Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 21:15, курсовая работа
Главной целью этой работы является изучение особенностей правовых систем современности. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и содержание правовой системы;
- дать определение правовым семьям и краткую характеристику каждой правовой семье в отдельности;
- исследовать, как группируются правовые системы в правовые семьи;
Введение 3
1. Понятие и содержание правовой системы государства 5
2. Западное право: основная характеристика 10
3. Восточное право: дуализм в проявлении 15
4. Идеологическое право: социалистические и постсоциалистические
правовые системы 17
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 22
Поэтому, говоря о правовых системах так называемого Востока (понимаемого шире своего географического значения), следует различать, в частности:
-
правовое конфуцианство как
- индусское право как нормы поведения индусской общины и право Индии;
-
иудаистское право как
- мусульманское право и право Турции, Сирии или Саудовской Аравии;
-
обычное право Тропической
Среди правовых систем Востока особое место принадлежит мусульманскому праву в силу его распространенности в современном мире на основе мусульманской религии - ислама. Мусульманское право возникло вслед за появлением ислама и созданием первого исламского государства - Арабского халифата в VII в.
Источниками мусульманского права провозглашены:
- Коран - священный свод, состоящий из высказываний Аллаха, переданных пророком. Он представляет собой катехизис - религиозную книгу, излагающую верование в виде вопросов и ответов, но одновременно в нем содержатся основные нормы поведения мусульман;
- сунна - собрание норм-традиций, основанных на жизни пророка Муххамеда;
- иджма - единая трактовка по вопросам исламского учения, в котором записаны обязанности правоверных;
- кийяс - суждения по аналогии в вопросах права.
В
современном мусульманском
- модель секуляризации, характерная для стран, которые четко отделили религию от государственной жизни (Турция, страны СНГ с мусульманским населением) и придерживаются правила светского государства: верующие могут воспринимать нормы мусульманского права в личной жизни, если их поведение при этом не будет противоречить светским законам;
- модель гармонии, в соответствии с которой страны провозглашают ислам государственной религией, но шариат признается лишь одним из источников права, следующим за конституцией, законами и обычаями (Египет, Сирия, Тунис);
- модель коранизации, при которой государство провозглашает нормы шариата официальным законодательством и распространяет их действие на всех, кто находится на территории страны.
Подобные модели характерны, в частности, и для стран с традиционными (обычными) правовыми системами12.
Содержание этой главы, в первую очередь, определило составляющие системы восточного права. К нему относят как религиозные правовые системы (мусульманское право, иудаистское право), так и относящиеся к традиционным правовым системам (юго-восточное азиатское право, африканское обычное право). Выделили, что Восточному праву свойственен дуализм, что позволило различить:
- правовое конфуцианство;
- индусское право;
- иудаистское право;
- мусульманское право и право Турции, Сирии или Саудовской Аравии;
-
обычное право Тропической
4. Идеологическое право: социалистические и постсоциалистические
правовые
системы
Идеологическое право - это, прежде всего, орудие государственной власти, в основе которого - примат коммунистической идеологии. В XX в. в соответствии с ее теоретическими выкладками создается система стран социализма, которым было свойственно и особое, социалистическое право.
Оно рассматривалось как:
- право, коренным образом отличное от всего существовавшего ранее, а потому не имевшее собственных корней;
-
высший тип права, юридически
закреплявший новые
-
классовое право, поскольку
-
идеологическое право,
- право, ставящее перед собой политические цели - построение социализма и коммунистического общества, и для этого использующее организационные и политические средства на основе принудительной силы государства.
На практике социалистическое право обеспечивало доминирующие интересы государственной власти, осуществляя централизованное управление экономикой, обобществление собственности, национализацию предприятий, банков, земли, жесткое регулирование меры труда и меры потребления. В праве главенствовали не закон, а партийно-административные решения. В отношении личности проводилась политика государственного патернализма, обеспеченная правом.
По сути, социалистическое право являлось юридическим прикрытием повсеместного и жесткого вмешательства государства во все сферы жизни общества и приводило к преобладанию в нем публично-правовых институтов, преследованию вначале оппозиционных, а затем и просто неофициальных взглядов и действий, упрощению процедурных форм и ограничения прав обвиняемых и подсудимых на защиту, усилению репрессий, в том числе и внесудебных, как средства навязывания населению идеологической воли.
В настоящее время в полной мере такое право продолжает действовать в единичных государствах с ортодоксальным режимом власти, в частности, в Корейской Народно-Демократической Республике и на Кубе. На позициях социализма остались Китай и Вьетнам, которые, тем не менее, активно используют правовые инструменты социалистического содержания в целях преобразования экономики и во многом преуспели на этом поприще. Однако в отношении либерализации политики в сфере прав человека эти страны сохраняют прежние позиции, в соответствии с которыми власть должна направлять, управлять и контролировать своих граждан в целях построения «социалистического правового государства».
В конце ушедшего века бывшие социалистические страны Восточной Европы и Балтии вступили в новый, постсоциалистический период своего развития, для которого характерными стали радикальные экономические, политические и правовые реформы. Успехи на правовом поприще, качественные изменения в законодательстве, переход к демократическим стандартам в области прав человека, утверждение в правовых системах принципов цивилизованного права сопровождаются активным участием этих стран в процессе европейской интеграции и, по сути, возвратом в европейское право.
На территории бывшего Советского Союза после его распада создаются государства, в которых утверждаются новые, собственные, национальные приоритеты. Их правовые системы, можно отнести к постсоветской правовой семье, которая формируется на основе сравнительно однородного правового пространства СНГ. Эта группа в силу своего прошлого и не столь последовательного разрыва с ним находится в переходном режиме между основными объединениями правовых систем с постепенно укрепляющейся тенденцией сближения с континентальным правом.
Правовые
системы постсоветских
- правопреемственность, определяемая длительным нахождением в едином государстве в условиях идеологической изоляции на основе строжайшего подчинения центральной власти, в том числе и в области правотворчества и правоприменения;
- идентичные основы построения правовых систем;
- общее правопонимание, базирующееся на юридическом позитивизме в традиционном стиле;
- действующий массив прежних нормативных актов, которые принимались в соответствии с союзным законодательством и политикой правового унитаризма;
-
координация правовой
Страной-идентификатором постсоветской правовой семьи является Российская Федерация, в правовом развитии которой в последние годы наметились позитивные сдвиги, в том числе:
-
происходит значительная
-
завершается всеобщая
-
активизировалась судебная
-создается внутригосударственная система гарантий прав человека и гражданина;
-выполняются взятые на себя международные обязательства в отношении осуществления общих цивилизационных принципов права.
Как
итоговый результат вышерассмотренной
главы можем выделить основное, а
именно понятие идеологического права,
его характерные черты и общие признаки,
позволяющие объединить и соотнести к
идеологическим правовым системам право
отдельных стран. Идеологическая система
включает социалистическую и постсоциалистическую
системы.
Заключение
Выполнение курсовой работы позволило углубить и расширить знания, полученные ранее в этой области. В данной работе рассматривались правовые системы современности, их соотношения и взаимосвязи.
Итак, мы дали определение правовым семьям и указали их содержание, исследовали, как группируются правовые системы в правовые семьи и дали краткую характеристику каждой правовой семье в отдельности.
Среди сотен существующих в современном мире правовых систем многие из них обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или «очень близкими между собой типами общества», общими или «очень сходными историческими условиями развития общества», общей или «очень сходной религией» а также другими аналогичными им обстоятельствами13.
Для классификации правовых систем существуют различные критерии.
Так, выделяются три правовые семьи (или системы): романо-германская, англосаксонская и социалистическая.
Помимо этого, правовые системы делятся на западную, восточную, мусульманскую и идеологическую.
В частности, западная система включает в себя континентальную и англо-американскую.
К правовым системам, входящим в континентальное право отнесены:
-
романская, или южно-
- германская, или центрально-европейская, правовая семья;
-
скандинавская, или северно-
-
латиноамериканская правовая
К мусульманской правовой семье относится:
-
мусульманское право,
- юго-восточное азиатское право,
-африканское обычное право
К
идеологическим правовым системам относятся
социалистическая и постсоциалистическая
системы.
Информация о работе Основные правовые системы современности: соотношение и взаимосвязь