Методы государственного регулирования в аграрном праве. Понятие КФХ и его правосубъектность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:26, контрольная работа

Краткое описание

В аграрном праве, предметом которого служит комплекс тесно связанных между собой отношений, используются различные методы правового регулирования, применяемые в различных отраслях права. Это такие общие способы воздействия, как: запрет, предписание (императивные), разрешение (диспозитивные), согласование. При этом отдельным группам отношений, регулируемых аграрным правом, присущи в большей степени свои специфические методы, например, управленческим отношениям - методы власти-подчинения, дозволения и координации, имущественным - методы равноправия сторон и свободы вступления ими в отношения друг с другом.

Оглавление

1.Методы правового регулирования в аграрном праве
2.Понятие КФХ и его правосубъектность

Файлы: 1 файл

агр право.docx

— 25.19 Кб (Скачать)

1.Методы регулирования в аграрном праве

В аграрном праве, предметом  которого служит комплекс тесно связанных  между собой отношений, используются различные методы правового регулирования, применяемые в различных отраслях права. Это такие общие способы воздействия, как: запрет, предписание (императивные), разрешение (диспозитивные), согласование. При этом отдельным группам отношений, регулируемых аграрным правом, присущи в большей степени свои специфические методы, например, управленческим отношениям - методы власти-подчинения, дозволения и координации, имущественным - методы равноправия сторон и свободы вступления ими в отношения друг с другом.

Говоря о методах регулирования  АП можно выделить:

· Метод равноправия сторон в имущественных отношения.

· Метод дозволения в хозяйственных  отношения;

· Метод власти-подчинения в управленческих отношениях;

· Метод координации и  субординации.

В зависимости от соотношений  этих 4х способов воздействия различаются 2 типа правового регулирования аграрных правоотношений:

· Ограничительно-запретительный метод;

· Разрешительный метод.

Преобладает дозволение. Выбор  метода зависит от факторов, от интересов  государства.

 

2. Понятие КФХ и его правосубъектность

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и его правосубъектность

Крестьянское (фермерское) хозяйство, относящееся к индивидуальным или  семейным сельскохозяйственным предприятиям, известно законодательству всех стран СНГ и современному зарубежному законодательству. Несмотря на различия в построении этой организационно-правовой формы сельскохозяйственного предприятия, нельзя не отметить сходства основных начал правовой организации этого вида семейного хозяйства.

Российский закон “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” 1990 года рассматривает  крестьянское хозяйство в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой других лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в их пользовании, в том числе и в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности (п.1 ст. 1).

Основными признаками, характеризующими крестьянское хозяйство как субъект  аграрных, гражданских, земельных, финансовых правоотношений и самостоятельную организационно правовую форму аграрного предпринимательства, являются следующие. Во-первых, оно представляет собой сумму трех компонентов: имущественный комплекс, земельный участок, граждане, объединившиеся для осуществления сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельностью. Во-вторых, отличие крестьянского (фермерского) хозяйства от трудового хозяйства, функционировавшего по союзному закону о собственности в качестве множества физических лиц, состоит в том, что оно выступает в качестве одно субъектного формирования самостоятельно хозяйствующего субъекта и носителя прав и обязанностей. В-третьих, в законе говорится о правосубъектности хозяйство должны распространяться не только специальные нормативные акты, но и общий Закон РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности”.

При всем различии, если не противоположности  указанных позиций, их объединяет тот  общий момент, что обе они опираются  на теорию физических и юридических  лиц и потому крайне важно применить  эти институты гражданского права  к потребностям аграрного предпринимательства и рынка. Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что понятие крестьянского хозяйства как особого хозяйствующего субъекта, данное в п. 1 ст. 1 специального закона, является разновидностью общего понятия предприятия, сформулированного ранее в п. 1 ст. 4 Закона РФ “О предприятии и предпринимательской деятельности”. И в той мере, в какой крестьянское хозяйство выступает в качестве субъекта гражданского и аграрного права, т. е. действует в качестве частного сельскохозяйственного предприятия, ему присущи все признаки, которые характерны для любого частного предприятия.

Действующее законодательство не содержит существенных правовых отличий в имущественном статусе крестьянского хозяйства и любого иного частного предприятия. В крестьянском хозяйстве правовой режим имущества подчиняется нормам об общей совместной собственности, хотя закон не исключает и иные варианты закрепления имущества за гражданами—субъектами права общей долевой собственности (п. 1 ст. 257 ГК РФ).

Другим признаком частного предприятия является ответственность  собственника по долгам предприятия  в тех пределах, которые определены Уставом предприятия. По обязательствам крестьянского хозяйства несет ответственность не крестьянское хозяйство, а его члены. Ввиду того, что имущество крестьянского хозяйства признается общей собственностью членов крестьянского хозяйства, юридическая конструкция ст. 24 закона, в которой говорится о полной имущественной ответственности крестьянского хозяйства, является фикцией.

Особая природа крестьянского  хозяйства выражается также в  наделении его правами юридического Лица. Такая искусственная юридическая конструкция, закрепленная п. 1. ст. 1 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, подверглась обоснованным сомнениям и критике в юридической литературе. Она породила массу недоразумений и казусов о степени ответственности имущества крестьянского хозяйства по сделкам и правонарушениям отдельных членов крестьянского хозяйства. Одновременно она повлекла за собой ряд неблагоприятных последствий в области налогообложения крестьянского хозяйства и его членов. В современных условиях в соответствии с господствующим в теории и практике гражданского права взглядом признание за крестьянским хозяйством статуса юридического лица отрицается. Этот взгляд

В легальном определении  крестьянского двора, данном в ст. 65 ЗК РСФСР 1922 года, содержались также  существенные признаки, которые характеризовали крестьянский двор как семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство.

Современная юридическая  практика содержит также много доводов  в пользу юридической конституции  крестьянского хозяйства как семейно-трудового объединения крестьян, занятых частным предпринимательством в сфере сельского хозяйства. Вместе с тем Российское законодательство в 1990 году установило некоторые положения, выходящие за рамки традиционного понимания крестьянского хозяйства как семейно-трудового объединения лиц, занятых частнопредпринимательской деятельностью в сельском хозяйстве. В качестве членов крестьянского хозяйства по нормам п. 1 ст. 1 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” может выступать группа граждан, не связанных семейно-родственными связями. При таком широком понимании состава крестьянского хозяйства возникают существенные затруднения в решении вопроса об отграничении крестьянских хозяйств от иных организационно-правовых форм предприятий: аграрных товариществ, кооперативов.

При обобщенном и неполном регулировании деятельности крестьянских хозяйств, созданных группой граждан, возникают и другие затруднения. В основном они связаны с тем, что участники гражданского оборота не имеют представлений, с кем они должны иметь дело в гражданском обороте. Неопределенным остается также вопрос о том, кто является собственником имущества, на каких основаниях оно закреплено за группой граждан, не связанных между -собой семейно-родственными отношениями?

Положения, касающиеся социальной и юридической природы крестьянских хозяйств, дополнены, уточнены, видоизменены в проекте Закона РФ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, подготовленном в 1994 году Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и специалистами по аграрному праву Института государства и права РАН. Здесь обоснованно предлагается закрепить традиционный взгляд на крестьянское хозяйство как семейно-трудовое объединение лиц, совместно ведущих сельское хозяйство.

При этом не исключается  возможность использования и  иных юридических конструкций. Для того чтобы группа граждан получила возможность объединиться для совместной сельскохозяйственной деятельности, на практике может быть использована, в частности, юридическая конструкция совместной деятельности без создания юридического лица на основе договора. Наряду с этим п. 1. ст. 259 ГК РФ 1994 года предусматривает создание членами крестьянского хозяйства на базе имущества хозяйства хозяйственного товарищества или производственного кооператива.

Особое значение аграрно-правовая доктрина придает правосубъектности крестьянского хозяйства в области земельных отношений. Применительно

к землям крестьянского хозяйства  вопрос о правовом режиме этих земель решен в сущности п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском хозяйстве. Здесь говорится о таких титульных земельных правах граждан, занятых частным предпринимательством в области сельского хозяйства как право аренды, пожизненного наследуемого владения землей или собственности на земельный участок. Земельный участок в настоящее время может входить в состав недвижимого имущества крестьянского хозяйства по разным правовым основаниям: часть земли в качестве частной собственности гражданина, которому выдано свидетельство о праве собственности на землю; часть земли в качестве пожизненного наследуемого владения; третья часть — по договору аренды.

Аналогичные и нередко  измененные нормы содержатся в других земельно-правовых актах, изданных в 1991-1994 годах, отказавшихся от юридически неопределенной конструкции пожизненного наследуемого владения землей граждан. В соответствии с этим современное законодательство определяет новые признаки и уточнения правового понятия крестьянского хозяйства, которое осуществляет частную предпринимательскую деятельность на основе двух правовых институтов: права частной собственности граждан и права аренды земли.

Такое право предоставляется  не крестьянскому хозяйству как одно субъектному земледельческому хозяйству, не семье крестьянина, которая не признается субъектом права вообще и права частной собственности на землю, в частности, а гражданину, получившему свидетельство на право собственности на землю.

Возникает, однако, вопрос: Почему именно гражданин, изъявивший желание  создать крестьянское хозяйство  и обратившийся с заявлением в  соответствующие органы о предоставлении ему земельного участка, признается собственником земельного участка? Ответ на этот вопрос содержится в  ст. 7 ЗК РФ, которая предусматривает, что граждане РФ имеют право на получение в частную собственность  земельных участков для ведения  крестьянского хозяйства. И если основываться на действующем в настоящее время законодательстве, то следует признать обоснованным запрет на выдел земельного участка при выходе из состава крестьянского хозяйства, передачу в наследство земли наследникам, не являющимся членами крестьянского хозяйства (ст.ст. 11, 26 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”.

Основу земельно-правовых институтов на первом этапе земельной  реформы составляет право собственности  на земельный участок главы крестьянского  хозяйства. Сходное положение наблюдалось  в Законе Российской империи от 14 июня 1910 года, который признавал  земельные участки, находящиеся в придворном владении, а также усадебные участки при общинном владении личной собственностью домохозяина На втором этапе земельной реформы по требованию V съезда АККОР в новый проект Закона РФ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” были внесены изменения, относящиеся к правовому режиму фермерских земель. Эти изменения заключаются в закреплении права общей собственности на земельный участок не за главой, а за всеми членами крестьянского хозяйства, объединившимися для осуществления частнопредпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. И каким бы ни было окончательное решение данного вопроса, которое остается за законодателем, совершенно очевидно, что существует настоятельная необходимость уравнять земельные права членов крестьянского хозяйства, устранить неравное распределение собственности на землю, которое является серьезным препятствием для развития фермерского движения.

Содержание трудовой правосубъектности крестьянского хозяйства определяется группой его прав и обязанностей, предоставленных крестьянскому хозяйству для организации сельскохозяйственного труда. В аграрном законодательстве речь идет прежде всего о крестьянских хозяйствах, основанных не на наемном, а на собственном труде самого крестьянина и членов его семьи.

Однако положение о  трудовом характере землевладения  не может рассматриваться в качестве безусловного принципа организации  труда крестьянского хозяйства. Закон РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” оговаривает право крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного  в установленном порядке, осуществлять свою деятельность с привлечением наемного труда. Применение наемного труда в  крестьянском хозяйстве имеет ряд  специфических особенностей, которые закреплены ст. 22 Закона РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”. В данном законе говорится о том, что крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в случае производственной необходимости в соответствии с действующим законодательством РФ. Условия применения наемного труда определяются договорами крестьянского хозяйства с гражданами об использовании их труда.

Подводя итог изложенному, можно сформулировать следующее определение. Крестьянским хозяйством признается индивидуальное или семейное сельскохозяйственное предприятие, создаваемое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, участвующее в гражданском обороте и совершении сделок, организованное для ведения сельскохозяйственной и связанной с ней иной деятельности на основе личного труда граждан и членов их семей с применением в определенных пределах наемного труда, с использованием имущества и земельных участков, переданных в частную собственность, аренду граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1.Методы правового регулирования  в аграрном праве

2.Понятие КФХ и его  правосубъектность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Министерство сельского хозяйства РФ

Департамент научно-технологической  политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                       Высшего профессионального образования

            Волгоградский государственный  аграрный университет

                                     Экономический факультет

Информация о работе Методы государственного регулирования в аграрном праве. Понятие КФХ и его правосубъектность