Основные правовые системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:31, контрольная работа

Краткое описание

Правоведение – наука, посвященная изучению вопросов, связанных с основами правовой грамотности человека. При ее изучении особое внимание уделяется основным понятиям и институтам различных отраслей права.
Наука «правоведение» рассматривает все отрасли права в комплексе, составляет системный анализ их изучения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 5
АНГЛО-САКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА 7
РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА 11
МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

К.Р Правоведение.docx

— 39.18 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

 

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы  многих государств современного мирового общества. Сформировалась она на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и германских странах (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания). К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло выражение в правовых системах Японии, Индонезии, других государств.

Основным признаком этой правовой семьи является её формирование на основе римского права. Решающая роль в становлении её принадлежала средневековым университетам Европы, где было поставлено изучение римского и канонического права, а позже началось развитие и национального права. Датой основания романо-германской правовой семьи считаются 12-13 века. Болонский университет в Италии был alma mater общего права университетов – романо-германской правовой системы. В рамках западно-университетской науки право изучали в его связях с религией, философией, теологией. Изучение римской правовой культуры, кодификации императора Юстиниана, быстрый рост авторитета римского права, так называемая «рецепция римского права» имели место в условиях быстрого экономического развития, роста торговли и городов. Изучение римского права, процесс становления самой юридической науки стимулировались политическими событиями того времени, прежде всего борьбой между светскими и церковными властями, ростом бюрократических структур власти.

В каждом отдельном государстве  Европы формирование национальной правовой системы базировалось на изучении римского права и соединялось с записью норм обычного права страны в точных и ясных терминах, организацией этих норм обычного права в определённую систему. Для романо-германской правовой системы характерен взгляд на право в его взаимосвязи с моралью как на требование должного, оптимальная обобщённость нормы права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. В этой семье особо полно разработано гражданское право, что находит отражение в науке гражданского права. Правовые системы романо-германской семьи имеют хорошо разработанное законодательство. Если в течение длительного времени основным источником права в этой семье была доктрина, то в современную эпоху признаётся верховенство закона среди других источников права. В государствах этой правовой семьи основным законом является конституция, осуществляется систематизация законодательства, действуют кодексы. Формами государственно-правовых актов являются декреты, регламенты, административные циркуляры и другие.

В романо-германской правовой семье закон и право не отождествляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, которое даётся судами. Ограниченная роль среди источников права в настоящее время принадлежит обычаю, который имел важное значение в развитии романо-германской правовой семьи.

Для романо-германской правовой семьи характерно наличие развитой судебной системы, в определённых рамках признаётся значение судебной практики в качестве источника права. Р. Давид в труде «Основные правовые системы современности» отмечает, что в ФРГ и Франции судебная практика в ряде сфер играет ведущую роль в развитии права и где доктринальные произведения в ряде случаев являются не чем иным, как изложением судебной практики. Конечно, значение судебной практики среди источников  права в романо-германской правовой семье существенно отличается от английского общего права. Доктрина, общие принципы права имеют определённое значение в качестве источников права в странах романо-германской системы. Практика судов этих стран свидетельствует, что и доктрина и общие принципы используются при толковании и применении законов. В правопонимании находят выражение идея и чувство справедливости, идея сочетания, компромисса различных интересов, в том числе частных и интересов государства, общества.

 

  1. МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

 

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО —  правовые системы, основывающиеся на религии  ислама, имеющей государственный  характер. В современном мире мусульманское  право имеет широкое распространение: государства Арабского Востока (Иран, Ирак, Иордания, Кувейт); мусульманские  общины Африки (Сомали, Танзания, Кения  и др.); некоторые балканские страны (Албания, Косово); страны СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан  и др.); субъекты РФ (Татарстан, Чеченская  республика, Ингушетия); крымские татары в Украине и др.

Особенность правовых систем мусульманских стран в том, что  они функционируют на религиозной  основе ислама — религии, имеющей  государственный характер. Это специфическая  правовая система, которая существует в рамках исламской религии, имеет  государственный характер. Мусульманской  право можно рассматривать как  часть религии ислама, возникающей  вместе с шариатом. Исполнение предписаний  мусульманского права выступает  своеобразной формой богослужения, а  личное благочестие должно гарантировать  соблюдение правовых норм. Так, в Конституции  исламской республики Иран 1979 г. подчеркивается, что законы должны соответствовать  принципам ислама.

Специфика мусульманского права  и в том, что оно имеет религиозно-общинный характер — действует главным  образом при регулировании отношений  мусульман. Причем это касается как  «культовых» норм (ответственность  за несоблюдение поста во время рамадана возлагается только на мусульман), так  и брачно-семейных, имущественных  и иных отношений. Нормы мусульманского права не распространяются на христиан, иудеев, последователей других религий, при условии, что они окажутся в мусульманской среде, от них  требуется уважение традиций ислама. Однако есть исключения (подчинение нормам мусульманского права не мусульманки, вышедшей замуж за мусульманина).

Особенность мусульманского права в том, что правотворческая  роль государства сводилась главным  образом к санкционированию выводов  мусульманско-правовых толков. Роль же основного юридического источника  мусульманского права принадлежала правовой доктрине, а государство  официально санкционировало ее выводы, назначая кади (судей) и возлагая на них обязанность решать дела на основании  воли Аллаха и учения определенного  толка. Согласно доктрине ислама исламское  государство не стремится преобразовать  общество и не располагает для  этого средствами; оно лишь призвано обеспечить уважение к божественному  закону.

В качестве источников мусульманского права выступают две группы взаимосвязанных  норм: предписания Корана и сунны  — собрание юридически значимых преданий о поступках, высказывании и молчании пророка Мухаммеда; нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников права  — иджма (единогласное мнение наиболее авторитетных правоведов) и кийас  — заключение по аналогии.

1. Коран (араб. — «чтение») — священная книга мусульман,  содержащая высказывания Аллаха  последнему из пророков и посланцев  Магомету. Коран содержит нормы  о религиозных обрядах, закрепляет  моральные предписания, обычаи  и традиции, регламентирующие уклад  жизни и образ поведения мусульман.  Являясь религиозным текстом,  Коран в чем-то сходен с Ветхим  Заветом и Евангелием. В то  же время положения Корана  имеют юридическое значение, его  положения выступают источником  права. Структурно Коран состоит  из общих положений — религиозно-нравственных  ориентиров, позволяющих распространительно  толковать многие его положения,  и конкретных правил поведения,  своего рода установок о том,  как разрешать конкретные споры,  конфликты.

2. Сунна — описание  поступков, высказываний, или повествования  — хадисы о жизни Пророка  Мохаммеда (Магомета), являющих собой  образец для подражания правоверным,  и инкорпорированные в шести  канонических сборниках. Это религиозные  тексты, содержащие толкование Корана. Сунна формировалась с VII по X вв. и преследовала цель задокументировать примеры из жизни Мухаммеда для руководства верующими своих действий. При этом в традициях ислама признание установок Корана строго обязательными, в то время как наложения сунны признаются желательными для выполнения. Преобладающая часть предписаний сунны не имеет нормативно-юридического характера.

3. Необходимость устранения  многочисленных пробелов в регулировании  самых разнообразных отношений  обусловило появление такого  источника, как иджма. По форме  иджма представляет собой сборник  решений докторов ислама (муджатахидов) относительно разрешения вопросов, которые не урегулированы Кораном  и сунной, учредивших новые общеобязательные  правила поведения. Обязательность  иджмы не вызывала сомнений: только  будучи зафиксированными в иджме,  нормы права подлежали применению. Со временем иджма приобрела  силу источника права. В современных  условиях иджма — своего рода  догма мусульманского права: при  разрешении дела современный  судья правовую основу ищет  не в Коране, а в положениях, освященных иджмой.

4. Кийас означает применение  к новым сходным случаям правил, предусмотренных Кораном, Сунной  и Иджмой. Особенностью такого  толкования являлось признание  его самостоятельным источником  права. Неопределенность мусульманского  права (в этом мусульманские  правоведы усматривают его достоинство)  дает широкий простор для отыскания  права в процессе истолкования  Корана и сунны. Таким ормально-логическим  способом в мусульманском праве  конструируется норма права. Значение  кийаса состоит в том, что  он позволяет восполнить пробелы  казуистического мусульманского  права и отыскать в самом  шариате норму необходимую для  решения по аналогии любого  дела, не создавая при этом  новой нормы и не нарушая  фикции мусульманской правовой  доктрины (так, аренда земли, запрещенная  шариатом, трактуется как соглашение  о товариществе).

Явившиеся результатом деятельности суннитских и шиитских юридических  школ, иджма и кияс оказали существенное влияние на эволюцию мусульманского права.

5. Общие принципы —  сформулированные различными богословско-юридическими  школами положения, имеющие общий  характер. Учитывая архаический характер институтов мусульманского права, и отсутствие систематизации, выработанные доктриной принципы права, имеют важное юридическое значение для этой правовой системы. В некоторых случаях в Коране и сунне не сформулировано правило поведения, на основе которого можно было бы решить конкретное дело. Тогда такое правило формулируется, исходя из анализа и толкования случаев из жизни пророка, его высказываний или молчания, которые имели отношение к ситуациям более или менее аналогичных тем, которую необходимо разрешить. Такой подход позволяет не только устранить пробел в нормативных положениях. Корана или сунны, но и устранить имеющиеся в них противоречия (таких исламские правоведы насчитывают несколько десятков).

Мусульманская юриспруденция  определяет норму права как общеобязательное правило поведения, установленное  верховным законодателем Аллахом. Для формирования нормы характерны два пути: прямой — через откровения; опосредованный — через толкование воли Аллаха. В мусульманском праве  выделяют: норму «истинную», которую  должно применять и имеющую божественное происхождение; норму реальную, применяемую  муджатахидами и имеющую рациональное происхождение.

По своему содержанию нормы  мусульманского права подразделяются на две группы. К первой группе относят  положения, которые содержат оценки поступков правоверных, подразделяющихся на пять групп: поступки, являющиеся обязательными; те, которые рекомендуются; те, что  разрешаются; те, что не разрешаются; те, что запрещаются. Ко второй группе относят нормы, формулирующие конкретные правила поведения относительно определенных ситуаций, а также устанавливающие  условия осуществления и последствия  определенных деяний.

Абсолютное большинство  норм мусульманского права имеют  императивный характер; диспозитивные  нормы встречаются редко. Поскольку  мусульманское право основано на идее обязательств, возложенных на человека, его нормы не отличаются предоставительно-обязывающим характером; абсолютное большинство регулятивных норм носит обязывающий характер. Своеобразны санкции: за невыполнение обязанностей санкцией, возлагаемой на верующего, считается грех того, кто данную норму нарушает.

Длительное время мусульманское  право не знало деления на отрасли. Группирование норм осуществлялось в зависимости от их тематической оценки (семья, религия и др.). Ныне мусульманские ученые подразделяют систему мусульманского права на следующие группы норм (отраслей): регулирующих отправление религиозного культа; закрепляющих личный статус правоверных; образующих гражданское право (муамалат); представляющих отрасль «властных норм» (т.е. регулирующих государственно-управленческие, административные, финансовые отношения); образующих отрасль  деликтного (уголовного) права (укубай).

Кроме того, к числу отраслей мусульманского права относится  судебное (процессуальное) и международное  право. Судебное право включает нормы, устанавливающие право занятия  должностей судей исключительно  мусульманами; к числу важных процессуальных доказательств в гражданском  и уголовном процессе отнесена клятва именем Аллаха. Судьям при вынесении  решения предоставлена широкая  свобода усмотрения: они вправе руководствоваться  положениями (нормами) мусульманского права, сформулированными различными мусульманскими правовыми школами.

Международное право, базирующееся на идее существования двух миров  — «мира ислама» и «мира  войны», определяет внешнюю политику государства с позиции «мира  ислама» — осуществления политики защиты интересов всех мусульман, в  том числе проживающих в других государствах. Юридически не утративший значения «институт джихада» требует  войны с «неверными» со всеми, кто выступает против мусульман.

Современное мусульманское  право претерпевает значительные изменения, которые связаны с его: во-первых, вестернизацией, т.е. заимствованием мусульманским  правом некоторых идей, принципов, норм, присущих романо-германской или англосаксонской  правовым семьям; во-вторых, кодификацией мусульманского права (так, практически  во всех современных мусульманских  странах приняты и действуют гражданский и гражданско-процессуальный кодексы); в-третьих, ограничением или упразднением деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений шариата.

Информация о работе Основные правовые системы современности