Народные голосования (выборы, отзыв, референдум)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата.

Оглавление

1. Понятие выборов. Избирательное право.
Основные принципы избирательного права………………………3
2. Отзыв как институт конституционного права……………..10
3. Понятие и виды избирательных систем……………………..12
4. Понятие и социальная сущность референдума.
Виды референдума………………………………………………… 19
5. Задача №1…………………………………………………….22
6. Задача №2……………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Курсовой по конституционному праву зар. стран (Роман).doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Факультативный референдум может проводиться по решению парламента, части парламента, главы государства и правительства, части избирательного корпуса, иных органов государства.

По времени проведения референдумы могут быть дозаконодательные и послезаконодательные, то есть проводиться до рассмотрения законопроекта парламентом или после такого рассмотрения. Вопрос о времени проведения голосования связан с правовыми последствиями референдума. Дозаконодательные референдумы обычно являются консультативными, а послезаконодательные – ратифицирующими, утверждающими.

По правовым последствиям референдумы могут быть либо консультативными, либо постановляющими. Мнение, поддержанное избирателями на консультативном референдуме не является обязательным ни для парламента, ни для правительства. Консультативный референдум проводится по законопроекту или какому-либо акту, подготовленному государственным органом, а не в результате народной инициативы. Вместе с тем результат голосования на таком референдуме оказывает сильное моральное воздействие и на парламент, и на правительство, поскольку им трудно противиться воле большинства избирателей.

По месту проведения референдумы могут быть национальными, региональными и местными.

 

5.       Задача №1

В президентских выборах в США участвовали три кандидата. По итогам выборов представитель Демократической партии получил 240 голосов выборщиков, представитель Республиканской партии 200 голосов и представитель Партии реформ – 98 голосов выборщиков. В результате ни один из кандидатов не получил абсолютного большинства в коллегии выборщиков. Палата представителей приступила к рассмотрению вопроса о том, кто из кандидатов должен быть избран Президентом. В результате голосования в палате Президентом был избран кандидат от Партии реформ. По мнению многих авторов, данное решение не может быть признано справедливым и законным, поскольку предоставляет президентские полномочия лицу, занявшему третье место на выборах. По мнению же большинства членов Палаты представителей, их решение ни в чем не противоречит конституции.

Кто прав в данной ситуации?

 

Согласно разделу 1 статьи II, поправки XII конституции США, если не один из кандидатов в Президенты не получает абсолютного числа голосов выборщиков, т.е. 270, Палата представителей избирает Президента из трех баллотировавшихся и набравших большее число голосов лиц. В данной ситуации решение Палаты представителей ни в чем не противоречит конституции США.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.     Задача №2

 

В 1962 году Президент Франции Шарль де Голль выступил с инициативой проведения референдума по вопросу о внесении поправки в конституцию, согласно которой глава государства избирался бы не путем косвенных, а путем прямых выборов. Подавляющее большинство депутатов парламента выступило против данного предложения. Тем не менее, Президент назначил дату проведения референдума, который и состоялся в положенный срок. После этого группа депутатов парламента обратилась в Конституционный Совет с требованием аннулировать результаты референдума, поскольку его проведение противоречило конституции. По мнению депутатов, Президент грубо нарушил ст.89 Конституции Франции, согласно которой внесение поправок в конституцию невозможно без согласия депутатского корпуса. В свою очередь Президент отрицал факт нарушения конституции, ссылаясь на ст.11, согласно которой он имеет право выносить на референдум любой законопроект, касающийся организации публичных властей. В данном случае референдум касался порядка избрания высшего должностного лица в государстве.

              Какое решение по данному делу должен принять Конституционный Совет?

Согласно ст. 89 Конституции Франции ″проект или предложение пересмотра Конституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами″.  Но Шарль де Голль распустил Национальное собрание, и поправка без одобрения парламента была вынесена на референдум, где и была принята большинством избирателей. Подобное решение является неправомерным и Конституционный Совет должен принять решение об аннулировании результатов референдума.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.        Конституция США

2.        Конституция Франции

3.        Сборник избирательных законов стран Центральной и Восточной Европы. Киев: IFES, 1995.

4.        Как делается президент? М.: Прогресс, 1985.

5.        Ковлер А.И. Франция: партии и избиратели. М.: Наука, 1984.

6.        Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М.: ИГП РАН, 1995.

7.        Конституционное право. М. 1996.

8.        Лейкман Э., Ламберт Дж. Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М.: ИЛ, 1958.

9.        Лысенко В.И. Выборы в представительные органы в новой Европе: политологический опыт и тенденции 80–90-х годов. М.: Наука, 1994.

10.   Маклаков В.В. Избирательное право стран – членов Европейских Сообществ. М.: ИНИОН РАН, 1992.

11.   Маклаков В.В. Референдум в странах – членах Европейского Союза. М.: ИНИОН РАН, 1997.

12.   Очерки по истории выборов и избирательного права. М.; Калуга: фонд «Символ», 1997.

13.   Партии и выборы в капиталистическом государстве. М.: Наука, 1980.

14.   Реформы избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. М.: ИГП РАН, 1995.

15.   Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998.

24

 



[1] Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства. М.: Наука, 1992. С. 52.

[2] Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства. С. 51.

[3] The Book of the States, 1998–1999. Lexington, 1998, vol. 32, стp. 222–225.

[4] Сборник избирательных законов стран Центральной и Восточной Европы. Киев: IFES, 1995., стр. 135.

 

[5] Лейкман Э. и Ламберт Дж.Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М.: ИЛ, 1958. С. 90.

[6] Левин И.Б. О реформе избирательной системы в Италии //Полис, 1993. №3. С.82.

[7] Moraes A. de. Direito constitucional. 5а_ed. revista e ampliada. São Paulo: Atlas, 1999, p. 218.

[8] Butler D., Ranney A. Referendums. Around the World. L.: 1994, p. 5.


Информация о работе Народные голосования (выборы, отзыв, референдум)