Общие черты и различия между нормами права и корпоративными нормами как видом социальных норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

Будучи, как все социальные нормы, с одной стороны, результатом отражения объективного мира, обобщения информации о нем, с другой – средством обратного воздействия, социальным регулятором отношений между людьми в общечеловеческих и классовых интересах, нормы права и в этом качестве отличаются существенными особенностями. Суть их в том, что юридическая норма, как и право в целом, не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений.

Оглавление

Укажите общие черты и различия между нормами права и корпоративными нормами как видом социальных норм.
Приведите по 3 примера стимулирующих, ограничивающих и норм права, устанавливающие льготы.
Приведите по 3 примера фактических составов, событий, правомерных актов и правомерных поступков. При выполнении задания необходимо руководствоваться классификацией юридических фактов.
Что такое юридический процесс? Какие виды юридического процесса выделяются в Теории государства и права?
Чем отличается правоприменительный акт от нормативного правового акта? Чем отличается акт толкования права от нормативного правового акта?
Укажите признаки «за» и «против» рассмотрения судебного прецедента как источника права в России.
Укажите критерии эффективности функционирования механизма правового регулирования.

Файлы: 1 файл

TGP2_KR1.docx

— 41.28 Кб (Скачать)

 

Ответ №6.

Судебный прецедент (СП)- решение по конкретному делу,  являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции решении аналогичных дел либо служащие примерным образом толкования закона, не имеющим обязательной силы.

 
       Среди довольно многочисленных и разнообразных  аргументов, приводимых в защиту тезиса о непризнании СП в качестве источника современного российского права, наиболее широкое распространение получили следующие высказывания:

- утверждение о том, что признание СП в качестве источника права противоречит конституционно -признанному и закрепленному принципу разделения властей. Это одно из важнейших конституционных положений  современной России и с ним, естественно, нельзя не считаться;

-  тезис о том, что признание СП в качестве …  не согласуется с характерными особенностями романо-германской правовой системы, которой традиционно причисляют Россию, и которая, по мнению некоторых отечественных ученых, «не знают такой формы право, как правовой прецедент»;

-  мнение о том, что признание СП противоречило бы, с одной стороны , действующей Конституции России и обычному законодательству, а с другой – выступило бы в конфликт с правотворческой деятельностью  Федерального Собрания;

-  все возрастающее количество прецедентов является неудобным. При разборе в суде какого-либо дела оказывается практически невозможным рассмотреть все относящиеся к нам прецеденты. В результате появляются конфликтующие, противоречащие друг другу прецеденты. Избежать этого трудно, так как время, отводимое адвокату или судье на отдельное дело, весьма ограничено. Поэтому какие-то из прецедентов обязательно не попадут в их поле зрения. 

Признание в российской правовой системе СП источником права позволит :

-более оперативно восполнять пробелы в нормативно-правовых актах;

-совершенствовать и укреплять судебную защиту прав и свобод человека;

-выступать регулятором баланса (путем механизма сдержек и противовесов) в отношениях между исполнительной и законодательной  властью;  

- способствовать  формированию   правовой государственности в Российской Федерации.

Ответ № 7.

Механизм правового  регулирования - это специфическое правовое воздействие, осуществляемое правом как нормативным, общеобязательным регулятором. Это - совокупность взаимодействующих правовых средств, при помощи которых достигается результативное правовое воздействие на общественные отношения. 
 
Этот механизм образуют следующие основные правовые средства (элементы): 
а) правовые нормы;  
б) правоотношения, субъективные права и обязанности;  
в) акты применения права.

В целом понятие МПР  позволяет не только собрать вместе явления правовой действительности - нормы, правоотношения, юридические  акты и др., но и представить их в "работающем" виде. 
 
В процессе правового регулирования выделяют следующие основные стадии:                               1) стадия вступления в действие правовых норм; 
2) стадия возникновения правоотношений и реализации субъективных прав и обязанностей; 
3) стадия применения права, издание уполномоченным государственным органом властного индивидуального акта.

Таким образом, правовые нормы  образуют нормативную основу МПР. "Движущиеся" части МПР образуют правоотношения и акты реализации прав и обязанностей. 
 
 В целом под эффективностью права понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется прежде всего отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы. 

Критерии функциональной эффективности:

-фактическая эффективность,  выражает соотношение между фактически  достигнутым, действительным результатом  и той непосредственной, ближайшей  целью, для достижения которой  были приняты соответствующие  нормы; 
- социальная эффективность права , использует показатель, который с фактической стороны свидетельствует о том, достигли или нет данные нормы нужного эффекта;

- обоснованность и целесообразность - это условия и требования, осуществление которых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого положительного результата в процессе регулирования.  Чем обоснованнее и целесообразнее содержание правовых норм, тем более они эффективны; 
- экономичность - это положительная эффективность (полезность) юридических норм, которая уточнена с учетом количества затраченной на всех стадиях механизма правового регулирования, материальных средств, человеческой энергии, времени, а также иных показателей;

- эффективность правоприменительных  актов , включенные в механизм правового регулирования, эти акты призваны обеспечить его четкую работу.  
- регулятивные функции права тесно связаны с результативностью социально-экономических, политических мероприятий, облекаемых в правовую форму;

-  правоохранительная функция права выражается главным образом в показателях, характеризующих состояние правопорядка - динамика правонарушений, результативность санкций и т.п 
 
- правовой эксперимент, его конечная цель заключается в выработке оптимального, наиболее эффективного варианта правового регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 

 
 


Информация о работе Общие черты и различия между нормами права и корпоративными нормами как видом социальных норм