Оценка регулирующего воздействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 20:29, реферат

Краткое описание

Другими словами, под ОРВ понимается набор определенных средств, методик, способов, процедур, которые позволяют определенному государственному органу или чиновнику выработать адекватную политику и внедрить ее. ОРВ появилась на волне административных реформ в западных странах в 80-90-х гг. и представляет собой разновидность оценки программ и политик. В свою очередь, в ОРВ встроены более локальные процедуры, такие как оценка воздействия на конкуренцию. С недавних пор дисциплины по ОРВ преподаются в ведущих западных вузах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития и роль оценки регулирующего воздействия..4
История развития оценки регулирующего воздействия за рубежом……...4
Роль оценки регулирующего воздействия…………………………………..5
Глава 2. Структура, метод и особенности оценки регулирующего воздействия……………………………………………………………………….6
Особенности оценки регулирующего воздействия………………………...6
Структура и метод оценки регулирующего воздействия…………………..6
Глава 3. Развитие оценки регулирующего воздействия в России………...9
Глава 4. Современные тенденции оценки регулирующего воздействия.10
Заключение……………………………………………………………………...12
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Оценка регулирующего воздействия.docx

— 34.75 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В.ПЛЕХАНОВА (РЭУ им. Г.В. Плеханова)

 

Юридический факультет

 

 

Реферат по дисциплине «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В РФ»

 

 

Тема: «Оценка регулирующего воздействия»

 

 

Выполнил студент 5 курса д/о

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. История развития и роль оценки регулирующего воздействия..4

    1. История развития оценки регулирующего воздействия за рубежом……...4
    2. Роль оценки регулирующего воздействия…………………………………..5

Глава 2. Структура, метод и особенности оценки регулирующего воздействия……………………………………………………………………….6

    1. Особенности оценки регулирующего воздействия………………………...6
    2. Структура и метод оценки регулирующего воздействия…………………..6

Глава 3. Развитие оценки регулирующего воздействия в России………...9

Глава 4. Современные тенденции оценки регулирующего воздействия.10

Заключение……………………………………………………………………...12

Список использованной литературы………………………………………..13

 

 

Введение

Оценка регулирующего воздействия или анализ регуляторного воздействия (влияния), далее – (ОРВ) (англ. Impact Assessment, Regulatory Impact Assessment, Regulatory Impact Analysis, RIA, нем. Gesetzesfolgenabschätzung, GFA, фр. l'évaluation des politiques publiques et aux études d'impact) представляет собой «…процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей, с целью исключения излишнего и необдуманного регулирования, и, с использованием научных и поддающихся последующей проверке техник, применяемых на всей имеющейся доступной информации, а также с учетом различных мнений, полученных в ходе консультаций, анализа издержек и выгод выбранных альтернатив…» [Dublin,2004].

Другими словами, под ОРВ понимается набор определенных средств, методик, способов, процедур, которые позволяют определенному государственному органу или чиновнику выработать адекватную политику и внедрить ее. ОРВ появилась на волне административных реформ в западных странах в 80-90-х гг. и представляет собой разновидность оценки программ и политик. В свою очередь, в ОРВ встроены более локальные процедуры, такие как оценка воздействия на конкуренцию. С недавних пор дисциплины по ОРВ преподаются в ведущих западных вузах.

Оценка регулирующего воздействия является одним из новейших инструментов оптимизации государственного управления, задействованных на федеральном уровне власти России.

 

Глава 1. История развития и роль оценки регулирующего воздействия

1.1 История развития оценки регулирующего воздействия за рубежом

Индустрия оценки программ и политик, частью которой является ОРВ, имеет почти полувековую историю, и её развитие происходило волнообразно. Важной предпосылкой возникновения ОРВ можно считать период 60-х гг. XX века, когда на фоне интеграции оценивания в государственный сектор стали применяться прогнозные подходы, связанные с социальным проектированием реформ (хотя фокус исследований был в большей степени направлен на оценку результатов масштабных госпрограмм). «Вторая волна» (после 1973 г.) принесла – на фоне нефтяного шока и бюджетного дефицита – признание оценке как профессии и сформировало походы, связанные с ex-ante оцениванием и финансово-экономическими обоснованиями программно-целевых бюджетных проектировок (фокус на затраты).

На рубеже 70-80 гг. для ОРВ открылось «окно возможностей», когда «слились» потоки реформ государственного управления (т.н. New Public Management), приход к власти в крупнейших странах Запада (США, Великобритания, Германия) сторонников неолиберализма и дерегулирования, значительного продвижения в исследовательских методиках – и все это на фоне известного «привыкание» государственных служащих к процедурам и подходам оценивания.

По мнению сторонников дерегулирования, «невидимые» издержки, вызываемые регулированием у бизнеса или у граждан, зачастую оказывались выше «видимых» затрат государственного бюджета. Со временем, произошло изменение «интереса эпохи»: за истекшие четверть века: от идеи «меньшего регулирования» — к идее «лучшего регулирования», и от анализа издержек малого и среднего бизнеса – к комплексному анализу издержек и выгод в экономическом, экологическом и социальном аспектах.

1.2 Роль оценки  регулирующего воздействия

Основная роль ОРВ заключается в отсеве необдуманных и нецелесообразных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта, оценке того, достигает ли регулирование поставленных целей, а также в оценке возможных последствий нового регулирования. Зачастую это осуществляется путем монетизации потенциальных издержек и выгод нового регулирования, а также оценки его сторонних эффектов.

 

Глава 2. Структура, метод и особенности оценки регулирующего воздействия

2.1 Особенности оценки регулирующего воздействия

Основными отличиями проведения ОРВ от широко распространенной в России практики финансово-экономического обоснования и технико-экономического обоснования нормативно-правовых актов являются:

  1. анализ возможных альтернатив регулирующего воздействия, в т.ч. с помощью анализа издержек и выгод;

 

  1. проведения публичных консультаций с группами лиц, на которых направлено регулирование, а также с прочими заинтересованными группами.

В регулирующей практике Швеции ОРВ легко совмещается с применением методов социальной антропологии и культурологии (методы расчёта внеэкономических эффектов государственных реформ). К сожалению, в российской практике такие методы не используются.

 

2.2 Структура и метод оценки регулирующего воздействия

На сегодняшний день отсутствуют общепризнанные устоявшиеся универсальные методики и практики, которые бы применялись для проведения оценки регулирующего воздействия. Если в стране подобная процедура иногда законодательно закреплена на уровне конституции (например, в Швейцарии и Франции), то методика ее проведения варьируется от страны к стране.

Все зависит от того, каковы приоритеты лиц, принимающих решения. В некоторых странах акцент делается на оценку воздействия на бизнес, в других – на качество окружающей среды. В одних странах методическим ядром ОРВ является оценка выгод-издержек, в других – качественная оценка предполагаемого воздействия. Однако, в любом случае, основная роль ОРВ — принятие взвешенного, обдуманного решения на государственном уровне и отсев неэффективных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта. Поэтому различаются и руководства по оценке регулирующего воздействия, принятые в различных странах.

Выделяют три группы стран:

  • страны, где процедура ОРВ происходит только в случае принятия нормативного акта, предусматривающего бюджетные расходы - США, Канада;
  • страны, где ОРВ происходит при принятии любого регулирующего акта - Нидерланды, Великобритания;
  • страны, где жесткая процедура проведения ОРВ не вводится, но декларируются общие принципы, при которых меры регулирующего воздействия вводятся только в случае, когда доказана их целесообразность - Южная Корея, Чехия.

Обобщая представление о практике проведения ОРВ в различных странах, процедуру проведения ОРВ можно разделить на семь ключевых этапов:

  1. Формулировка и описание проблемы;
  2. Постановка целей оценки;
  3. Описание возможных вариантов достижения поставленной цели;
  4. Анализ представленных альтернатив;
  5. Консультации;
  6. Выводы и результаты, представление рекомендуемого варианта;
  7. Реализация выбранной альтернативы, последующий мониторинг.

Несмотря на то, что ОРВ преимущественно проводится на стадии проектирования и прогнозирования (предварительное оценивание), в ряде стран ОРВ будет считаться полноценной, если будет применяться и после принятия НПА (сопровождающий мониторинг, итоговая оценка).

ОРВ, как и любая оценка воздействия (impact assessment), предполагает использование своего набора методов сбора и анализа данных, и, прежде всего, методов выбора гипотетической альтернативной ситуации. Основными аналитическими методами, используемыми при проведении ОРВ, являются анализ издержек и выгод (cost-benefit analysis) и анализ издержки-эффективность (cost-effectiveness analysis). Оба метода используются при рассмотрении вынесенных на обсуждение альтернатив регулирования (4 этап процедуры ОРВ). Используются также и другие методы, например, многофакторный анализ (multi criteria analysis). При этом степень детальности анализа зависит от серьезности проблемы, доступности необходимой информации, ожидаемого чистого влияния и затрат на проведение анализа.

 

Глава 3. Развитие оценки регулирующего воздействия в России

Процедура оценки регулирующего воздействия постепенно внедряется в странах с переходной экономикой, в том числе – в большинстве стран СНГ (под разными названиями), например:

  • Украина - Анализ влияния регуляторного акта (АВРА);
  • Кыргызстан - Анализ регулятивного воздействия нормативных правовых актов;
  • Узбекистан - Система оценки воздействия актов законодательства (СОВАЗ);
  • Казахстан - Оценка социально-экономических последствий законов;

В России, в качестве эксперимента внедрение ОРВ и оценки законов осуществлялось с 2006 г. в нескольких регионах России (Татарстан; Калмыкия и Северная Осетия-Алания - при поддержке Всемирного банка). Было сделано также несколько экспертных разработок для федерального уровня (НИСИПП, 2005; ИЭПП, 2007).

22 марта 2010 г. Правительственная  комиссия по административной  реформе приняла решение о  наделении Минэкономразвития России  полномочиями по разработке методики  ОРВ и внедрения этой процедуры  в практику в ближайшее время, включая создание нового департамента.

15 мая 2010 г. Правительство  России приняло Постановление  № 336 "О внесении изменений  в некоторые акты Правительства  Российской Федерации", которым  де-факто вводится процедура оценки  регулирующего воздействия, а головным  органом по ОРВ становится  Минэкономразвития России. В июле 2010 г. в Министерстве был создан  Департамент оценки регулирующего  воздействия.

Начиная с 2011 г. институт ОРВ развивается в регионах. Так, по состоянию на конец III квартала 2013 года нормативные акты, устанавливающие порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов актов, приняты в 45 субъектах Российской Федерации.

Глава 4. Современные тенденции оценки регулирующего воздействия

Рассматривая ОРВ в контексте развития реформ государственного регулирования в разных странах, можно выделить ряд современных тенденций:

  • ОРВ считается необходимым условием существования регуляторной политики в государстве (т.н. «умное или качественное» регулирование), являясь общепринятым инструментом в развитых странах;
  • ОРВ стала носить постоянный, а не эпизодический характер -  с планами-графиками, целями и механизмами оценки;
  • Отсутствие какой-либо единой модели ОРВ в различных странах. Внедрение ОРВ происходило с учетом политической, конституционной и административной среды, а также социальных, культурных и правовых особенностей той или иной страны;
  • ОРВ развивается вширь, охватывая все больше и больше сфер использования. Широта использования ОРВ отличается от страны к стране. Например, есть страны (Австралия, Япония, Н. Зеландия, Норвегия, Великобритания, США), где есть похожие системы анализа воздействия, включающие контроль качества, экономическую эффективность и влияние на конкуренцию и открытость рынка;
  • Тенденция в сторону большей открытости и прозрачности в рамках проведения ОРВ (в т.ч. значительное внимание при проведении ОРВ уделяется публичным слушаниям и общественным консультациям при выработке решения).
  • Акцент на передачу знаний по ОРВ, путем проведения обучения госслужащих, культивирования среди них технических навыков и культурного восприятия использования ОРВ в качестве средств политики.

В октябре 2010 г. Европейкая комиссия опубликовала меморандум (COM #543final, 08.10.2010) об т.н. «умном регулировании» (smart regulation). Эта новая концепция регулирования Европейского Союза пришла на смену идеологии качественного регулирования (better regulation), имевшей свои корни в неолиберальной политике дерегулирования 80-90-х гг. XX века. Таким образом, вследствие мирового финансового кризиса, официально признано, что государственное регулирование в экономике не плохо, и не хорошо само по себе, а может проводиться лучше («умнее») или хуже (не эффективно). ОРВ является одним из важных элементов «умного регулирования».

Информация о работе Оценка регулирующего воздействия