Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:40, контрольная работа
Будучи, как все социальные нормы, с одной стороны, результатом отражения объективного мира, обобщения информации о нем, с другой – средством обратного воздействия, социальным регулятором отношений между людьми в общечеловеческих и классовых интересах, нормы права и в этом качестве отличаются существенными особенностями. Суть их в том, что юридическая норма, как и право в целом, не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений.
Укажите общие черты и различия между нормами права и корпоративными нормами как видом социальных норм.
Приведите по 3 примера стимулирующих, ограничивающих и норм права, устанавливающие льготы.
Приведите по 3 примера фактических составов, событий, правомерных актов и правомерных поступков. При выполнении задания необходимо руководствоваться классификацией юридических фактов.
Что такое юридический процесс? Какие виды юридического процесса выделяются в Теории государства и права?
Чем отличается правоприменительный акт от нормативного правового акта? Чем отличается акт толкования права от нормативного правового акта?
Укажите признаки «за» и «против» рассмотрения судебного прецедента как источника права в России.
Укажите критерии эффективности функционирования механизма правового регулирования.
Ответ №6.
Судебный прецедент (СП)- решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции решении аналогичных дел либо служащие примерным образом толкования закона, не имеющим обязательной силы.
Среди довольно многочисленных и разнообразных
аргументов, приводимых в защиту тезиса
о непризнании
СП в качестве источника современного
российского права, наиболее широкое распространение
получили следующие высказывания:
- утверждение о том, что признание СП в качестве источника права противоречит конституционно -признанному и закрепленному принципу разделения властей. Это одно из важнейших конституционных положений современной России и с ним, естественно, нельзя не считаться;
- тезис о том, что признание СП в качестве … не согласуется с характерными особенностями романо-германской правовой системы, которой традиционно причисляют Россию, и которая, по мнению некоторых отечественных ученых, «не знают такой формы право, как правовой прецедент»;
- мнение о том, что признание СП противоречило бы, с одной стороны , действующей Конституции России и обычному законодательству, а с другой – выступило бы в конфликт с правотворческой деятельностью Федерального Собрания;
- все возрастающее количество прецедентов является неудобным. При разборе в суде какого-либо дела оказывается практически невозможным рассмотреть все относящиеся к нам прецеденты. В результате появляются конфликтующие, противоречащие друг другу прецеденты. Избежать этого трудно, так как время, отводимое адвокату или судье на отдельное дело, весьма ограничено. Поэтому какие-то из прецедентов обязательно не попадут в их поле зрения.
Признание в российской правовой системе СП источником права позволит :
-более оперативно восполнять пробелы в нормативно-правовых актах;
-совершенствовать и укреплять судебную защиту прав и свобод человека;
-выступать регулятором баланса (путем механизма сдержек и противовесов) в отношениях между исполнительной и законодательной властью;
- способствовать формированию правовой государственности в Российской Федерации.
Ответ № 7.
Механизм правового
регулирования - это специфическое правовое
воздействие, осуществляемое правом как
нормативным, общеобязательным регулятором.
Это - совокупность взаимодействующих
правовых средств, при помощи которых
достигается результативное правовое
воздействие на общественные отношения.
Этот механизм образуют следующие основные
правовые средства (элементы):
а) правовые нормы;
б) правоотношения, субъективные права
и обязанности;
в) акты применения права.
В целом понятие МПР
позволяет не только собрать вместе
явления правовой действительности
- нормы, правоотношения, юридические
акты и др., но и представить их
в "работающем" виде.
В процессе правового регулирования выделяют
следующие основные стадии:
2) стадия возникновения правоотношений
и реализации субъективных прав и обязанностей;
3) стадия применения права, издание уполномоченным
государственным органом властного индивидуального
акта.
Таким образом, правовые нормы
образуют нормативную основу МПР. "Движущиеся"
части МПР образуют правоотношения
и акты реализации прав и обязанностей.
В целом под эффективностью права понимается
результативность правового воздействия.
Она характеризуется прежде всего отношением
между фактическим результатом действия
юридических норм и той социальной целью,
для достижения которой эти нормы были
изданы.
Критерии функциональной эффективности:
-фактическая эффективность,
выражает соотношение между
- социальная эффективность права , использует
показатель, который с фактической стороны
свидетельствует о том, достигли или нет
данные нормы нужного эффекта;
- обоснованность
и целесообразность - это условия и требования,
осуществление которых необходимо для
того, чтобы нормы права достигали высокого
положительного результата в процессе
регулирования. Чем обоснованнее и целесообразнее
содержание правовых норм, тем более они
эффективны;
- экономичность - это положительная эффективность
(полезность) юридических норм, которая
уточнена с учетом количества затраченной
на всех стадиях механизма правового регулирования,
материальных средств, человеческой энергии,
времени, а также иных показателей;
- эффективность
- регулятивные функции права тесно связаны
с результативностью социально-экономических,
политических мероприятий, облекаемых
в правовую форму;
- правоохранительная функция права выражается
главным образом в показателях, характеризующих
состояние правопорядка - динамика правонарушений,
результативность санкций и т.п
- правовой эксперимент, его конечная
цель заключается в выработке оптимального,
наиболее эффективного варианта правового
регулирования.