Общественные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане, социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Социальное регулирование в обществе
1.1 Право в системе социальных норм
1.2 Нормативное и ненормативное регулирование
ГЛАВА 2. Понятие, предмет, метод и механизм правового регулирования общественных отношений………………………..4
ГЛАВА 3. Право и мораль……………………………………..17
3.1 Понятие морали…………………………………………………..17
3.2 Понятие, сущность, функции и признаки права………………19
3.3 Формы взаимодействия права и морали……………………….24
Заключение………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………….27

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 36.12 Кб (Скачать)

 Правовое регулирование  может быть эффективным, малоэффективным  и неэффективным. Все зависит  от степени достижения цели, которая  ставилась при издании юридических  норм. Эффективность правового регулирования  зависит от многих обстоятельств,  основными из которых являются  соответствие права, всей правовой  системы идеям справедливости  и свободы, уровню и потребностям  экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры  населения.

Правовое регулирование  общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В этот механизм входит подавляющее число  элементов правовой системы, за исключением  правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования  являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают  весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы [1, с.102].

Регламентация общественных отношений – урегулирование с  помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений [2, с.411].

 Правовая (законодательная)  регламентация как стадия правового  регулирования состоит в издании  юридических норм, охватывающих  определенные группы общественных  отношений. Это своего рода  «подведение под право» общественных  отношений. Прежде чем регулировать  поведение людей с помощью  правовых норм, необходимо иметь  эти нормы.

 В этом суть правовой  регламентации. Правовая регламентация  общественных отношений заключается  в определении и закреплении  в юридических нормах круга  общественных отношений, регулируемых  правом, в определении субъектов  права, их прав, свобод и юридических  обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний.

Действие юридических  норм – претворение права в  жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и  издаются, чтобы действовать.

 В действии – реальная  жизнь нормы. Действие юридических  норм и реализация юридических  норм означают, по сути дела, одно  и то же. Формы реализации юридических  норм – соблюдение, исполнение, использование  и применение – это и формы  их действия.

 Что же касается  путей действия права, то они  таковы: [3, с.63]

 а) законодательное  наделение лиц и организаций,  иными словами, субъектов права,  правоспособностью и дееспособностью;  обладая такими свойствами, субъекты  могут полностью включаться в  процесс правового регулирования,  а для права создаются условия  (предпосылки) его действия;

 б) наделение субъектов  права субъективными правами  и юридическими обязанностями; 

 в) получение субъектами  права реальных благ, иных правовых  результатов, предусмотренных нормами; 

 г) угроза применения  государственного принуждения за  неисполнение нормы права, а  также реальное применение государственного  принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Взаимосвязь и взаимодействие права с другими социальными нормами

 

 

3.1 право и мораль

 

Существует несколько  определений термина мораль, возникших  в разное время и раскрывающих термин с разных сторон.

 

Мораль (лат. moralis - нравственный, от mos, множественное число mores - обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики [12,с.48]. Мораль возникла вместе с появлением человеческого общества и ее установления охватывает почти все сферы социальной жизни.

Исходя из определений, можно  считать, что мораль и нравственность являются тождественными понятиями, особенно в практическом обиходе.

  Мораль предполагает  не только усвоение нравственных  принципов отношения человека  к другим людям, но и оценку  самого себя как личность и  члена общества, т. Е. внутренний  самоконтроль, называемый совестью.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение  и сознание людей во всех сферах жизни: в быту, семейных, межличностных  и других отношениях и даже в производственной деятельности. Более того, моральные  принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей и все народности, закрепляют основы культуры их взаимоотношений.

Мораль рассматривают  и как особую форму общественного  сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие  в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект выражает глубину осознания индивидом  своего собственного «Я», -

меру ответственности, обязанности, духовности, общественного долга. Внешний  аспект морали – формы проявления моральных качеств, которые раскрывают действительную сущность человека. Эти  два аспекта тесно связаны  между собой и не могут существовать друг без друга.

   Вместе с тем  право и мораль в значительной  степени отличаются друг от  друга, обладают специфическими  признаками, присущими только каждой  из этих регулятивных систем. Выяснение таких отличительных  особенностей для правоведения имеет важное значение, поскольку отождествление или наверное отграничение правовых и моральных требований могут привести к неправильным теоретическим выводам и ошибочным практическим решениям [13, с.228-229].

Мораль и право тесно  взаимосвязаны, более того, можно  говорить о глубоком взаимопроникновении  права и морали. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность  такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в  себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают  в себе высшие моральные требования современного общества.

Вместе с тем право  и мораль выступают как мерила свободы индивида, определяют ее границы. Право является формально конкретно  исторически обусловленной мерой  свободы. Причем речь идет не об абстрактной  свободе, а о тех масштабах, которые  детерминированы конкретным способом производства, социальной структурой, культурным развитием общества. «Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию – это исторически  определенная и объективно обусловленная  форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, формальная свобода».

В нормах права, таким образом, закрепляются моральные принципы, и  ввиду этого оно выступает  средством развития и внедрения  в жизнь требований морали, и прежде всего справедливости. В свою очередь  мораль положительно оценивает право, если его содержание соответствует  нравственным ценностям. Требования морали учитываются в процессе создания норм права. Нередко в преамбулах нормативных правовых актов дается нравственное обоснование их принятия.

Мораль по сравнению с  правом более динамична, быстрее  реагирует на общественные перемены, а право нередко отстаёт от развития общественных отношений, оно более консервативно. Это, однако, не означает, что мораль никогда не содержит устаревших, даже реакционных установок.  

Таким образом, мораль является важным социальным регулятором, имеющим  свои отличительные черты и функции. Мораль неотделима от человека, поэтому  нельзя недооценивать ее значение в  различных сферах человеческой деятельности [14, с.231-233].

 

 

 

 

3.2 Право и корпоративные нормы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом можно сделать  вывод, что право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется прежде всего  тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость  урегулирования которых объективно существует.

 Эволюция нормативно-правовой  базы общества связана с появлением  и развитием новых видов общественных  отношений. Право по сути отражает  уровень социально-экономического  развития общества и поэтому  в идеале должно полностью  соответствовать его потребностям  в урегулировании, стремление к  чему сейчас прослеживается и  воплощается через совершенствование  правовой системы путем принятия  новых правовых норм. Это отличает  право, скажем, от норм обычаев  и религии, которые характеризуются  определенной стабильностью вот  уже на протяжении многих лет.

 Так же важнейшей  особенностью права, определяющей  его место в качестве специфического  регулятора является обеспеченность  реализации его норм возможностью  применения мер государственного  принуждения. Необходимость этого  диктуется прежде всего тем,  что некоторые люди в силу  приверженности тем или иным  нормам поведения или в силу  социальных условий жизни продолжают  руководствоваться устаревшими  или не соответствующими действительности  реалиями, при этом фактически  нарушая общественный порядок  и тем самым противореча интересам  общества. И исходя из того, что  право имеет своей целью поддержание  общественного порядка и воплощение  интересов общества, то применение  мер принуждения то же диктуется  объективной необходимостью, тем  более, что условия и порядок  применения так же строго регламентированы  нормами права, что исключает  возможность произвола со стороны  государства.

 

Анализируя соотношение  права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой  мере они соответствуют требованиям  морали. Нормы права не должны противоречить  положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных  актов государства.

 

Список использованной литературы

 

1. 0сновы права.// Толстого  Ю.П. - М.: « ЗНАНИЕ», 2002. –348с

 

2. Юридическая энциклопедия. - М.: Юрист, 2004. –632с

 

3. Бахрах Д.Н. Административное  право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1999. –600с

 

4. Конституция Республики  Беларусь. –Мн.: «Амалфея», 1998. -48с.

 

5. Антокольская М. В.  Лекции по административному  праву. - Мн.: Юрист, 2001.-432с

 

6. Алексеев С.С. Государство  и право. – М.: «Юристъ», 2003. –512с.

 

7. Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982.

 

8. Алексеев С. С. Философия  права. - М.: Норма, 1999

 

9. Лукашева Е. А. Право,  мораль, личность. /Отв. ред. В.  М. Чхиквадзе. – М.: Наука,1986

 

10. Пугачёв А. Н. Общая теория права, 2009. – 421с.

 

11. Общая теория права Курс лекций, - УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. -267с.

 

12. Тиковенко А. Г. Общая теория государства и прва, 2006. - 319с.

 

13. Вишневский А. Ф. общая теория государства и права,2006. -570с.

 


Информация о работе Общественные отношения