Образование и механизм управления русского централизованного государства: вторая половина XV в. - первая половина XVI в

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 04:17, контрольная работа

Краткое описание

На Руси процесс создания единого государства имел ряд особенностей. Во-первых, преодоление феодальной раздробленности шло форсированно, под воздействием внешних факторов (необходимость борьбы с монголо-татарами, польско-литовский натиск, другие опасные соседи), часто приходилось опираться на военную силу и военные методы управления. Отсюда проистекали деспотические черты во власти первых московских государей. Во-вторых, объединение русских земель происходило без достаточных экономических и социальных предпосылок - они лишь наметились как тенденции (не сложился еще национальный рынок; города были слабы; наблюдалось полное господство и дальнейший прогресс феодального способа производства; народность еще не консолидировалась в нацию).

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..
3
Этапы образования русского централизованного государства
4
Образование и механизм управления русского централизованного государства во второй половине XV в. - первой половине XVI в. ........
5
Заключение ………………………………………………………………...
12
Список использованной литературы и источников………...…………...

Файлы: 1 файл

РЕФ1. Образование и механизм управления русского централизованного государства - вторая половина 15-го века - первая половина 16-го века.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Образование приказной  системы. Появление приказов – органов центр­ального отраслевого управления - связано с созданием единого Русского государства. Первые приказы упоминаются в источниках с конца XV в. Однако процесс образования приказной системы управления был длительным и занял всю первую половину XVI в.

Большинство приказов выросло  из Дворца и Казны в связи с  разрастанием их функций. Создавались  они по мере надобности, часто без  точного определения компетенции, порядка организа­ции и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществ­ление отдельных функций единого Русского государства поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно эти нерегулярные, разовые поручения (приказы в буквальном смысле слова) приобретали постоянный харак­тер, превращаясь в «пути» в своего рода отрасли управления. Стояв­шие во главе «пути» бояре именовались путными. С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники - дья­ки и подьячие. Так появлялись канцелярии - «избы». На последнем этапе примерно к середине XVI в. возникают постоянно действующие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделения. За ними закрепилось название приказов. Условно процесс формирования приказов можно представить следующей схемой:


Во второй половине XVI в. приказными становятся почти все  отрасли государственного управления. Важнейшую роль в государственной системе играли общегосударственные приказы: Казенный (известен с 1512 г., хранил царскую казну и печать); Разрядный (впервые упомянут в 1531 г., ведал служилыми людьми, назначал воевод в полки, руководил военными действиями); Посольский (существовал с 1549 г., вел дипломатическую перепис­ку, организовывал прием послов, занимался выкупом и обменом пленных); Поместный (выделился из Разрядного приказа после 1555 г., ведал наделением дворян поместьями, производил опи­сания земель, рассматривал споры по земельным делам)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении необходимо отметить, что  особенностью образования русского централизованного государства было то, что оно складывалось как многонациональное. В состав России вошли мари, удмурты, саами, коми, мари, ханты, мордва, карелы, чуваши, мещера и др. Под воздействием более развитой экономики и культуры русского народа ускорился их экономический и культурный рост, выросла сила сопротивления феодальному и иноземному гнету.

Ликвидация  границ отдельных княжеств на территории страны и прекращение феодальных войн создавали более благоприятные условия для  развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам. 

Единое Российское государство  основывалось на феодальных общественно-экономических  отношениях. Оно  было государством феодалов, светских и духовных, его развитие опиралось прежде всего на рост крепостного права и крепостничества. Светские и духовные феодалы имели большую самостоятельность, покоившуюся на их  землевладении и хозяйстве, в то время как дворянство и горожане как сословия были еще относительно слабо  развиты. Процесс образования экономического единства страны был делом будущего. Чисто феодальными методами  великокняжеская власть добивалась единства системы управления в стране. 

Престиж Русского государства в Европе с началом централизации постепенно повышался. С Московией начали считаться. На мировой арене появилась одна из ведущих стран мира.

Таким образом, образование  централизованного Русского государства  явилось прогрессивным явлением в истории России. Ликвидация феодальной раздробленности создала возможность для дальнейшего развития производительных сил, экономического и культурного развития страны, международного авторитета Российского государства.

 

 

Список использованной литературы

 

1. История государства и права России. Конспект лекций / Под ред. Афанасьевой В. И. - М.: Изд-тво: Юрайт, 2013. - 224 с.

2. История  отечественного государства и  права: учебное пособие / Под  ред. Н.В. Михайловой, Г.Ю. Курсковой.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. – 647 с.

3. История государства  и права России. Учебник. / Под  ред. Ю. П. Титова. – М.: Изд-тво:  Проспект, 2011. – 576 с.

4. История отечественного  государства и права: учебное  пособие / Под ред. Ф.Л. Шарова. – М.: МИЭП, 2011. – 184 с.

5. Кузнецов И.Н. История государства и права России: учебное пособие. – М.: Изд-тво: Дашков и К, 2012. – 696 с.


Информация о работе Образование и механизм управления русского централизованного государства: вторая половина XV в. - первая половина XVI в