Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 20:29, реферат
Другими словами, под ОРВ понимается набор определенных средств, методик, способов, процедур, которые позволяют определенному государственному органу или чиновнику выработать адекватную политику и внедрить ее. ОРВ появилась на волне административных реформ в западных странах в 80-90-х гг. и представляет собой разновидность оценки программ и политик. В свою очередь, в ОРВ встроены более локальные процедуры, такие как оценка воздействия на конкуренцию. С недавних пор дисциплины по ОРВ преподаются в ведущих западных вузах.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития и роль оценки регулирующего воздействия..4
История развития оценки регулирующего воздействия за рубежом……...4
Роль оценки регулирующего воздействия…………………………………..5
Глава 2. Структура, метод и особенности оценки регулирующего воздействия……………………………………………………………………….6
Особенности оценки регулирующего воздействия………………………...6
Структура и метод оценки регулирующего воздействия…………………..6
Глава 3. Развитие оценки регулирующего воздействия в России………...9
Глава 4. Современные тенденции оценки регулирующего воздействия.10
Заключение……………………………………………………………………...12
Список использованной литературы………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В.ПЛЕХАНОВА (РЭУ им. Г.В. Плеханова)
Юридический факультет
Реферат по дисциплине «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В РФ»
Тема: «Оценка регулирующего воздействия»
Выполнил студент 5 курса д/о
Москва 2014г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История развития и роль оценки регулирующего воздействия..4
Глава 2. Структура,
метод и особенности оценки регулирующего
воздействия…………………………………………………
Глава 3. Развитие оценки регулирующего воздействия в России………...9
Глава 4. Современные тенденции оценки регулирующего воздействия.10
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..13
Введение
Оценка регулирующего воздействия
или анализ регуляторного воздействия
(влияния), далее – (ОРВ) (англ. Impact Assessment, Regulatory
Impact Assessment, Regulatory Impact Analysis, RIA, нем. Gesetzesfolgenabschätzung
Другими словами, под ОРВ понимается набор определенных средств, методик, способов, процедур, которые позволяют определенному государственному органу или чиновнику выработать адекватную политику и внедрить ее. ОРВ появилась на волне административных реформ в западных странах в 80-90-х гг. и представляет собой разновидность оценки программ и политик. В свою очередь, в ОРВ встроены более локальные процедуры, такие как оценка воздействия на конкуренцию. С недавних пор дисциплины по ОРВ преподаются в ведущих западных вузах.
Оценка регулирующего воздействия является одним из новейших инструментов оптимизации государственного управления, задействованных на федеральном уровне власти России.
Глава 1. История развития и роль оценки регулирующего воздействия
1.1 История развития оценки регулирующего воздействия за рубежом
Индустрия оценки программ и политик, частью которой является ОРВ, имеет почти полувековую историю, и её развитие происходило волнообразно. Важной предпосылкой возникновения ОРВ можно считать период 60-х гг. XX века, когда на фоне интеграции оценивания в государственный сектор стали применяться прогнозные подходы, связанные с социальным проектированием реформ (хотя фокус исследований был в большей степени направлен на оценку результатов масштабных госпрограмм). «Вторая волна» (после 1973 г.) принесла – на фоне нефтяного шока и бюджетного дефицита – признание оценке как профессии и сформировало походы, связанные с ex-ante оцениванием и финансово-экономическими обоснованиями программно-целевых бюджетных проектировок (фокус на затраты).
На рубеже 70-80 гг. для ОРВ открылось «окно возможностей», когда «слились» потоки реформ государственного управления (т.н. New Public Management), приход к власти в крупнейших странах Запада (США, Великобритания, Германия) сторонников неолиберализма и дерегулирования, значительного продвижения в исследовательских методиках – и все это на фоне известного «привыкание» государственных служащих к процедурам и подходам оценивания.
По мнению сторонников дерегулирования, «невидимые» издержки, вызываемые регулированием у бизнеса или у граждан, зачастую оказывались выше «видимых» затрат государственного бюджета. Со временем, произошло изменение «интереса эпохи»: за истекшие четверть века: от идеи «меньшего регулирования» — к идее «лучшего регулирования», и от анализа издержек малого и среднего бизнеса – к комплексному анализу издержек и выгод в экономическом, экологическом и социальном аспектах.
1.2 Роль оценки регулирующего воздействия
Основная роль ОРВ заключается в отсеве необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта, оценке того, достигает ли регулирование поставленных целей, а также в оценке возможных последствий нового регулирования. Зачастую это осуществляется путем монетизации потенциальных издержек и выгод нового регулирования, а также оценки его сторонних эффектов.
Глава 2. Структура, метод и особенности оценки регулирующего воздействия
2.1 Особенности оценки регулирующего воздействия
Основными отличиями проведения ОРВ от широко распространенной в России практики финансово-экономического обоснования и технико-экономического обоснования нормативно-правовых актов являются:
В регулирующей практике Швеции ОРВ легко совмещается с применением методов социальной антропологии и культурологии (методы расчёта внеэкономических эффектов государственных реформ). К сожалению, в российской практике такие методы не используются.
2.2 Структура и метод оценки регулирующего воздействия
На сегодняшний день отсутствуют общепризнанные устоявшиеся универсальные методики и практики, которые бы применялись для проведения оценки регулирующего воздействия. Если в стране подобная процедура иногда законодательно закреплена на уровне конституции (например, в Швейцарии и Франции), то методика ее проведения варьируется от страны к стране.
Все зависит от того, каковы приоритеты лиц, принимающих решения. В некоторых странах акцент делается на оценку воздействия на бизнес, в других – на качество окружающей среды. В одних странах методическим ядром ОРВ является оценка выгод-издержек, в других – качественная оценка предполагаемого воздействия. Однако, в любом случае, основная роль ОРВ — принятие взвешенного, обдуманного решения на государственном уровне и отсев неэффективных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта. Поэтому различаются и руководства по оценке регулирующего воздействия, принятые в различных странах.
Выделяют три группы стран:
Обобщая представление о практике проведения ОРВ в различных странах, процедуру проведения ОРВ можно разделить на семь ключевых этапов:
Несмотря на то, что ОРВ преимущественно проводится на стадии проектирования и прогнозирования (предварительное оценивание), в ряде стран ОРВ будет считаться полноценной, если будет применяться и после принятия НПА (сопровождающий мониторинг, итоговая оценка).
ОРВ, как и любая оценка воздействия (impact assessment), предполагает использование своего набора методов сбора и анализа данных, и, прежде всего, методов выбора гипотетической альтернативной ситуации. Основными аналитическими методами, используемыми при проведении ОРВ, являются анализ издержек и выгод (cost-benefit analysis) и анализ издержки-эффективность (cost-effectiveness analysis). Оба метода используются при рассмотрении вынесенных на обсуждение альтернатив регулирования (4 этап процедуры ОРВ). Используются также и другие методы, например, многофакторный анализ (multi criteria analysis). При этом степень детальности анализа зависит от серьезности проблемы, доступности необходимой информации, ожидаемого чистого влияния и затрат на проведение анализа.
Глава 3. Развитие оценки регулирующего воздействия в России
Процедура оценки регулирующего воздействия постепенно внедряется в странах с переходной экономикой, в том числе – в большинстве стран СНГ (под разными названиями), например:
В России, в качестве эксперимента внедрение ОРВ и оценки законов осуществлялось с 2006 г. в нескольких регионах России (Татарстан; Калмыкия и Северная Осетия-Алания - при поддержке Всемирного банка). Было сделано также несколько экспертных разработок для федерального уровня (НИСИПП, 2005; ИЭПП, 2007).
22 марта 2010 г. Правительственная
комиссия по административной
реформе приняла решение о
наделении Минэкономразвития
15 мая 2010 г. Правительство
России приняло Постановление
№ 336 "О внесении изменений
в некоторые акты
Начиная с 2011 г. институт ОРВ развивается в регионах. Так, по состоянию на конец III квартала 2013 года нормативные акты, устанавливающие порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов актов, приняты в 45 субъектах Российской Федерации.
Глава 4. Современные тенденции оценки регулирующего воздействия
Рассматривая ОРВ в контексте развития реформ государственного регулирования в разных странах, можно выделить ряд современных тенденций:
В октябре 2010 г. Европейкая комиссия опубликовала меморандум (COM #543final, 08.10.2010) об т.н. «умном регулировании» (smart regulation). Эта новая концепция регулирования Европейского Союза пришла на смену идеологии качественного регулирования (better regulation), имевшей свои корни в неолиберальной политике дерегулирования 80-90-х гг. XX века. Таким образом, вследствие мирового финансового кризиса, официально признано, что государственное регулирование в экономике не плохо, и не хорошо само по себе, а может проводиться лучше («умнее») или хуже (не эффективно). ОРВ является одним из важных элементов «умного регулирования».