Общие закономерности происхождения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

В качестве объекта исследования выступает правовое государство. Предметом исследования является понятийный аппарат сущности, предпосылок формирования и современного состояния правового государства.
Задачи работы:
1.Исследовать основные черты правового государства;
2.Проанализировать процесс формирования правового государства в современной России: проблемы и перспективы.

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

     Итак, правовое государство - многомерное развивающееся явле­ние. В ходе

общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конк­ретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государст­ва является его связанность правом. Правовое государство — эго такая форма организации и деятельности государственной влас­ти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом пра­во играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно высту­пает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализа­ция является воплощением справедливости. Развитое законода­тельство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.

     Экономической основой правового государства являются производственные

отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных фермах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ, индивидуальный производитель выступает как собственник продук­тов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, посто­янный рост благосостояния

общества и его саморазвитие.

     Социальную основу правового государства составляет само­регулирующееся

гражданское общество, которое объединяет сво­бодных граждан—носителей

общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится

человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов,

общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей,  обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства, с отказом от приоритета «обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.  Правовое государство — это одновременно и социальное государство.

     Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства. терпимости к различным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщенность государственной жизни с значи­тельной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических, отношениях.

     Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечи­вает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Госу­дарство применяет силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если о поведение угрожает свободе других людей. Политическая природа государства, наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организации, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие.

     Что касается российского гражданского обще­ства, то оно находятся в стадии

формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивили­зованным рыночным отношениям, отсутствием широко­го социального слоя собственников, низкой эффектив­ностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклиз­мы формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобыт­ных черт. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Кон­ституции Российской Федерации процесс формирова­ния гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были за­креплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью госу­дарства. Провозглашено разделение властей на законо­дательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии органов местного самоуправления.

     Дальнейшее развитие гражданского общества в Рос­сии зависит от разумного и последовательного разгосу­дарствления собственности, сокращения и

нейтрализации бюрократического аппарата, формирования много­партийной

системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки

оптимальных соци­альных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование осново­полагающих отношений

гражданского общества, значе­ние которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общест­ва и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязан­ности государства перед гражданским обществом; обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

     1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 2008. - 752 с.

     2. Коваленко И. А. Общая теория государства и права. - М.: ТЕИС, 2008. - 120 с.

     3. Комаров С. А. Общая теория государства и права: курс лекций / Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 2007. - 312 с.

     4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). / "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

     5. Лазарев Б. М. Что такое правовое государство? - М.: Знание, 2000. - 64 с.

     6. Ларин А.Ю. Теория государства и права: Книжный мир. – 2011, - 211с.

     7. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 640с.

     8. Радько Т.Н. Теория государства и права: Проспект, 2010. - 271с.

     9. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Инфра-М, - РИОР, - 2010, -153с.

     10. Соломон П. Г. Проблемы развития правового строя в России. - М.: 2000, -39с.

     11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Омега-Л, -2011, -230с.

     12. Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова и др.; отв.ред. М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-817с.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. Спб., 1993; Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. Т. 1. 2-е изд. // Отв. ред. М.Н.Марченко. М., 2001.

[2] Котляревский С.А. Социальные науки и право. М., 1916. С.595.

[3] Лазарев Б. М. Что такое правовое государство? - М.: Знание, 2000. - 64 с.

[4] Комаров С. А. Общая теория государства и права: курс лекций / Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 2007. - 312 с.

[5] Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 640с

[6] Радько Т.Н. Теория государства и права: Проспект, 2010. - 271с

[7] Юридический энциклопедический словарь / М.О. Буянова и др.; отв.ред. М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-787с.

[8] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Омега-Л, -2011, -230с.

[9] Соломон  П. Г. Проблемы развития правового строя в России. - М.: 2000, -39с.

 


Информация о работе Общие закономерности происхождения права