Особенности развития и гос. строя Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынских княжеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:30, реферат

Краткое описание

Особенности развития и гос. строя Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынских княжеств.
Под именем Суздальской Руси или Владимиро-Суздальского княжества разумеется область, расположенная между средним и нижним течением Оки, с одной стороны, и средним течением Волги, с другой, по рекам Клязьме и Москве.

Файлы: 1 файл

История от-го го-ва и права.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

Особенности развития и  гос. строя Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынских княжеств.

Под именем Суздальской  Руси или Владимиро-Суздальского княжества  разумеется область, расположенная  между средним и нижним течением Оки, с одной стороны, и средним  течением Волги, с другой, по рекам Клязьме и Москве.

В конце XI столетия, после  Любеческого съезда 1097 г. Суз¬дальская земля выделилась в особое княжество. По соглаше¬нию князей она была отдана Владимиру Мономаху, который начал  устраивать ее для младшего своего сына Юрия (Долгорукого).

Категории населения  Владимиро-Суздальского княжества  различаются по своему классовому, правовому и социальному положению  и характеризуют общественный строй  государства.

Класс феодалов состоял  из князей, бояр, слуг вольных, дворян, детей боярских и церковных феодалов.

Для правового положения  князей было характерно: 1. Владение княжескими вотчинами - доменами (наследст¬венными земельными владениями по праву собственности). 2. Сочетание верховной власти князя  над своим княжеством и его собственности на крупнейшие земельные вотчины, многие села и города. 3. Выделение вотчин князя, сливающихся сначала с государственными землями, в дворцовые земли.

Другой категорией класса феодалов выступают бояре. Для их правового положения характерны следующие черты: а) вассальная зависимость от князя, военная служба у него; б) наличие у бояр в собственности земельных вотчин, обра¬зующихся в результате княжеских пожалований и захвата об¬щинных земель; в) наличие права у боярина на разрыв служебной связи с князем по своему усмотрению при сохранении вотчин; г) развитие иммунитетов, т.е. освобождение боярских вотчин от княжеских налогов и повинности; д) осуществление боярами права суверенных правителей в своих вотчинах (право самостоятельно управлять населением своих владений, суда над ним, получения дани от него); е) наличие у бояр собственных вассалов в лице средних и мелких феодалов.

К слугам вольным относилось большинство феодального класса Владимиро-Суздальского княжества. Они  обязаны были несением военной службы владимирским князьям, им предос¬тавлялось право свободного перехода от одного князя к дру¬гому.

К «детям боярским» были отнесены бывшие потомки оскудевших боярских родов.

Во 2-ой пол. XII в. во Владимиро-Суздальском  княжестве возникает новый класс феодалов - дворяне. Для этой низшей социальной группы феодального класса характерны следующие черты правового положения: 1) несение дворянами военной и другой службы у князя; 2) наделение их князем за службу землями и правом эксплуатации крестьян, находящихся на этих землях; 3) собственность дворян на землю носила условный характер и право дворянина на пожалованную землю терялось в случае прекращения им службы. У дворян отсутствовало право свободного перехода от одного князя к другому.

Церковные феодалы - еще одна категория феодального класса.

Зависимое население  объединяло различные категории, отличающиеся по своему правовому положению. Половники  представляли собой крестьян, которые, будучи беспомощными в хозяйственном  отношении, шли в кабалу к феодалам, уплачивая им долю урожая. Закладчики - бывшие смерды-общинники, которые «закладывались» феодалам в поисках сносных условий жизни, попадая в зависимые от них отношения. Страдники - посаженные на землю холопы. Их труд находил применение в княжеских, боярских, церковных владениях.

Для правового положения  зависимых крестьян было характерно: наличие у них права перехода от одного феодала к другому; обязанность  крестьян при уходе от феодала  выплатить задолженность и другие обязательства, вытекавшие из их зависимости. Крестьяне несли повинности в виде натурального оброка, отработочной ренты (барщина), государственных повинностей.

Городское население  состояло из ремесленников, купцов, духовенства  белого (имеющего право на вступление в брак) и черного (таких прав не имеющего).

В связи с имущественными различиями произошла диффе¬ренциация  городского населения во Владимиро-Суздальском  княжестве на «лучших» (верхний слой) и «черных» (нижний слой).

По своему государственному строю Владимиро-Суздальское княжество  представляло раннефеодальную монархию. В XIII в. отношения между великим князем и удельными князьями определялись на основе сюзеренитета-вассалитета. Великий князь Владимиро-Суздальского княжества был носителем верховной власти. Органами управления Владимиро-Суздальского княжества были совет при князе, вече и феодальные съезды. Местное управление находилось в руках наместников и волостей, являвшихся представителями великого князя на местах и осуществлявших все функции управления и суда в отношении подвластного населения от имени самого князя.

Законодательной основой  Владимиро-Суздальской земли была система права Древнерусского государства: Русская Правда применялась здесь  более длительное время, чем в  дру¬гих частях Руси.

Одновременно с тем, как на северо-востоке Руси выросло и крепло Владимиро-Суздальское княжество, на юго-западных окраинах Русской земли стали развиваться и богатеть земли Волынская и Галицкая, соединившиеся около 1200 г. в одно сильное княжество.

Земля Волынская с  главным городом Владимиром-Волынским занимала территорию по правому берегу Западного Буга. Свое название она получала от древнего племени во¬лынян, ее населявших. С глубокой древности Волынская земля была подчинена киевским князьям. С середины же XII в. в ней появляется своя княжеская линия - старших Мономаховичей. Роман Мстиславич захватил и соседнее с Волынью Галицкое княжество, расположенное на восточных склонах Карпат и по Западному Бугу.

С течением времени экономическим  и политическим цен¬тром сделался город  Галич. Плодородие края манило туда на¬селение не только с востока, из Руси, но и с запада, из Венгрии и Польши. Укрепление и расцвет Галицко-Волынской земли приходится на время правления Ярослава Осмомысла. «Слово о полку Игореве» ставит Ярослава по значению рядом с Всево¬лодом Большое Гнездо.

Положение Галицко-Волынской  земли было труднее и опаснее  положения Суздальской земли. Во-первых, Волынь и Галич имели не слабых соседей, а могущественные и воинст¬венные  народности: поляков, литовцев и угров. Недалеко были и сильные враги  Руси - половцы.

Во-вторых, общественная жизнь в Волыни, и особенно в  Галиче, сложилась так, что рядом  с княжеским единодержавием там  возникла сильная аристократия в  виде княжеского боярства, старшей  дружины, которая вместе с князьями уничтожила значение юродских вечевых собраний. Князья вынуждены были считаться с боярским самоволием. Князь Роман пытался сломить боярство силой, говоря, что «пчел не передавить - меда не есть». Однако справиться с боярством ему не удалось. Оно превратилось в силу разрушительную, наравне с внешними врагами, ослабляя государство.

Городское население  не было многочисленным. Домен галицких князей был невелик, а основная масса  сельского насе¬ления находилась в  зависимости от боярства. Вот почему экс¬плуатация крестьянства здесь  была значительно сильнее, чем в других землях.

Особенностью государственного устройства Галицко-Во¬лынской земли  было то, что она долгое время  не делилась на уделы. Как и в других русских землях, высшими органами вла¬сти были князь, совет бояр и  вече. Степень политического влияния и власть каждого их этих органов были здесь различ¬ны. Ведущую роль в политической жизни играли бояре. Они распоряжались княжеским столом, приглашали и смещали кня¬зей. Корпоративным органом галицкого боярства был Бояр¬ский совет (прообраз Боярской думы). Князья искали себе под¬держку в вече. Однако вече не стало реальной силой.

Не все жители города имели право участвовать в  вечевом собрании. Такое право  принадлежало свободному мужскому населению  города, а женщины, дети, холопы и  закупы были его лишены. Народ на вече созывался глашатаями или коло¬кольным звоном.

Решения на вече постановлялись «едиными уставами», «единодушно». Но это единогласие в действительности озна¬чало подавляющее большинство, которому подчинялось мень¬шинство. Если мнения разделялись и одна партия не желала подчиняться другой, то отношения выясняли кулаками. Соб¬рания повторялись до тех пор, пока одна партия не отказыва¬лась от своего мнения и не подчинялась другой. В этом случае решение считалось принятым единогласно.

На вече иногда происходило судебное разбирательство дел. Многолюдные собрания не представлялись удобной формой для решения мелких судебных дел.

Раньше, чем где-либо, в системе дворцового управления появляются влиятельные должностные  лица, такие как дворец¬кий, конюший, печатник.

Вся Галицко-Волынская  земля делилась на воеводства, во главе  которых стояли воеводы, назначаемые  из числа боярства. Как правители  провинций бояре, со своей стороны, раздают меньшие административные единицы - волости в управление «меньшим» боярам.

Призвание князя, составлявшее одно из основных прав веча во всех древнерусских  землях, в Галиции и на Волыни делается правом Боярского совета. Главным основанием участия в  совете служило собственное право, принадлежащее «старейшим» боярам, а позднее князьям и панам, т.е. крупным землевладельцам.

Близость и вмешательство иноземцев  и боярская олигархия были двумя  главными причинами того, что из Галицко-Волынского княжества не образовалось сильного единого государства. В XII-XIII вв. это княжества быстро стало клониться к упадку, ослабело в смутах и было завоевано поляками и литовцами. Галиция вошла в состав Польши, а Волынь - Литвы. Так разошлось по чужим рукам богатое наследство знаменитого князя Даниила Романовича

 

 

 

 

§ 3. Систематизация российского права в первой половине XIX века

 

Монархия первой половины XIX в. имела  целый ряд специфических особенностей. Одной из них было стремление самодержавия к более тщательному юридическому обоснованию не только власти, но и  всей политики абсолютизма. Другая опора самодержавия - его идеология, государственная доктрина - переживала кризис. Попытки заимствовать содержание и методы западноевропейской реакционной религиозной идеологии в 10-х годах XIX в. потерпели крах. К 30-м годам 19 века окончательно сложилась "национальная" государственная доктрина самодержавной России - теория "официальной народности", основными идеями которой были: самодержавие, православие и народность (последнее понималось как покорность широких народных масс всем порядкам феодально-крепостнического государства). Углубление кризиса феодально-крепостнического строя к середине XIX в. привело вначале к тормозящим явлениям в деятельности государственного аппарата, а затем и к подлинному параличу наиболее важных его звеньев (суда, военного аппарата, администрации и т.д.).

 

После вступления на престол  Павла I вновь был поставлен вопрос о новом «Уложении», и в 1796 г. была создана комиссия, задачей которой  было не составление нового, а подготовка сводного «Уложения», в котором были бы собраны все действующие законы из области уголовного, гражданского и государственного (административного) права. За время царствования Павла I комиссия успела подготовить 17 глав из сферы судопроизводства, 9 из вотчинного права и 13 глав уголовного права. Неудача всей кодификационной деятельности до 1801 г., объяснялась тем, что комиссии бессистемно соединяли все старые законы или занимались сочинением новых.

 

Новые задачи кодификации, с приходом в 1801 году к власти Александра I, который одним из первых в России осознал необходимость реформ, перед комиссией ставились:

 

- законы должны утверждаться  на «непоколебимых основаниях  права»;

 

- они должны определять  все части государственного управления, пределы компетенции государственных  органов, права и обязанности подданных в соответствии с «духом правления, политическим и естественным положением государства и народным характером»;

 

- они должны располагаться  по строгой системе; они должны  содержать в себе правила для  отправления правосудия.

 

Комиссии поручалось составить общие государственные законы, действующие на пространстве всей Российской империи. Из массы существующих законов необходимо было выбрать те, которые «наиболее полезны для блага народа и соответствуют духу нации и естественным условиям страны». Новое «Уложение» предполагалось разделить на шесть частей:

 

1) «законы органические  и коренные», определяющие правовой  статус императора, его отношения  с правительственными органами  и подчиненными;

 

2) «общие основания  и начала права», т.е. формы права, его действие в пространстве и во времени, принципы толкования закона, перечень санкций, понятия лица, вещи, действия и обязательства, владения и собственности, способы их приобретения и прекращения;

 

3) общие гражданские  законы, относящиеся к лицам, вещам, действиям, обязательствам, владению и собственности;

 

4) уголовные законы  и устав благочиния;

 

5) способы приведения  законов в исполнение, применения  их на практике, а также законы  о судоустройстве, о разделении  судебного процесса на части;

 

6) местные законы, применяемые  при особых условиях, существующих  в отдельных регионах страны.

 

В 1803 г. дело систематизации права было передано в Министерство юстиции, а в 1804 г. был подготовлен  проект работ, в котором первоочередной задачей стала кодификация законов о судоустройстве и судопроизводстве, а целью законов являлась защита личности и собственности.

 

Работа по систематизации российского права была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в состав комиссии вошел товарищ министра юстиции  М.М Сперанский. Он начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. В основу реформы государственного устройства и правления он предлагал положить традиционный принцип разделения властей. Поэтому, следовало, прежде всего, отделить друг от друга законодательную, исполнительную и судебную власти, сосредоточив их в разных независимых органах. В октябре 1809 года проект реформ лежал на столе у Александра II.

Информация о работе Особенности развития и гос. строя Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынских княжеств