Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 16:15, курсовая работа
Цель исследования. Целью данной работы является изложение основных положений российского законодательства, касающихся конституционного строя и его основ, уяснение его роли в современном обществе.
Методы исследования. Раскрывая данную тему необходимо прибегнуть к методу анализа и сравнительного правоведения. В этой связи воспользуемся научным арсеналом прошлого и настоящего, практическим опытом построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, проведя обзор научных трудов Венгерова А.В., Арановского К.В. и других авторов.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Конституционный строй……………………………………….6
1.1 Понятие конституционного строя…………………………………………………...6
1.2 Закрепление конституционного строя в конституции Российской Федерации………………………………………………………………………………..10
1.3 Российская Федерация – демократическое, правовое, суверенное, светское государство…………………………………………………………………………….....12
Глава 2. Основы конституционного строя………………………………..18
2.1 Федеративная форма государственного устройства Российской Федерации и республиканская форма правления……………………………………………………...18
2.2 Человек его права и свободы как высшая ценность………………………………..20
2.3 Экономические основы конституционного строя………………………………….22
Заключение………………………………………………………………….24
Список источников и литературы…………………………………………27
Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.
Основы конституционного строя, согласно Конституции (ст. 1) составляют прежде всего демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном и осуществляются производство и распределение товаров и благ. С этими основами неразрывно связаны и такие как социальное государство и светское государство, дополняющее принцип идеологического и политического многообразия многообразием духовным.
Закрепляя основы конституционного строя РФ, Конституция регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт “Основы конституционного строя Российской Федерации”, занимающей ведущее место в системе государственного права России.
Конституционная форма закрепления основ конституционного строя имеет важное значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркивается особая значимость конституционных основ, верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, обеспечивается активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны её организации.
Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством. Закрепление в действующей Конституции РФ основ конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым автоматически обеспечивается конституционный характер Российского государства. Для решения этой задачи требуется реализация на практике конституционных основ. В этом смысле Российская Федерация находится лишь на самом начальном этапе решения поставленной задачи.
1.3 Российская Федерация – демократическое, правовое, суверенное, светское государство
В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Ее демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём: народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.
В Конституции РФ (ст.3) указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия. Каждая из двух категорий “народ” и “власть” составляющих понятие “народовластие”, представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения. С юридической точки зрения слово “народ” отождествляется с понятием “граждане” и определяется как принадлежность данной, ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству. Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воли других. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение ей всех членов общества.
Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом. Таким аппаратом является государственный аппарат, представляющий совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуется функции государства. Государственный аппарат объединяет все государственные органы, а также армию, разведку, принудительные учреждения. Государственная власть обладает силой государственного принуждения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения, являющегося частью госаппарата. Государственная власть - не единственная форма власти народа. Другой её формой является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В демократическом государстве единственном источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.
Как уже отмечалось, Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в Российской Федерации. “Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону”. Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.
Непосредственная демократия
- формы непосредственного
Под выборами понимается участие
граждан в осуществлении
Одним из основополагающих
принципов демократической
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию (Основной Закон) Российской Федерации - России в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст.1). Разделение властей - не застывшее состояние обособленных государственных структур, это - работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных ситуаций.
Россия является правовым государством (ст.1). Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который и предложил термин “правовое государство”. Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов. Говоря об ответственности государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом.
Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за её пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости. “Суверенитет” (лат. Supraneitas, supra - выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей. Верховенство государственной власти - это такое её состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. В конституционном государстве она ограничена правом.
Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов – это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права». Верховенство государственной власти делает её единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.
В ст.14 Конституции
РФ указывается, что РФ является светским
государством. Светским считается такое
государство, в котором не существует
официальной государственной
Как светское государство РФ характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и “никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной” (ст.14).
конституционный строй россия федеративный право
ГЛАВА 2. Основы конституционного строя