Литература.
Результатом правотворческой деятельности является нормативный юридический акт, через который в позитивное право вводятся новые нормы, изменяются или отменяются старые.
Главным юридическим актом является закон. Древнейшие юридические памятники, такие, как индийские законы Ману, Кодекс законов царя Хаммурапи, древнеримские законы XII таблиц, “Русская Правда” и другие, представляют собой компиляции, объединяющие и прямые законодательные положения, и обобщенное изложение судебных прецедентов, и положения обычного права.
В ходе правового развития право судей и право законодателя и сложились как две системы права: прецедентная система и законодательная система.
Мораль - система взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей. Она регулирует их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаются личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса, либо социальной группы.
По мнению Агешина, « под моралью принято понимать совокупность принципов или норм поведения людей, регулирующих их отношения друг к другу, а также к обществу, к определенному классу, и государству, к родине, к семье и так далее и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества или определенного класса».
Мораль зародилась раньше права, так как наряду с обычаями она регулировала первобытно-общиные отношения. Нормы морали являются продуктом человеческого развития.
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества
регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Мораль включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.
Мораль – предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Функцию согласования действий множества людей и выполняет мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни – в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.
Критериями человеческих норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
§ 2.2. Функции морали
Агешин в своей работе «Политика, право, мораль» считает, что социальное назначение морали заключается в постоянном воспроизведении отношений нравственной зависимости между людьми. Осознание этой зависимости служит необходимым условием свободы выбора и нравственной ответственности личности перед обществом, важнейшим фактором поддержания жизнеспособности общества, социального прогресса. Область отношений, регулируемых моралью, охватывает поведение и сознание людей во всех без исключения сферах.
Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии функций. Эти функции сформированы таким образом:
- регулятивная, (включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную);
- воспитательная, (содержит в себе отчасти оценочно-императивную,
мотивационную);
- познавательная, (содержит ориентирующую и прогностическую);
- оценочно-императивная,
- ориентирующая,
- мотивационная,
- коммуникативная (обеспечивает общение людей),
- прогностическая и др.
Моральное регулирование, по мнению Агешина, предполагает наличие идеала, выражающего представление общества или класса о нравственном совершенстве, систему норм; соблюдение которых необходимо для функционирования общества, достижения им своих моральных целей; особые формы социального контроля, обеспечивающего реализацию моральных норм.
Также Агешин считает, что эффективность морального регулирования определяется тем, насколько личность усвоила требования морали; насколько эти требования соблюдаются ею сознательно, самостоятельно.
Элементами морального регулирования являются:
1.идеал, выражающий представление общества, классов,
социальной группы о нравственном совершенстве;
2.система норм, соблюдение которых является необходимым условием
функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей;
3.особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию
моральных норм, в том числе общественное мнение.
Регулятивная функция. Особенностью регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание.
Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества, т.е. каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям.
Идет саморегуляция личности и социальной сферы в целом.
Познавательная функция:. мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей.
Мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в
качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой,
можно построить свою жизнь.
Воспитательная. Нравственное воспитание всегда считалось основой
всякого другого. Нравственность не приучает к соблюдению свода
правил, воспитывает способность руководствоваться идеальными
нормами и соображениями.
В реальности они всегда тесно взаимосвязаны друг с другом. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство.
Право и мораль – самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою особую ценность. Более того, по природе и происхождению они вообще находятся в различных плоскостях.
Право и мораль имеют общие черты, свойства, проявляющиеся в том, что они входят в содержание культуры общества. Они являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Общей целью права и морали является согласование интересов личности и общества, обеспечение и возвышение достоинства человека, поддержание общественного порядка.
Их единство основывается на общности культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
По мнению Лукашевой, право и мораль, как социальные регуляторы имеют дело с проблемами свободой воли личности и его ответственности за свои действия. Данная проблема привлекла пристальное внимание общественной мысли, прежде всего, философской, этической, правовой.
Мутагиров в своей работе «Права и свободы человека» очень четко выразил права и свободы человека, рассмотрев их исходя из всех концепций, аспектов и институтов защиты и реализации прав и свобод. Его слова: «…фундаментальные человеческие права составляют основу всех остальных прав – прежде всего, гражданских и политических». Несомненно, государство закрепляет за каждым гражданином и человеком возможность защиты его основных прав и свобод. Однако, по справедливому замечанию Мутагирова, лучшим и наиболее действенным защитником прав, свобод, чести достоинства человека может стать он сам, но при условии, что он будет знать обо всех своих правах и свободах, о нормах и правилах взаимоотношений свободных индивидов, являющихся основой и гражданского и политического обществ.
К общим чертам права и морали относится следующее:
1. являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
2. имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;
3. им свойственна общая цель, а именно утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;
4. они состоят из общих правил поведения, выражающих определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержания на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;
5. имеют нормативный характер, т.е. и в тех и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативное последствие для нарушителей нормы;
6. представляют собой средства активного воздействия на поведения людей.
И право и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.
Общность права и морали, порожденная едиными общественными отношениями, дополняется общностью их функционального значения, право и мораль формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную ориентацию общества. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регуляторами поведения людей.
Право во всех его проявлениях – как нормативная система, движение
общественных отношений, правосудие, должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности.
Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных категорий гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и человеческого достоинства, свободы и ответственности.
Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение –воздействие на поведение людей.
Общее в праве и морали обусловлено еще и тем, что их нормы всегда
являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность – пружины исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях.
§ 3.2. Взаимосвязь права и морали
Мораль и право тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обуславливается тем, что законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования. Воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.
Правовая система государственно-организованного
1. нравственная основа права, является важной составной
величиной общей регулятивной потенции права;
2. право должно быть нравственным, законы должны быть
справедливыми и гуманными.
Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья.
С точки зрения Е. А. Лукашевой, исследование проблемы взаимодействия права и морали следует начинать с генезиса и социальной сущности нормы, выявления ее места в системе общественных отношений, в социальной деятельности людей.
Нормативная структура – один из важнейших признаков правовой и моральной системы. Нормативность характерна и для различных форм сознания (политического, правового, морального, эстетического).
Общественное сознание на основе практической деятельности вырабатывает общие принципы, ценности, оценки, суждения, которые вплетаются в реальные общественные отношения, выступая регулятором поведения людей. Поэтому норма является сплавом общественных отношений и сознания, она органично проникает и в отношения, и в сознание и придает им энергию социального регулятора.
Необходима твердая правовая организация, которая могла бы присоединить к внутренним мотивам сдерживающую силу внешнего закона и охранительный надзор власти. Только организация твердого правового порядка вносит в общество прочное и устойчивое замирение различных общественных элементов. Но когда достигается эта цель более прочного внешнего замирения, создается и лучшая почва для развития нравственных отношений. Под охранительной сенью закона, обеспечивающего общественный порядок, утверждаются и упрочиваются моральные
связи.
С другой стороны, запрещая и карая злые проявления человеческой воли,
право имеет известное воспитательное значение. Оно уничтожает необузданный произвол человеческих страстей и в самом внутреннем мире человека оставляет следы своего воздействия.