Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:51, доклад
Огромное значение пчелы имели в жизни древних славян, особенно расселяющихся в северные и северо-западные районы. Особенно широкое развитие в период феодализма получило бортевое пчеловодство. Бортью в Древней Руси называлось естественное, а затем и искусственное дупло, а участки леса, где водились пчелы, - бортевыми ухожиями. Первые письменные указания о быте и хозяйстве славян принадлежат арабам, которые побывали у нас гораздо раньше греков.
Пчеловодство на Руси
Огромное значение пчелы имели
в жизни древних славян, особенно расселяющихся
в северные и северо-западные районы. Особенно
широкое развитие в период феодализма
получило бортевое пчеловодство. Бортью
в Древней Руси называлось естественное,
а затем и искусственное дупло, а участки
леса, где водились пчелы, - бортевыми
ухожиями. Первые письменные указания
о быте и хозяйстве славян принадлежат
арабам, которые побывали у нас гораздо
раньше греков.
Ибн-Даста не был путешественником, но
он добросовестно записал рассказы своих
современников, которые побывали в Киеве
и других местах Руси. Ибн-Даста в книге
"Драгоценных сокровищ" пишет: "Страна
славян - страна ровная и лесистая; в лесах
они и живут. Они не имеют ни виноградников,
ни пашен. Из дерева они выделывают род
кувшинов, в которых находятся у них и
уль для пчел, и мед пчелиный сберегается.
... Один кувшин заключает в себе 10 кружек
его." В своих записках Ибн-Даста не
упоминает об охоте славян, хотя русские
меха, поступавшие на восточный рынок,
ценились там очень высоко. Не упоминаются
и другие виды хозяйства и промыслов. Из
этого следует, что пчеловодство у славян
стояло на одном из важнейших мест по сравнению
с другими видами хозяйства, поэтому оно
всегда находило отражение в записках
иностранных путешественников и купцов
в Русь.
Другой причиной упоминания бортничества
было, вероятно, действительно массовое
занятие им на Руси и обилие пчел и продуктов
пчеловодства по сравнению с другими странами,
что в первую очередь и поражало путешественников.
О важности бортевых ухожий в экономике
семьи и всего государства говорит тот
факт, что еще в 12 веке существовал специальный
медовый налог, который взимался только
медом и ни в коем случае не мог заменяться
ни деньгами, ни другими продуктами. Мед
служил важным источником поступления
иностранных товаров в страну. Купцы довозили
его до Греции и Египта.
Бортники не только
пользовались готовыми дуплами, но и готовили
их специально. Видимо этим объясняется
поражавшее воображение иностранных путешественников
обилие диких пчел у славян. Бортевые
ухожия являлись важной частью крестьянского
хозяйства вплоть до 17 века, когда стали
появляться пасеки. Со времен Киевской
Руси и образования Московского государства
мед и воск играли огромную роль в экономике
народа и являлись важнейшими продуктами
внутренней и внешней торговли. Бортничество
становится специальным промыслом многих
людей, даже появляется промысловое сословие
бортников.
В Сборнике законов Киевской Руси "Русской
правде" Ярослава Мудрого бортничеству
были посвящены отдельные статьи. С нарушителей
закона взимался большой штраф. За уничтожение
княжеской борти бралось три гривны штрафа,
а крестьянской - две гривны. Три гривны
в то время стоила одна лошадь и девять
овец; плата должнику, поступившему к заимодавцу
для расплаты личным трудом, составляла
всего полгривны в год. За нарушение бортной
межи брали штраф в 12 гривен. Основы охраны
бортного пчеловодства изложены так же
в Новгородской летописи (1016 г,) и в Псковской
Судной Грамоте (1397). Аналогичные статьи
были и в "Московском Судебнике" (1550)
Ивана Грозного, и в "Уложении" (1649)
Алексея Михайловича. При Федоре Алексеевиче
была произведена первая перепись бортей
в казенных лесах. Период с 10 до начала
17 века характеризуется расцветом бортничества
на Руси. Постепенно с ростом населения
и развитием сельского хозяйства и промышленности
начали вырубаться леса, и возникла необходимость
охраны бортей. Бортники стали выпиливать
из деревьев дупла с пчелами и переносить
их поближе к дому на специально расчищенный
от леса (просеченный) участок, который
назывался пасекой. Постепенно люди научились
сами изготовлять жилище для пчел - колоды
и дуплянки. Из толстого кряжа не менее
0.7 метра в диаметре и длиной до 1.5 метров
выдалбливали внутреннюю часть дерева.
Боковое отверстие закрывалось должеей
с летковыми отверстиями. Сверху дупла
для крепления сотов устанавливали "кресты"
и закрывали верхней должеей и берестой.
Колоды устанавливали на землю вертикально
(стояки) или горизонтально (лежаки). В
старинной рукописи, датированной 1525 годом
Павел Иовий Новокомский - знаменитый
историк того времени писал "... в московской
земле самая верная жатва получается от
воску и меду. Ибо вся страна преисполнена
весьма плодовитыми пчелами, которые изготовляют
превосходный мед. ... по лесам и весьма
густым рощам можно неоднократно
видеть многотысячные рои висящих на ветках
деревьев пчел.
Часто находят огромное количество сотов,
скрытых в деревах, и старый мед, покинутый
пчелами ... в удивительной толщине древесных
пней находят иногда превеликие озера
меду". До появления сахара мед был единственным
сладким продуктом для человека. Воск
широко применялся в домашнем хозяйстве
для освещения и совершения религиозных
обрядов (особенно после принятия христианства).
Пчеловодством в это время занимались
почти все крестьяне. Так, по сообщению
А.С. Дембовецкого, в начале 17 века редкий
крестьянин Могилевской губернии не получал
от 2 до 5 пудов сотового меда. По отчету
инвентарного комитета и инвентарей помещичьих
имений в 1846 году в Минской губернии насчитывалось
117 тыс. ульев, в том числе у помещичьих
крестьян 80320, а у казенных - 12400 ульев. На
крестьянский двор приходилось более
одного улья, а в Мозырском и Бобруйском
уездах - боле двух ульев. С колоды получали
10-12 фунтов, а с отдельных до 1.5 пудов меда.
Мед продавали по 3- 5 рублей серебром за
пуд, воск - 12-20 рублей. Осмотры пчел проводили
два раза в год: первый - непременно в день
Благовещенья (25 марта/ 7 апреля), этот осмотр
назывался веснованием. Подрезались излишки
меда. Второй осмотр в конце сентября -
подглядыванье или подбиранье - проводили
основной сбор меда.