Основные правовые системы современности: соотношение и взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью этой работы является изучение особенностей правовых систем современности. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и содержание правовой системы;
- дать определение правовым семьям и краткую характеристику каждой правовой семье в отдельности;
- исследовать, как группируются правовые системы в правовые семьи;

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и содержание правовой системы государства 5
2. Западное право: основная характеристика 10
3. Восточное право: дуализм в проявлении 15
4. Идеологическое право: социалистические и постсоциалистические
правовые системы 17
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22

Файлы: 1 файл

Курсовая (моя).doc

— 126.50 Кб (Скачать)

    Поэтому, говоря о правовых системах так называемого Востока (понимаемого шире своего географического значения), следует различать, в частности:

    - правовое конфуцианство как нравственно-этическую  основу поведения китайцев, корейцев или японцев и право КНР, Республики Корея или Японии;

    - индусское право как нормы  поведения индусской общины и  право Индии;

    -   иудаистское право как воззрения  евреев-ортодоксов и официальное  право государства Израиль;

    - мусульманское право и право  Турции, Сирии или Саудовской Аравии;

    - обычное право Тропической Африки  и официальное право Танзании, Кении или Мадагаскара и т.  п.

    Среди правовых систем Востока особое место  принадлежит мусульманскому праву в силу его распространенности в современном мире на основе мусульманской религии - ислама. Мусульманское право возникло вслед за появлением ислама и созданием первого исламского государства - Арабского халифата в VII в.

    Источниками мусульманского права провозглашены:

    - Коран - священный свод, состоящий из высказываний Аллаха, переданных пророком. Он представляет собой катехизис - религиозную книгу, излагающую верование в виде вопросов и ответов, но одновременно в нем содержатся основные нормы поведения мусульман;

    -  сунна - собрание норм-традиций, основанных на жизни пророка Муххамеда;

    -  иджма - единая трактовка по вопросам исламского учения, в котором записаны обязанности правоверных;

    - кийяс - суждения по аналогии в вопросах права.

    В современном мусульманском мире, насчитывающем более 1 млрд. последователей учения пророка, далеко не все, кто исповедует ислам, воспринимают мусульманское право как догму. Так, существует три модели государственного восприятия ислама и шариата (правил поведения правоверных):

    -   модель секуляризации, характерная для стран, которые четко отделили религию от государственной жизни (Турция, страны СНГ с мусульманским населением) и придерживаются правила светского государства: верующие могут воспринимать нормы мусульманского права в личной жизни, если их поведение при этом не будет противоречить светским законам;

    - модель гармонии, в соответствии с которой страны провозглашают ислам государственной религией, но шариат признается лишь одним из источников права, следующим за конституцией, законами и обычаями (Египет, Сирия, Тунис);

    -  модель коранизации, при которой государство провозглашает нормы шариата официальным законодательством и распространяет их действие на всех, кто находится на территории страны.

    Подобные  модели характерны, в частности, и  для стран с традиционными (обычными) правовыми системами12.

    Содержание  этой главы, в первую очередь, определило составляющие системы восточного права. К нему  относят как религиозные  правовые системы (мусульманское право, иудаистское право), так и относящиеся к традиционным правовым системам (юго-восточное азиатское право, африканское обычное право). Выделили, что Восточному праву свойственен дуализм, что позволило различить:

    - правовое конфуцианство;

    - индусское право;

    -   иудаистское право;

    - мусульманское право и право  Турции, Сирии или Саудовской Аравии;

    - обычное право Тропической Африки  и официальное право Танзании, Кении или Мадагаскара и т.  п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Идеологическое право: социалистические и постсоциалистические

    правовые  системы 

    Идеологическое  право - это, прежде всего, орудие государственной власти, в основе которого - примат коммунистической идеологии. В XX в. в соответствии с ее теоретическими выкладками создается система стран социализма, которым было свойственно и особое, социалистическое право.

    Оно рассматривалось как:

    -  право, коренным образом отличное от всего существовавшего ранее, а потому не имевшее собственных корней;

    - высший тип права, юридически  закреплявший новые исторические ценности - социалистическое народовластие, подлинную свободу личности, социалистическую демократию и социалистическую законность;

    - классовое право, поскольку возводило  в закон волю «рабочих и крестьян»;

    - идеологическое право, поскольку  закрепляло основные направления правящих коммунистических партий и строилось на идеях марксизма-ленинизма о новом типе государства и права;

    -  право, ставящее перед собой  политические цели - построение социализма и коммунистического общества, и для этого использующее организационные и политические средства на основе принудительной силы государства.

    На  практике социалистическое право обеспечивало доминирующие интересы государственной власти, осуществляя централизованное управление экономикой, обобществление собственности, национализацию предприятий, банков, земли, жесткое регулирование меры труда и меры потребления. В праве главенствовали не закон, а партийно-административные решения. В отношении личности проводилась политика государственного патернализма, обеспеченная правом.

    По  сути, социалистическое право являлось юридическим прикрытием повсеместного и жесткого вмешательства государства во все сферы жизни общества и приводило к преобладанию в нем публично-правовых институтов, преследованию вначале оппозиционных, а затем и просто неофициальных взглядов и действий, упрощению процедурных форм и ограничения прав обвиняемых и подсудимых на защиту, усилению репрессий, в том числе и внесудебных, как средства навязывания населению идеологической воли.

    В настоящее время в полной мере такое право продолжает действовать  в единичных государствах с ортодоксальным режимом власти, в частности, в Корейской Народно-Демократической Республике и на Кубе. На позициях социализма остались Китай и Вьетнам, которые, тем не менее, активно используют правовые инструменты социалистического содержания в целях преобразования экономики и во многом преуспели на этом поприще. Однако в отношении либерализации политики в сфере прав человека эти страны сохраняют прежние позиции, в соответствии с которыми власть должна направлять, управлять и контролировать своих граждан в целях построения «социалистического правового государства».

    В конце ушедшего века бывшие социалистические страны Восточной Европы и Балтии вступили в новый, постсоциалистический период своего развития, для которого характерными стали радикальные экономические, политические и правовые реформы. Успехи на правовом поприще, качественные изменения в законодательстве, переход к демократическим стандартам в области прав человека, утверждение в правовых системах принципов цивилизованного права сопровождаются активным участием этих стран в процессе европейской интеграции и, по сути, возвратом в европейское право.

    На  территории бывшего Советского Союза  после его распада создаются государства, в которых утверждаются новые, собственные, национальные приоритеты. Их правовые системы, можно отнести к постсоветской правовой семье, которая формируется на основе сравнительно однородного правового пространства СНГ. Эта группа в силу своего прошлого и не столь последовательного разрыва с ним находится в переходном режиме между основными объединениями правовых систем с постепенно укрепляющейся тенденцией сближения с континентальным правом.

    Правовые  системы постсоветских государств продолжают сближать:

    - правопреемственность, определяемая  длительным нахождением в едином государстве в условиях идеологической изоляции на основе строжайшего подчинения центральной власти, в том числе и в области правотворчества и правоприменения;

    - идентичные основы построения  правовых систем;

    - общее правопонимание, базирующееся  на юридическом позитивизме в традиционном стиле;

    - действующий массив прежних нормативных актов, которые принимались в соответствии с союзным законодательством и политикой правового унитаризма;

    - координация правовой деятельности  в рамках межгосударственных союзов (СНГ, Евразийского экономического сообщества, Договора о коллективной безопасности, Союзного государства Белоруссии и России и др.).

    Страной-идентификатором  постсоветской правовой семьи является Российская Федерация, в правовом развитии которой в последние годы наметились позитивные сдвиги, в том числе:

    - происходит значительная перестройка  законодательства;

    - завершается всеобщая кодификация,  охватившая все основные отрасли права, начиная с конституционного;

    - активизировалась судебная реформа;

    -создается  внутригосударственная система гарантий прав человека и гражданина;

    -выполняются взятые на себя международные обязательства в отношении осуществления общих цивилизационных принципов права.

    Как итоговый результат вышерассмотренной  главы можем выделить основное, а  именно понятие идеологического права, его характерные черты и общие признаки, позволяющие объединить и соотнести к идеологическим правовым системам право отдельных стран. Идеологическая система включает социалистическую и постсоциалистическую системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Выполнение  курсовой работы позволило углубить и расширить знания, полученные ранее  в этой области. В данной работе рассматривались правовые системы современности, их соотношения и взаимосвязи.

      Итак, мы  дали определение правовым семьям и указали их содержание,  исследовали, как группируются правовые системы в правовые семьи и дали краткую характеристику каждой правовой семье в отдельности.

      Среди сотен существующих в современном  мире правовых систем многие из них  обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или «очень близкими между собой типами общества», общими или «очень сходными историческими условиями развития общества», общей или «очень сходной религией» а также другими аналогичными им обстоятельствами13.

      Для классификации правовых систем существуют различные критерии.

      Так, выделяются три правовые семьи (или  системы): романо-германская, англосаксонская и социалистическая.

      Помимо  этого, правовые системы делятся  на западную, восточную, мусульманскую и идеологическую.

    В частности, западная система включает в себя континентальную и англо-американскую.

    К правовым системам, входящим в континентальное  право отнесены:

    - романская, или южно-европейская,  правовая семья;

    - германская, или центрально-европейская, правовая семья;

    - скандинавская, или северно-европейская,  правовая семья;

    - латиноамериканская правовая семья.

    К мусульманской правовой семье относится:

    - мусульманское право, иудаистское  право, 

    - юго-восточное азиатское право,

    -африканское  обычное право

    К идеологическим правовым системам относятся  социалистическая и постсоциалистическая системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные правовые системы современности: соотношение и взаимосвязь