Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 16:08, реферат
Современное понимание человеческой свободы и неприкосновенности сложилось эволюционным путем. Мировая история может быть разделена на три наиболее крупных этапа: 1) с античных времен до эпохи Возрождения – формирование общественно-политических и социально-экономических предпосылок свободы личности; 2) с эпохи Возрождения до времен буржуазно-демократических революций – формирование идеологических основ свободы личности; 3) со времен буржуазно-демократических революций до настоящего времени – формирование политико-правовых основ свободы личности.
Введение
1.Современное понимание права на свободу и неприкосновенность личности
2.Право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности
3. Правовые гарантии конституционного права на свободу и личную неприкосновенность
3.1 Международно-правовые гарантии права на свободу и личную неприкосновенность
3.2 Конституционные гарантии
3.3 Уголовно-процессуальные гарантии
3.4 Уголовно-правовые гарантии
3.5 Гражданско-правовые гарантии
Заключение
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Кафедра конституционного и международного права
Р Е Ф Е Р А Т
на тему: Неприкосновенность и достоинство личности:
гарантии их обеспечения
Реферат защищен «____ »________ 20__года с отметкой ___ (_________)
Минск, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Современное понимание права на свободу и неприкосновенность личности
2.Право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности
3. Правовые гарантии конституционного права на свободу и личную неприкосновенность
3.1 Международно-правовые гарантии права на свободу и личную неприкосновенность
3.2 Конституционные гарантии
3.3 Уголовно-процессуальные гарантии
3.4 Уголовно-правовые гарантии
3.5 Гражданско-правовые гарантии
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Современное понимание человеческой свободы и неприкосновенности сложилось эволюционным путем. Мировая история может быть разделена на три наиболее крупных этапа: 1) с античных времен до эпохи Возрождения – формирование общественно-политических и социально-экономических предпосылок свободы личности; 2) с эпохи Возрождения до времен буржуазно-демократических революций – формирование идеологических основ свободы личности; 3) со времен буржуазно-демократических революций до настоящего времени – формирование политико-правовых основ свободы личности.
Настоящий этап конституционного развития характеризуется кардинальными изменениями, происходящими в жизни общества и государства. Одной из наиболее значимых идей современности является обеспечение прав и свобод личности как естественного, неотъемлемого и соответствующего человеческой природе свойства каждого индивида. Доминирующее влияние на этот процесс оказала Конституция РБ 1994г., провозгласившая впервые в истории нашего государства на законодательном уровне человека, его права и свободы высшей ценностью.
1.СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА НА
СВОБОДУ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Республика Беларусь приняла на себя обязательства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, исходя из конституционного принципа, что эти права являются естественными и неотъемлемыми, обязательными для всех, и прежде всего для государственной власти, призванной гарантировать их беспрепятственное осуществление.
Действующий Основной закон создал легитимную основу белорусской государственности, построенную на демократических принципах, заложил новую систему отношений между государством и личностью. Большое значение в Конституции придается основным правам и свободам человека и гражданина, которые соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. К таким правам относится и право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Личные конституционные права и свободы граждан являются важнейшим элементом всей системы прав и свобод и во многом характеризуют степень цивилизованности общества и государства.
В числе личных конституционных прав, принадлежащих человеку, одно из ведущих мест занимает право на свободу и личную неприкосновенность, которое вместе с другими естественными правами составляет основу конституционного статуса личности и образует важнейший принцип осуществления всякой государственной деятельности.
Личные (естественные и гражданские) права – это те права, которыми человек наделен от рождения, и государства обязаны воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы. Личная свобода защищает автономию индивидуума и не дает государству вторгнуться в сферы индивидуальной свободы.
Данные права провозглашены в первых 18 статьях Всеобщей декларации
прав человека . Из этой группы прав можно выделить права, касающиеся
неприкосновенности личности (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободу от пыток и бесчеловечного обращения, произвольного ареста, задержания или ссылки, рабства, вмешательства в частную жизнь, право владеть имуществом, на свободу передвижения, свободу мысли, совести и религии). Другая группа гражданских прав – процессуальные права – защищает индивидуума от произвола решений государства и вооружает его инструментом для защиты других своих прав.
Личные права и свободы призваны обеспечивать свободу, независимость и защищенность личности от незаконного внешнего вмешательства. Главное предназначение личных прав заключается в том, чтобы обеспечить приоритет личностных качеств каждого человека. Личные права и свободы в современном мире весьма многообразны, что позволяет учитывать особенности осуществления и защиты каждого из этих прав.
2.ПРАВО НА СВОБОДУ, НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
И ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ
Право на свободу, неприкосновенность и достоинства личности означает
свободу человека, его право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой и своим временем. Указанное право слагается из следующих компонентов:
- индивидуальная свобода личности располагать собой по собственному усмотрению;
- физическая, нравственная и психическая неприкосновенность.
Незаконное лишение жизни, свободы квалифицируется в уголовном законодательстве как акт насилия – физического и психического. Однако существует ситуации, когда требуется принудительное ограничение свободы
или неприкосновенности человека. К способам принудительного ограничения свободы личности в соответствии с уголовным законодательством относятся:
- арест (содержание осужденного в условиях строгой изоляции и устанавливается на срок от одного до шести месяцев).
Арест не может быть назначен:
- беременным женщинам;
- женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов;
- инвалидам I и II группы.
- ограничение свободы (наложение на осужденного обязанностей,
ограничивающих его свободу, и нахождение его в условиях осуществления за ним надзора органами и учреждениями, ведающими исполнением наказания).
Ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа не может быть назначено:
- лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления
приговора;
- женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;
- беременным женщинам;
- женщинам и одиноким мужчинам, воспитывающим детей в возрасте до
четырнадцати лет или детей-инвалидов;
- инвалидам;
- лицам, которым назначены принудительные меры безопасности и лечения,
лицам, больным активной формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированным,
больным СПИДом либо не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания.
- лишение свободы (устанавливается на срок от шести месяцев до двенадцати лет, за особо тяжкие преступления – на срок более двенадцати лет, но не свыше пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека, – на срок не свыше двадцати пяти лет);
- пожизненное заключение (альтернатива смертной казни допускается
применение пожизненного заключения за преступления, сопряженные с
умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах).
Осужденные к пожизненному заключению отбывают наказание в исправительной колонии особого режима или в тюрьме.
Пожизненное заключение не может быть назначено:
- лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет;
- женщинам;
- мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора шестидесяти пяти лет.
- смертная казнь (до ее отмены).
В действующем законодательстве Республики Беларусь предусмотрена
ответственность за посягательство на честь и достоинство человека. Так, согласно ст. 153 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Согласно статье 25 Конституции РБ государство обеспечивает свободу,неприкосновенность и достоинство личности .Свобода личности-возможность в рамках Конституции и законов поступать по собственному усмотрению и отстранять других лиц от вмешательства в свою жизнедеятельность.Норма статьи 25 имеет важные практические последствия ,предопределяя,по сути,запретительный тип правового регулирования:чловек может делать всё,что не запрещено.Значит,для совершения тех или иных действий вовсе не обязательно искать соответствующее право в Конституции или законе,достаточно убедиться ,что это не запрещено.
Часть 1 статьи 25 предусматривает возможность введения ограничений личной свободы,также они являются ограничениями личной неприкосновенности.Таким образом,ограничение или лишение свободы допускается по решению суда либо других органов,но с возможностью судебной проверки их деяний.
Задержание допускается применять только к:
-лицу,подазреваемому в
-обвиняемому для предъявления обвинения либо в случае нарушения условий применённой к нему меры пресечения;
-осужденному,в отношении
3. ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ
В теории права под гарантиями прав человека и гражданина понимается система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.
В любом цивилизованном государстве высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина, его честь и достоинство. Их признание, соблюдение и защита – конституционная обязанность государства. В связи с реализацией данного конституционного требования особую актуальность приобретает проблема защиты личной неприкосновенности человека.. Свобода и личная неприкосновенность дают человеку возможность совершать любые действия, не противоречащие закону. Неприкосновенность может быть как физическая (жизнь, здоровье человека), так и моральная, духовно-нравственная (честь, достоинство).Незыблемый признак правового государства – это приоритет интересов личности в деятельности государства, а также соблюдение и охрана прав и свобод человека. Эти требования не существуют в законченном виде. С появлением принципа неотъемлемых естественных прав человека, правовое государство приобретает свое основное ценностное качество. Для обеспечения данного принципа появляется принцип разделения властей, их уравновешивание. Но какие бы государственные органы не создавались в правовом государстве, приоритет прав человека остается всегда и не снимает с государства ответственности за надлежащее использование своих обязанностей по защите этих прав. В соответствии с Конституцией (ст.1) Республика Беларусь провозглашается правовым государством. В Конституции любой страны, претендующей на мировое признание и уважение, господствует идеология признания и защиты естественных прав человека, и страна не может обойтись без провозглашения правового государства. Но пока в Республике Беларусь существуют некоторые противоречия между конституционными идеалами и реальностью, то в полной мере она не может называться правовым государством. Так, одной из глобальных проблем человечества, нарушающее гарантированное Конституцией любой страны право граждан на личную неприкосновенность, было и остается насилие в любом своем проявлении. Государственные органы многих государств придерживаются политики невмешательства в дела семьи. И Республика Беларусь тому не исключение. Потому такое явление как домашнее насилие приобрело латентный характер, а его масштабы росли. Но ситуация с недооценкой опасности домашнего насилия не изменилась. Несмотря на выделение законодателем семейных отношений как объекта преступных посягательств, и, следовательно – как объекта уголовно- правовой охраны, круг уголовно-наказуемых деяний, в отношении интересов семьи, практически не расширился. Система уголовно-правового или административного воздействия на виновного имеет свои особенности, а в контексте решения проблемы насилия в семье и связанные с этими особенностями недостатки. Пресечения насилия осуществляется путем применения к нарушителю правоохранительными органами мер принуждения. Но они заключаются в привлечении обидчика к уголовной или административной ответственности, чтобы наказать за содеянное. При этом работник правоохранительных органов, судья не имеют право самостоятельно предпринимать какие-либо дополнительные действия или решения в отношении совместного жилья или имущества семьи, а также дальнейшей судьбы женщины, пострадавшей от насилия, и ее детей. Поэтому применение уголовных или административных санкций в качестве мер борьбы с проявлением домашнего насилия не столь эффективно, как ожидается. Закон, предусматривающий профилактику правонарушений, также не снижает количество лиц, нуждающихся в защите и помощи. Нужен другой закон. В Республике Беларусь до настоящего времени не принят специальный закон, направленный на защиту жертв, подвергающихся насилию в социально-бытовых отношениях. А пока правозащитники пользуются существующими законами, руководствуясь которыми можно защищать интересы граждан, подвергшихся насилию. В первую очередь это Конституция Республики Беларусь. Ст. 24 Конституции гласит, что государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств; ст.25 – государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ст.32 провозглашает, что брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Однако, в развитие этого принципа законодательство не предусматривает механизма такой защиты. Закон регулирует наиболее важные, с точки зрения законодателя, не личные, а общественные отношения. Кроме того, жизнь социума подчиняется еще и нормам морали, обычаям, традициям. Отношения в семье, как способ взаимодействия людей, в наименьшей степени охватываются законом и остаются областью воздействия этих социальных регуляторов. До сих пор, многие считают, что внутрисемейные отношения – это частная сфера, в которую государство вмешиваться не должно. Такая позиция приводит к тому, что безопасность жизни в семье не является отдельным объектом правовой охраны, а, следовательно, не имеет гарантий обеспечения полноценной защиты. И только право может изменить эти сложившиеся стереотипы. И, не смотря на то, что анализ развития идеи личной неприкосновенности, и особенно личной неприкосновенности в социально-бытовых отношениях, в истории правовой мысли показывает, что ее содержание меняется, но все равно практическая составляющая защиты этого права требует соответствующего изменения нормативно-правовой базы. И хотя прослеживается тенденция выхода за рамки уголовно- процессуальной проблематики данной категории отношений, однако до настоящего времени нет настоящих гарантий и однозначных ответов по множеству вопросов, связанных с таким правовым феноменом, как личная неприкосновенность
3.1 Международно-правовые гарантии права на свободу и личную неприкосновенность
Международное право оказывает в настоящее время все более сильное влияние на развитие национального, внутригосударственного права. В Республике Беларусь признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Не может быть законным ограничение неприкосновенности личности, если оно производится вопреки таким принципам и нормам. Конкретными международно-правовыми гарантиями выступают многочисленные нормы права, регламентирующие неприкосновенность личности, а также вся урегулированная этими нормами деятельность.
3.2 Конституционные гарантии
Конституционные гарантии – это совокупность средств, свобод и процедур, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией, законодательными актами и текущим законодательством свои права и интересы, признаваемые, соблюдаемые всем обществом и защищаемые государством.
Основополагающим конституционным принципом и одновременно конституционной нормой-гарантией, положенной в основу правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, взаимоотношений личности и государства в Республике Беларусь, является принцип, закрепленный в Конституции Республики Беларусь и провозглашающий человека, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гарантии могут классифицироваться на:
1. социально-экономические;
2. политические;
3. юридические.
Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование социальных и экономических прав и свобод.
-Конституционные гарантии права на труд;
-Конституционные гарантии права на охрану здоровья ;
-Конституционные гарантии права собственности;
-Конституционные гарантии права на социальную защиту.
Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должностной уровень политической культуры.
Это конституционные гарантии, содержащиеся в Основах конституционного строя Республики Беларусь:
Информация о работе Неприкосновенность и достоинство личности: гарантии их обеспечения