Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:44, контрольная работа
История создания, формирования какого-либо государственного органа помогает лучше понять: во-первых, историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов; во-вторых, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган; в-третьих, изучая историю того или иного государственного органа, мы сможем в современных условиях принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа. Сказанное в полной мере относится и к органам прокуратуры. В настоящее время, особенно важно глубоко изучить историю возникновения прокуратуры как государственного органа.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Предпосылки создания прокуратуры ………………………………………..4
2. Прокуратура Петра І ………………………………………………………….5
3. Прокуратура Российской империи после Петра І …………………………10
Заключение ……………………………………………………………………..14
Список литературы ……………………
Наблюдательные иностранцы отмечали, что генерал-прокурор Ягужинский — второе после императора лицо в государстве по своей силе и значению.
Наряду с руководством органами прокуратуры Ягужинский был начальником всей сенатской канцелярии: он определял порядок делопроизводства и прохождения дел, следил за дисциплиной и т.п. Поток же дел в Сенате был чрезвычайно большой. Вскоре Ягужинский заметил, что один обер-секретарь не справляется с такой массой дел. К тому же он не всегда был беспристрастен. По этому поводу Ягужинский пишет предложение Сенату: «Понеже несказаемая бездна дел и к тому же не небезлодозрителен один и може партии иметь, а когда другой будет, то один за другим — глаза».
Сенат согласился с предложением Ягужинского и установил еще одну должность обер-секретаря.
Вот
так Прокуратура осуществляла от имени
императорской власти и по ее поручению
повсеместный и постоянный надзор и контроль
за действиями и решениями Правительствующего
сената, других центральных и местных
учреждений. Функции прокуратуры были
довольно широки, хотя и видоизменяялись,
особенно после Судебной реформы 1864 года.
В отдельные периоды генерал-прокурор
выступал не только как блюститель законов,
но и как министр финансов, юстиции, внутренних
дел. Особенно наглядно это проявилось
во времена царствований Екатерины II и
Павла I. Начиная же с 1802 года генерал-прокурор
стал одновременно и министром юстиции.
3. Прокуратура Российской империи после Петра I
В последующие годы после смерти Петра I, особенно в период царствования Анны Иоановны, прокуратура практически бездействовала. В своих прежних прерогативах прокуратура была восстановлена в период царствования Елизаветы Петровны. Как и во всех направлениях государственной и политической деятельности, она стремилась восстановить реформы своего отца и многого в этом достигла. Указом Императрицы от 12 декабря 1741 г, была восстановлена прокуратура в рамках Указа Петра I от 1722 г. Прокуратуре был придан ряд полномочий по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора.
В период царствования Екатерины II в существенной мере был усилен местный прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое в 1775 г. "Учреждение о губерниях", в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров.
При Павле I, одержимом идеей "все созданное Екатериной II изменить и переделать", был существенно ослаблен прокурорский надзор, в значительной мере были сокращены штаты органов прокуратуры, как в центре, так и на местах. Однако в целом прокуратура продолжала оставаться активно действовавшим государственным органом.
Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II. Еще до судебной реформы, в 1862 г., Государственный Совет Российской Империи принял "Основные положения о прокуратуре", в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание (предмет), задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было определено назначение прокуратуры: "Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи". В "Основных положениях о прокуратуре" были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры, которые оставались незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской Империи. К их числу относятся: единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры; осуществление "верховного" надзора в Империи Генерал-прокурором (он же министр юстиции); строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость прокуроров; независимость прокуроров от "местных" влияний при принятии ими любого решения. Обеспечению независимости прокуроров от местных влияний в существенной мере способствовал установленный порядок их назначения и освобождения от занимаемой должности. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались рескриптом Императора. Назначение на должности нижестоящих прокуроров и их освобождение составляло прерогативу Генерал-прокурора Российской Империи. К установленному порядку формирования органов прокуратуры того времени следует дополнить и такой весьма существенный фактор как материальное обеспечение прокуроров. Юристы прошлого говорили, что "нет ничего более дорогого в государстве как дешевый суд". Российское государство стремилось уберечь служителей законности и правосудия от вступления на путь взяточничества и казнокрадства. В этом были достигнуты определенные успехи, хотя факты негативного характера были и тогда нередки. Необходимо иметь в виду, что прокуроры всех рангов назначались на соответствующие посты пожизненно. Прокурор, занимая определенную должность, мог быть уверенным в своем будущем. Следует принять во внимание и такой фактор, как сословное представительство при формировании корпуса прокурорского надзора. Только представители дворянского сословия, главным образом дворянства потомственного, могли претендовать на вакансии прокурорских должностей. В силу одного этого обстоятельства они являлись рьяными защитниками царского престола. Нельзя не учитывать также и то, что учебные заведения того времени готовили юристов не только как высококвалифицированных профессионалов, но и как высокообразованных людей. Будущих прокуроров готовили на факультете правоведения (Петербург). Это было самым престижным учебным заведением России, основанным на базе Царскосельского лицея, созданного Александром I. (По исторической случайности преобразование лицея в факультет правоведения произошло в 1837 г., в год гибели А. С. Пушкина.) Тщательный подбор преподавательского состава, обеспечение студентов правовой литературой и нормативными актами, строгая дисциплина и высокие требования к студентам — все это давало возможность получать весьма фундаментальную подготовку, позволяющую прокурору успешно осуществлять возложенные на него полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов.
После убийства Александра II (1 марта 1881 г.) в период царствования Александра III принимаются меры к усилению судебной репрессии в отношении революционно настроенных масс; существенно ограничиваются полномочия суда присяжных и, наоборот, расширяется сфера коронного суда. Рескриптом Александра III учреждается комиссия во главе с Генерал-прокурором Н. В. Муравьевым, которая в течение шести лет упорно работала над проектом по усилению прокурорского надзора, о превращении прокуратуры в сугубо карательный орган. Эта сторона деятельности прокуроров особенно отчетливо проявилась после Революции 1905 г. Органы юстиции России ответили на революционные выступления рабочих, солдат и матросов, революционно настроенного крестьянства массовыми репрессиями, карательными экспедициями, военно-полевыми судами, политическими убийствами и погромами. Военно-полевые суды, которые признавали лишь одну меру наказания — смертную казнь, только с 19 августа 1906 г. по 20 апреля 1907 г. вынесли свыше 1000 смертных приговоров. Военно-окружные суды не отставали от судов военно-полевых в применении репрессий в отношении революционно настроенных масс: только за период 1907—1909 гг. они осудили к смертной казни 3196 человек. Царская прокуратура была одним из тех государственных органов, который проводил в жизнь политику самодержавия по проведению массового террора против революционно настроенных масс. Ни о какой законности и справедливости в деятельности прокуроров не может быть и речи.
После
Октябрьской революции органы прокуратуры,
как известно, были ликвидированы. В
Декрете о суде № 1 от 24
ноября 1917 года отмечалось: «Упразднить
доныне существовавшие институты судебных
следователей, прокурорского надзора,
а равно институты присяжной и частной
адвокатуры». В роли обвинителей теперь
могли выступать все «неопороченные граждане
обоего пола, пользующиеся гражданскими
правами». Надзор же и контроль за законностью
входил в функции многих органов и учреждений,
начиная с ВЦИКа и его президиума и кончая
губернскими и уездными отделами юстиции.
Заключение
В заключение могу отметить, что уже на протяжении почти трех столетий структура органов прокуратуры не стоит на месте. Разрабатываются новые нормативно-правовые акты, улучшается аппарат управления прокуратуры на федеральном уровне и на местах. Менялись и продолжают меняться функции органов прокуратуры России, но каждый раз во все времена на должности генерал-прокуроров, а затем и генеральных прокуроров России призывались Отечеством государственные мужи, чья жизнь и служебная деятельность не может остаться незамеченной.
Благодаря реформатору Петру I, который внес в обыденную жизнь царской России новые порядки на европейский лад, в нашей стране зародились первые органы прокуратуры и дошли до наших дней, но существенно изменившиеся как по структуре, так и в плане осуществления контроля и надзора за исполнением законов всеми гражданами России. При создании прокуратуры Петром 1 перед ней ставилась задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония".
На
сегодняшний день невозможно представить
ни одно государство без органов прокуратуры,
так как в условиях нынешнего мира, в котором
коррупция, злоупотребление властью, растрачивание
государственных средств, и другие преступления
стали частью нашей с вами жизни просто
необходимы специальные органы, осуществляющие
обеспечение верховенства закона, единства
и укрепления законности.
Список литературы
1. Министерство юстиции за сто лет. 1802-1902. Исторический очерк. М.: СПАРК, 2001.
2. Министерство юстиции России за 200 лет (1802-2002). Историко-правовой очерк. М.: Норма, 2002.
3. Российское законодательство Х-ХХ веков. М: Юридическая литература, 1987-1994. Т. 5-9.
4. Высшие органы государственной власти и управления России IX-XX вв. Справочник / Под. ред. А.С. Тургаева. СПб.: СЗАГС, «Образование-культура», 2000.
5. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. «Око государево». Российские прокуроры XVIII в. М.: РОССПЭН, 1994.
6. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. «Под сенью русского орла». Российские прокуроры. М.: РОССПЭН, 1996
7. Серов О.Д. Прокуратура Петра 1 (1722-1725 гг.). Новосибирск Сибву-зиздат, 2002.
Информация о работе Организация и деятельность прокуратуры Российской империи