Пчеловодство на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:51, доклад

Краткое описание

Огромное значение пчелы имели в жизни древних славян, особенно расселяющихся в северные и северо-западные районы. Особенно широкое развитие в период феодализма получило бортевое пчеловодство. Бортью в Древней Руси называлось естественное, а затем и искусственное дупло, а участки леса, где водились пчелы, - бортевыми ухожиями. Первые письменные указания о быте и хозяйстве славян принадлежат арабам, которые побывали у нас гораздо раньше греков.

Файлы: 1 файл

Пчеловодство на Руси.docx

— 27.42 Кб (Скачать)

Пчеловодство  на Руси

Огромное значение пчелы имели в жизни древних славян, особенно расселяющихся в северные и северо-западные районы. Особенно широкое развитие в период феодализма получило бортевое пчеловодство. Бортью в Древней Руси называлось естественное, а затем и искусственное дупло, а участки леса, где водились пчелы, - бортевыми ухожиями. Первые письменные указания о быте и хозяйстве славян принадлежат арабам, которые побывали у нас гораздо раньше греков.  
 
Ибн-Даста не был путешественником, но он добросовестно записал рассказы своих современников, которые побывали в Киеве и других местах Руси. Ибн-Даста в книге "Драгоценных сокровищ" пишет: "Страна славян - страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева они выделывают род кувшинов, в которых находятся у них и уль для пчел, и мед пчелиный сберегается. ... Один кувшин заключает в себе 10 кружек его." В своих записках Ибн-Даста не упоминает об охоте славян, хотя русские меха, поступавшие на восточный рынок, ценились там очень высоко. Не упоминаются и другие виды хозяйства и промыслов. Из этого следует, что пчеловодство у славян стояло на одном из важнейших мест по сравнению с другими видами хозяйства, поэтому оно всегда находило отражение в записках иностранных путешественников и купцов в Русь.  
 
Другой причиной упоминания бортничества было, вероятно, действительно массовое занятие им на Руси и обилие пчел и продуктов пчеловодства по сравнению с другими странами, что в первую очередь и поражало путешественников. О важности бортевых ухожий в экономике семьи и всего государства говорит тот факт, что еще в 12 веке существовал специальный медовый налог, который взимался только медом и ни в коем случае не мог заменяться ни деньгами, ни другими продуктами. Мед служил важным источником поступления иностранных товаров в страну. Купцы довозили его до Греции и Египта.

Бортники не только пользовались готовыми дуплами, но и готовили их специально. Видимо этим объясняется поражавшее воображение иностранных путешественников обилие диких пчел у славян. Бортевые ухожия являлись важной частью крестьянского хозяйства вплоть до 17 века, когда стали появляться пасеки. Со времен Киевской Руси и образования Московского государства мед и воск играли огромную роль в экономике народа и являлись важнейшими продуктами внутренней и внешней торговли. Бортничество становится специальным промыслом многих людей, даже появляется промысловое сословие бортников.  
 
В Сборнике законов Киевской Руси "Русской правде" Ярослава Мудрого бортничеству были посвящены отдельные статьи. С нарушителей закона взимался большой штраф. За уничтожение княжеской борти бралось три гривны штрафа, а крестьянской - две гривны. Три гривны в то время стоила одна лошадь и девять овец; плата должнику, поступившему к заимодавцу для расплаты личным трудом, составляла всего полгривны в год. За нарушение бортной межи брали штраф в 12 гривен. Основы охраны бортного пчеловодства изложены так же в Новгородской летописи (1016 г,) и в Псковской Судной Грамоте (1397). Аналогичные статьи были и в "Московском Судебнике" (1550) Ивана Грозного, и в "Уложении" (1649) Алексея Михайловича. При Федоре Алексеевиче была произведена первая перепись бортей в казенных лесах. Период с 10 до начала 17 века характеризуется расцветом бортничества на Руси. Постепенно с ростом населения и развитием сельского хозяйства и промышленности начали вырубаться леса, и возникла необходимость охраны бортей. Бортники стали выпиливать из деревьев дупла с пчелами и переносить их поближе к дому на специально расчищенный от леса (просеченный) участок, который назывался пасекой. Постепенно люди научились сами изготовлять жилище для пчел - колоды и дуплянки. Из толстого кряжа не менее 0.7 метра в диаметре и длиной до 1.5 метров выдалбливали внутреннюю часть дерева. Боковое отверстие закрывалось должеей с летковыми отверстиями. Сверху дупла для крепления сотов устанавливали "кресты" и закрывали верхней должеей и берестой. Колоды устанавливали на землю вертикально (стояки) или горизонтально (лежаки). В старинной рукописи, датированной 1525 годом Павел Иовий Новокомский - знаменитый историк того времени писал "... в московской земле самая верная жатва получается от воску и меду. Ибо вся страна преисполнена весьма плодовитыми пчелами, которые изготовляют превосходный мед. ... по лесам и весьма густым рощам можно неоднократно видеть многотысячные рои висящих на ветках деревьев пчел.  
 
Часто находят огромное количество сотов, скрытых в деревах, и старый мед, покинутый пчелами ... в удивительной толщине древесных пней находят иногда превеликие озера меду". До появления сахара мед был единственным сладким продуктом для человека. Воск широко применялся в домашнем хозяйстве для освещения и совершения религиозных обрядов (особенно после принятия христианства). Пчеловодством в это время занимались почти все крестьяне. Так, по сообщению А.С. Дембовецкого, в начале 17 века редкий крестьянин Могилевской губернии не получал от 2 до 5 пудов сотового меда. По отчету инвентарного комитета и инвентарей помещичьих имений в 1846 году в Минской губернии насчитывалось 117 тыс. ульев, в том числе у помещичьих крестьян 80320, а у казенных - 12400 ульев. На крестьянский двор приходилось более одного улья, а в Мозырском и Бобруйском уездах - боле двух ульев. С колоды получали 10-12 фунтов, а с отдельных до 1.5 пудов меда. Мед продавали по 3- 5 рублей серебром за пуд, воск - 12-20 рублей. Осмотры пчел проводили два раза в год: первый - непременно в день Благовещенья (25 марта/ 7 апреля), этот осмотр назывался веснованием. Подрезались излишки меда. Второй осмотр в конце сентября - подглядыванье или подбиранье - проводили основной сбор меда.


Информация о работе Пчеловодство на Руси