Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:17, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение реформ Солона в Древней Греции и Сервия Туллия в Древнем Риме, их ключевые идеи и положения, содержание и значение. Данные реформы очень сильно повлияли на развитие государства и права в Древней Греции и Древним Риме. Вполне возможно, что без реформ Солона в Древней Греции, был бы захват демосом власти, который скорей бы всего бы перешел в «парад тиранов» и не наступил бы классический период Афин, которым она так прославилась. Существует вероятность того, что без реформ Сервия Туллия в Древнем Риме не сложилась бы мощная военная организация, и они впоследствии были бы завоеваны соседними народами. Тогда бы не сложилась Великая Римская империя, которая оставила такой большой след в мировой истории.
введение
Тема данной работы выбрана мною не случайно. Она представляет собой обширное поле деятельности, попыткой провести анализ этих реформ, понять их глубинный смысл, коснувшиеся далеко не одну сферу государственно-правой жизни Рима и Афин. Данная работа знакомит нас не только с самими реформами Сервия Туллия и Солона, но и с предпосылками которые предшествовали реформе. Работа знакомит с общественным строем Древнего Рима и Афин, до реформ и показывает его изменения в процессе реформы, тем самым раскрывая сам механизм реформы. Так же попытаюсь раскрыть биографию деятелей, которые подготовили эти реформы, ведь не редко личные черты правителя влияли на создание, подготовку и реализацию законопроектов, а так же характер этих законов, суровые правители часто издают суровые законы.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение реформ Солона в Древней Греции и Сервия Туллия в Древнем Риме, их ключевые идеи и положения, содержание и значение. Данные реформы очень сильно повлияли на развитие государства и права в Древней Греции и Древним Риме. Вполне возможно, что без реформ Солона в Древней Греции, был бы захват демосом власти, который скорей бы всего бы перешел в «парад тиранов» и не наступил бы классический период Афин, которым она так прославилась. Существует вероятность того, что без реформ Сервия Туллия в Древнем Риме не сложилась бы мощная военная организация, и они впоследствии были бы завоеваны соседними народами. Тогда бы не сложилась Великая Римская империя, которая оставила такой большой след в мировой истории.
Задачей данной курсовой работы является рассмотрение государства и права Древнего Рима и Афин в дореформенном состоянии, рассмотрение сущности самых реформ и их влияние на государство, право и общество в целом. Так же в своей работе попытаюсь раскрыть биографию организаторов великих реформ, столь сильно изменивших государственно-правой строй Древнего Рима и Афин. Хотелось бы наиболее полно раскрыть проблематику режимов существовавших до реформ Солона и Сервия Туллия. Реформы никогда не возникают на пустом месте, а для таких коренных реформ произошедших в Древнем Риме и Афинах нужны очень весомые основания и доводы.
Данные реформы создали лицо государств Древних Афин и Рима, они являлись тем мостом, которые привели Рим к созданию огромной империи, захватившие земли от острова Британии до Палестины, а Афины к созданию первой демократии, без которой, возможно, не было бы существующих ныне демократических государств в частности США и Францию.
Реформы Сервия Туллия и Солона имеют огромное значение даже сейчас, они учат нас не бояться коренных изменений в обществе, преодолевать консерватизм и мнения правящей элиты. Это актуально для нас – россиян, живущих в эпоху перемен, когда наше государство перешло от построения коммунизма к созданию правого государства. Лишь Великие реформы способны привести государство к настоящему благополучию и спокойствию.
Изучив тему курсовой работы, я сделал вывод, что реформы, проведенные Сервием Туллием и Солоном изначально, имели локальный и схожий характер. Они были организованны лишь на небольшой территории Рима и Афин и близ лежащих территорий. Обе были направлены на сближение в правовом положении высших и низших слоев общества. Но по мере культурных завоеваний Афин (модель Солона позже приняло множество полисов Аттики) и милитаристической политике Древнего Рима «захватившего полмира» данные реформы стали принимать общемировое значение. Я верю в то, что без этих реформ мир надолго бы затормозился в развитии общечеловеческих и демократических ценностях.
В ходе написания курсовой работы мне в особой степени помогли следующие учебники: Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков, Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В книге Государство и право Древнего мира и Средних веков наиболее полно сформулированы основные положения реформы Солона и Сервия Туллия, их реализация, а так же проблемы, которые законодатель пытался решить. Во Всеобщей истории государства и права автор очень подробно описал государство и право Древнего Рима и Древней Греции: основные законы, систему государственных органов, должностные лица, слои населения.
I. древние афины
1.1
Государство и
право Древних
Афин до реформ
Солона
Древние Афины явились одним из наиболее развитых государств древнего мира, они сыграли важную роль в развитии не только европейской, но и всей мировой цивилизации, культуры и науки. Именно здесь возникла, в частности, наука государство ведения, был дан первый анализ политической власти, классифицированы формы правления и виды политических режимов.
Для Афин была характерна такая форма образования государства, когда оно возникало преимущественно под влиянием внутренних процессов развития, в результате разложении родового строя, хотя влияние внешнего фактора также не может быть полностью отброшено. Уникальность и неповторимость Афинского государства проявились в том, что оно достигло высшей и весьма редкой для стран древнего мира формы - демократической республики.
Процесс складывания государства, растянувшийся в Афинах на четыре столетия, шел объективно, независимо от воли и сознания людей. Государство было порождено процессами появления и развития частной собственности, ростом имущественного неравенства классовым расслоением общества, обострением социальных противоречий. Деятельность великих афинских реформаторов была определена потребностями социально-экономического развития и состояла в приспособлении политико-организационных и правовых форм общественной жизни к этим объективным потребностям.
Первым шагом к образованию Афинского государства были реформы, приписываемые легендарному герою Тезею. Был создан центральный орган управления (совет), которому были переданы общие дела, находившиеся до этого в ведении советов старейшин отдельных племен. Местопребыванием единого совета стал город Афины, возникший в результате слияния нескольких общинных поселений и превратившийся в достаточно крупный центр ремесленного (в частности, гончарного) производства. Расположенный в 5 км от моря, защищенный от нападений пиратов, этот город смог более надежно, чем другие полисные центры, обеспечить безопасность своего населения. В новую столицу охотно переселялись богатые и знатные аристократические роды из других полисов. Местный культ богини Афины со временем приобрел характер и масштабы обще аттического культа.[1,c.89-90]
Стало появляться такое явление как Синойкизм. Синойкизм (греч. synoikismós, от synoikizö - вместе заселяю), в древних государствах (Греции, Риме и др.) процесс слияния нескольких прежде самостоятельных поселений или городов в единый полис. В результате Синойкизм постепенно ликвидировалась племенная раздробленность, возникали органы центрального управления, усиливалось экономическое единство, укреплялась военная мощь прежде обособленных племён и общин. Наиболее известен Синойкизм 12 общин Аттики, объединившихся под властью Афин (13-7 вв. до н. э.).[6]
Синойкизм,
осуществляемый как мирными, добровольными
способами, так и насильственными,
принудительными средствами, явился
результатом важнейших
Высшими органами власти в Афинах стали архонты и ареопаг. Выборный из среды эвпатридов архонт заменил базилевса, должность которого была ликвидирована: базилевс как элемент родовой демократии стал нежелателен для аристократии по мере ее усиления. Первоначально архонт избирался пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н.э. число архонтов было увеличено до девяти, их стали избирать на один год. Архонты не только восприняли все бывшие функции базилевса (военные, судебные, жреческие), но и значительно расширили их за счет других отраслей, фактически взяв в свои руки все управление. Введение выборных архонтских должностей означало новый серьезный удар по родоплеменным традициям, - представляется вполне справедливым высказанное в литературе мнение, что именно с этого момента Афины становятся республикой.
Из бывшего совета старейшин вырос еще один орган публичного управления - ареопаг, в течение ряда столетий остававшийся строго аристократическим учреждением, никем не избираемым и ни перед кем не подотчетным. Он законодательствовал и следил за исполнением принятых законов, избирал и контролировал архонтов, руководил работой народных собраний, осуществлял судебную деятельность. Все архонты после истечения срока их полномочий входили пожизненно в состав ареопага.
Заслуживает внимания еще один важный процесс, протекавший в Афинах, - это появление зачатков территориального деления населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на 48 небольших территориальных округов (навкрарий), жители каждого из которых должны были поставить один корабль для флота, снарядить его экипаж, а также выставить двух вооруженных всадников. Деление населения по навкрариям производилось без всякого учета племенной принадлежности. Возникшие в навкрариях органы управления также не были связаны с родовой организацией; мало того, эти органы характеризовались большей демократичностью и объективно противостояли аристократическому духу центральных учреждений.
В 621 г. до н.э. в Афинах была впервые осуществлена запись норм обычного права, опиравшаяся на опыт создания писаных законов в других греческих полисах. Кодифицированные законы были выставлены на всеобщее обозрение, так что ссылка на их незнание отныне в расчет не принималась. Это были законы Драконта, отличавшиеся большой суровостью и ставшие символом жестокости (отсюда выражение «драконовские законы»). Они не касались вопросов государственного устройства и были целиком сосредоточены на проблемах уголовного права. Кровная месть, освященная религиозными установлениями и многовековыми традициями, по этим законам была сохранена, но одновременно были предприняты меры по облегчению участи убийцы: он был огражден от истязаний, ему предоставлялась возможность спасти свою жизнь добровольным изгнанием или выплатой штрафа. Закон проводил различие между умышленным и неосторожным убийством. Большое внимание уделялось защите имущественных интересов собственников. Самым распространенным видом наказания за большинство преступлений являлась смертная казнь. Ей подвергались не только лица, виновные в убийстве или святотатстве, но и те, которые вели праздный образ жизни, и даже те, которые были уличены в краже овощей. Среди других видов наказаний упоминались штраф ценой стоимости 20 быков, лишение прав, изгнание.
Констатируя
суровость анализируемых
Аристократическое правление просуществовало в Афинах до VI в. до н. э. К этому времени в стране сложилась критическая и крайне опасная обстановка. Власть родовой аристократии, стремившейся законсервировать старые порядки, присущие эпохе родового строя, вызывала солидарный протест широких слоев свободного населения, объединенного общим наименованием «демос», но внутренне далеко не однородного. Главную роль в составе демоса играли зажиточные слои землевладельцев, ремесленников, торговцев, стремившиеся к политической власти и оправдывавшие эти притязания своим богатством. Их опорой были средние и мелкие собственники, придававшие массовость демократическому лагерю. Положение этой массы было крайне неустойчивым; еще более сложными становились перспективы дальнейшего существования геоморов-бедняков, многие из которых попадали в долговую кабалу, а потому теряли свободу и подлежали продаже в рабство за границу. Неотложной задачей становилась консолидация всех свободных людей в единое гражданское и классовое сообщество, преодоление внутренних противоречий между ними перед лицом растущего численно класса рабов. Конечной целью назревших преобразований должно было стать укрепление пока еще слабой рабовладельческой государственности.
Таким
образом, Древние Афины, в рассматриваемый
период, представляли собой аристократическое
государство, где главную роль в
управление стали играть аристократы
– эвпатриды. Главу Афинского государства
– архонта, избирал исключительно привилегированный
слой общества. Остальные же не имели ни
пассивного избирательного права ни активного.
Существовал так же ареопаг, обладающий
общими судебными и законодательными,
который в течение ряда столетий остававшийся
строго аристократическим учреждением,
никем не избираемым и ни перед кем не
подотчетным. Неудивительно, что захват
власти эвпатридов вызывал общий протест
широких слоев населения, который впоследствии
получил наименование “демос”. Перед
реформой Солона общество кипело: эвпатриды
хотели окончательно захватить всю полноту
власти в свои руки и укрепления своего
положения за счет долговых обязательств,
“демос” же желал политических прав,
передела земель и отмены долговых отношений.
К началу периода правления Солона страна
стояла на истоках гражданской войны.[1,c.90-93]