Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 11:53, курсовая работа
Каждая наука ставит перед собой цель получить объективные, достоверные и систематизированные данные об окружающей действительности. С точки зрения предмета изучения все науки делятся на две большие группы - естественные и общественные . Так, общественные науки изучают процессы, протекающие в человеческом обществе.
В свою очередь общественные науки в зависимости опять таки от конкретного предмета делятся на разные отрасли знаний - социологию, психологию, политологию и т.д.
Введение.
Место и роль теории государства и права .
Теория государства и права в системе гуманитарных наук .
Теория государства и права в системе юридических наук .
Заключение.
Список использованной литературы:
Другим ярким примером философского подхода к определению сущности права может служить положение немецкого философа Гегеля, согласно которому «право есть вообще свобода как идея».
В рамках современных философских направлений (феноменология, экзистенциализм и др.) также затрагиваются фундаментальные проблемы постижения идеи права.
Социология права
– это еще один из результатов
процесса «гибридизации» социальных наук.
Социологи исследуют
Социологов права привлекает изучение «права жизни», а не изучение «права в книгах». По мнению французского социолога права Ж. Карбонье, «право есть нечто большее, чем формальные источники права». В таком правопонимании заключается та критическая функция, которую социология права призвана выполнять по отношению к догматической юриспруденции, базирующейся на представлении о праве как формализованном продукте творчества законодателя. Поэтому современный законодатель, учитывая фактор сложности управления обществом, в настоящее время вынужден считаться с разработками социологов. Особенно с достижениями в области предзаконодательной и постзаконодательной социологии.
К числу отдельных ответвлений западной социологии права относят такие научные направления, как юридическая этнология и юридическая антропология. Предметом изучения юридической этнологии являются различные «архаические» правовые культуры многих регионов мира. Юридическая антропология, по мнению Ж. Карбонье, это « наука homo juridicus». В рамках юридической антропологии подчеркивается исключительная способность человеческих существ, в отличие от всех других живых созданий, создавать нормы права и следовать их предписаниям. Эти направления научной мысли позволяют более основательно решать вопросы происхождения ранних форм права , так называемого «архаического права ».
Для теории права также большое значение имеют разработки в области этимологии правовых терминов. Этимология таких слов, как « право », «закон» в контексте индоевропейской семьи языков дает представление о первоначальных смыслах этих слов, которые имеют значение для правоведов до сих пор[8].
Один из классических разделов современной теории права это раздел, посвященный проблемам толкования права . Но проблематика толкования права рассматривается также в рамках одного из распространенных в западной мысли философских направлений. Речь в данном случае идет о герменевтике – теории понимания и интерпретации текстов и других явлений культуры. В результате частичного совпадения интересов представителей этого философского направления и правоведов оформилась особая научного знания – юридическая герменевтика. Предметом изучения юридической герменевтики являются юридические тексты. Специалисты по юридической герменевтике затрагивают в своих работах актуальные для теории права проблемы. Так, западные ученые М. Даскаль, и Е. Врублевски указывают на новые средства, которые бы позволили лучше решать проблему интерпретации в праве . К числу этих средств они относят теорию коммуникации, теорию речевых актов и др.
Ряд западных авторов подчеркивает важность различения собственно юридической герменевтики и исторической герменевтики. Так, немецкий автор Х. Г. Гадамер считает, что юрист постигает смысл закона «с точки зрения данного случая и ради данного случая», что не характерно для историка при интерпретации того же правового текста.
Итак, рассматривая место теории государства и права в системе вышеперечисленных наук , можно заключить, что теория государства и права не обладает монополией на рассмотрение некоторых политико-правовых вопросов. К ним относятся, прежде всего, проблема определения самого понятия государства , проблема постижения сущности государства , проблема понимания происхождения государства , проблема определения понятия права , проблема постижения сущности права , проблема понимания происхождения права . Поэтому в теории государства и права представлены положения философской, социологической, антропологической и ряда других научных школ. Но у теории государства и права есть особый ракурс рассмотрения этих проблем. В теории государства и права особый акцент делается на изучение политического компонента в праве и на изучение юридического начала в функционировании государства [9].
Так, только с учетом связи права с государством в отечественной теории государства и права разрабатываются такие понятия, как понятие нормы права , закона и подзаконных актов, правоотношения, законодательного процесса, законности и правопорядка, правонарушения и юридической ответственности и др.
В свою очередь, с учетом юридической составляющей государства , в отечественной теории государства и права вырабатывается понятие государства , государственного аппарата, государственной власти и др.
Теория государства и права в системе гуманитарных наук .
Теория государства и права - наука гуманитарная. Поэтому она определенным образом взаимодействует с другими гуманитарными науками и так или иначе с ними связана. Охарактеризовать взаимодействие теории государства и права со всеми гуманитарными науками практически невозможно как ввиду значительного количества гуманитарных наук , так и в связи с различной степенью связи теории государства и права с этими науками . Собственно говоря, в этом и нет необходимости. Достаточно сопоставить теорию государства и права с теми гуманитарными науками , которые соприкасаются с вопросами государства и права , ибо с этими науками теория государства и права связана наиболее тесным образом.
К таким наукам , как уже отмечалось, следует отнести философию (социальную философию), общую социологию, экономическую теорию , политологию, культурологию и историю. В предметы этих наук определенным образом входят вопросы государства и права . Но в отличие от теории государства и права и других юридических наук эти науки не замыкаются только на вопросах государства и права . Предметы этих наук значительно шире, и государственно-правовые явления изучаются ими лишь в связи с другими вопросами, входящими в предметы этих наук . Например, общая социология изучает в целом общественную жизнь, закономерности развития общества, его структуру и т.д. Но поскольку государство и право - это составные части общества, они не могут остаться вне поля зрения общей социологии. Изучая общественную жизнь, она включает в орбиту своих исследований и определенные государственно-правовые вопросы. Но изучает она эти вопросы не специально, а лишь в связи с другими социальными вопросами.
В зависимости от объекта выделяют три вида наук [10]: технические, гуманитарные, биологические. Все перечисленные науки взаимодействуют, гуманитарные (к которым относится теория государства и права ) - не исключение, это взаимодействие способствует прогрессу. Еще раз обозначим связь теории государства и права с:
Философией - эта наука изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления. Выявляет положение государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом. Выводы философии заимствуются всеми науками .
Экономическими науками - также затрагивают государство и право , но не конкретно. В зависимости от точки зрения исследователя, на роль экономики в развитии социальных процессов, по-разному определяют сущность государства (Маркс и Вебер).
Социологией - затрагивает в своей исследовательской деятельности такие важные институты социума как государство и право , но лишь их социальные аспекты, игнорирую юридические.
Политологией - изучает политические системы с политическим сознанием общества, теория государства и права нуждается в политологии для характеристики взаимодействия институтов государства и негосударственных политических институтов. Политология заимствует у теории государства и права сведения о механизме и функциях государства .
Психология и этика - изучают механизм регулирования поведения личности. Для теории государства и прав важны факты, влияющие на мотивы поведения лиц, соблюдающих и реализующих правовые нормы.
Все вышеперечисленные науки по отношению к теории государства и права выступают как науки более общие, поскольку они изучают более общие вопросы и предметы этих наук значительно шире, чем предмет теории государства и права . Теория же государства и права по отношению к этим наукам является наукой частной, так как предмет этой науки , как правило, не выходит за пределы государственно-правовых явлений. Однако в связи с тем, что государственно-правовые явления и прежде всего государство и право изучаются теорией государства и права не изолированно, а в тесной связи с другими явлениями общественной науки , при изучении этих связей теория государства и права вынуждена обращаться и всегда обращается к исследованиям других гуманитарных наук и прежде всего к исследованиям тех наук , которые по отношению к теории государства и права являются науками более общими. Изучая различные социальные явления, а вместе с ними государство и право , данные науки вырабатывают положения и выводы, на которые теория государства и права опирается при исследовании своего предмета[11].
В свою очередь теория государства и права , являясь по сравнению с вышеназванными науками наукой частной, вырабатывает положения и выводы о государственно-правовых явлениях, которые могут использоваться этими науками . Ведь последние специально не занимаются исследованием государственно-правовых вопросов, а определенная информация по этим вопросам им необходима. Теория государства и права , а также другие юридические науки такую информацию способны предоставить.
Таким образом, в системе общественных наук теория государства и права - частная социологическая теория , рассматривающая государство и право как общественные явления (институты), т.е. как элементы, стороны общества.
Теория государства и права в системе юридических наук .
Теперь рассмотрим, как взаимодействует теория государства и права с другими юридическими науками . Для этого нужно выяснить, как выглядит система юридических наук . Её можно представить в виде пирамиды, разделенной на три уровня[12]:
Нижний уровень составляют так называемые прикладные юридические науки . К ним относятся криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие. Эти науки ближе всего стоят к практике и непосредственно её обслуживают (прикладными в отличие от фундаментальных называются науки , непосредственно обслуживающие практику).
Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки . К ним относятся науки конституционного, административного, гражданского, уголовного права и т.д. Эти науки изучают различные отрасли права . Они тоже тесно связаны с практикой (прежде всего с юридической), но вместе с тем нередко формулируют и теоретические положения фундаментального характера.
Наконец, верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве . К ним относятся теория государства и права , история государства и права , история политических и правовых учений. Эти науки более всего отстоят от практики (хотя определенным образом тоже с ней связаны), в связи с чем иногда их именуют фундаментальными теоретико-историческими науками .
Теория государства и права в системе юридических наук наиболее тесно связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений. В несколько меньшей степени, но также достаточно тесно связана она с отраслевыми и межотраслевыми юридическими науками . Что же касается прикладных юридических наук , то с ними теория государства и права связана значительно меньше.
Информация о работе Место и роль государства и права в системе общественных и юридических наук