Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:42, курсовая работа
Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.
Добровольным медицинским страхованием оказались охвачены только 2% респондентов. Вместе с тем практически все опрошенные (98,2%) отметили, что более или менее регулярно оплачивают медицинское обслуживание. В их числе 81% респондентов платили лично врачу, 36% - в кассу медицинского учреждения (допускалось указание нескольких вариантов ответов, поэтому сумма показателей в процентах превышает 100. 80% респондентов выразили готовность тратить часть своего дохода на оплату медицинской помощи ради обеспечения повышенного уровня качества медицинских услуг, применения передовых медицинских технологий, получения дополнительного сервиса. Но заключить договор ДМС принципиально готовы лишь 10% опрошенных. Таким образом, система "прямой оплаты" медицинских услуг для населения выглядит привычнее и проще.
3. Основные направления реформирования ОМС
За десять лет осуществления обязательного медицинского страхования граждан в деятельности системы обязательного медицинского страхования выявилось достаточно проблем правового и экономического характера, которые требуют разрешения на уровне федерального закона. При этом за время существования системы обязательного медицинского страхования она приобрела достаточно четкую структуру взаимодействия субъектов обязательного медицинского страхования.
В рамках совершенствования системы обязательного медицинского страхования главным представляется определение порядка и источников финансирования, обеспечивающих оказание необходимой и достаточной медицинской помощи по ее видам и объемам. В федеральном законе о медицинском страховании должна быть установлена зависимость объема ответственности страховщиков от объема средств, перечисленных им страхователями. Средства обязательного медицинского страхования, находящиеся у медицинских страховых организаций, должны быть защищены от принудительного взыскания налоговыми органами, а также от взыскания по долгам, не связанным с деятельностью в рамках обязательного медицинского страхования.
Кроме того, в федеральном законе об обязательном медицинском страховании следует четко разграничить контрольные функции фонда обязательного медицинского страхования и органа страхового надзора.
В настоящее время главной проблемой системы обязательного медицинского страхования является проблема недофинансированияе, что связано в первую очередь с несбалансированностью программы обязательного медицинского страхования с финансовыми ресурсами, аккумулируемыми в данной системе. За все время существования системы обязательного медицинского страхования остается неразрешенной проблема перечисления взносов на обязательного медицинского страхования неработающего населения субъектами РФ. За последние годы сумма взносов за неработающее население, перечисляемая в целом по стране, более чем в три раза меньше расчетной. В существующем законодательстве отсутствуют действенные механизмы стимулирования субъектов РФ на осуществление данных платежей. Единственной возможностью территориального фонда обязательного медицинского страхования воздействовать на органы исполнительной власти является обращение в суд. Однако в таком случае складывается ситуация, когда исполнительный директор территориального фонда обязательного медицинского страхования, назначенный органами исполнительной власти субъекта РФ, должен выступать в суде с иском к назначившему его органу исполнительной власти субъекта РФ.
Проблема неполного финансирования усугубляется также политикой органов исполнительной власти ряда субъектов РФ и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, не допускающих страховые медицинские организации к осуществлению обязательного медицинского страхования и передающих функции страховых медицинских организаций территориальным фондам.
Еще одной проблемой системы обязательного медицинского страхования является практика перечисления территориальными фондами обязательного медицинского страхования бюджетных средств медицинским учреждениям, минуя страховые медицинские организации. При этом достаточно часто лечебные учреждения получают не денежные средства, а медикаменты и оборудование по завышенным ценам. В связи с этим медицинские учреждения получают медикаментов и оборудования в меньшем количестве, чем они могли бы самостоятельно закупить на полученные от страховой медицинской организации средства. Все это дополнительно затрудняет финансовое планирование.
Все перечисленные проблемы системы обязательного медицинского страхования вытекают из одного фактора - до сих пор обязательное медицинское страхование осуществляется на основе принципа финансирования, а не на основе принципов организации рискового страхования. Все отношения в системе обязательного медицинского страхования построены по тому принципу, что лечебные учреждения получают средства от страховых медицинских организаций не в качестве возмещения затрат за проведенное лечение застрахованного, а в качестве средств на предоставление медицинской помощи.
Обязательное медицинское страхование перестанет развиваться по экстенсивному типу только тогда, когда оно станет рисковым видом страхования, по которому оплата будет осуществляться унифицированными и персонифицированными способами.
Реформирование обязательного медицинского страхования возможно только при одновременном изменении законодательства о страховании социальном. Это обусловлено тем, что в настоящее время отношения по обязательному медицинскому страхованию помимо Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» регулируются законом «Об основах обязательного социального страхования». Указанный закон устанавливает иную, по сравнению с действующей, систему обязательного медицинского страхования. Фактически при осуществлении обязательного медицинского страхования нормы закона «Об основах обязательного социального страхования» практически не соблюдаются. Однако на стадии разработки концепции реформирования обязательного медицинского страхования возникает необходимость решения вопроса о том, предполагается ли реформировать систему обязательного медицинского страхования, модернизируя выработанную годами практику взаимоотношений субъектов обязательного медицинского страхования, или же разрабатывать новую модель взаимодействия указанных субъектов в соответствии с положениями закона «Об основах обязательного социального страхования».
Полное изменение системы обязательного медицинского страхования в соответствии с положениями закона «Об основах обязательного социального страхования» предполагает изменение субъектов обязательного медицинского страхования. Так закон «Об основах обязательного социального страхования» в качестве страховщика предусматривает некоммерческую организацию. Причем функции, которые обязан осуществлять страховщик по обязательному социальному страхованию, не сможет осуществлять ни одна негосударственная некоммерческая организация. По сути, страховщиком по обязательному социальному страхованию является государственный фонд (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования), а значит, при реформировании обязательного медицинского страхования в соответствии с действующим законодательством страховщиком по обязательного медицинского страхования будет выступать Фонд обязательного медицинского страхования.
Следовательно, страховые медицинские организации не будут вправе заключать и исполнять договоры обязательного медицинского страхования. Такой фактический запрет на участие страховых медицинских организаций в осуществлении обязательного медицинского страхования не позволит достичь основной цели реформирования обязательного медицинского страхования - преобразования обязательного медицинского страхования в страхование рисковое, действительно основанное на принципах страхования.
Исключение страховых медицинских организаций из субъектов обязательного медицинского страхования также не позволит достичь еще одной цели реформирования обязательного медицинского страхования, а именно реального и действенного контроля за качеством оказываемой медицинской помощи, защиты прав застрахованных. Когда у страхователя будет выбор, с какой страховой медицинской организацией заключить договор обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации будут вынуждены в рамках конкуренции добросовестно исполнять свои обязанности по договору, а значит, они будут тщательнее контролировать исполнение лечебным учреждений обязанностей по договору оказания медицинских услуг, качество и объем оказанных услуг, в случае необходимости защищать права застрахованных граждан.
В связи со сказанным необходимо внести изменения в закон «Об основах обязательного социального страхования» в части отношений, регулируемых указанным законом. Действие закона «Об основах обязательного социального страхования» не должно распространять на обязательное медицинское страхования, хотя последние и является видом обязательного социального страхования.
Целью реформирования системы обязательного медицинского страхования является обеспечение гарантированной оплаты медицинским организациям медицинской помощи, бесплатно предоставленной гражданам в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие проблемы:
организация обязательного медицинского страхования на основании принципов рискового страхования;
обеспечение сбалансированности доходов системы обязательного медицинского страхования и ее обязательств;
обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования.
3.1 Основные направления совершенствования системы обязательного медицинского страхования
1. Система обязательного медицинского страхования
Обязательное медицинское страхование осуществляется на основании договора обязательного медицинского страхования, заключаемого страховой медицинской организацией и страхователем. Договор обязательного медицинского страхования является публичным договором, и страховая медицинская организация не вправе отказать страхователю в заключении договора обязательного медицинского страхования.
Субъекты обязательного медицинского страхования - страховые медицинские организации (страховщики), страхователи (см. ниже), граждане (застрахованные), медицинские организации (выгодоприобретатели).
Страховая медицинская организация действует на основании лицензии. Данная лицензия выдается не на осуществление обязательного медицинского страхования на определенной территории, как это существует в настоящее время. Лицензия на осуществление обязательного медицинского страхования действует на всей территории РФ.
Единство лицензии обеспечит, прежде всего, единство полисов обязательного медицинского страхования, каждый из которых будет действовать на всей территории РФ, а не на территории отдельного субъекта РФ. А это ликвидирует проблему с оплатой медицинских услуг, оказанных вне территории субъекта РФ, на территории которого имеет право в соответствии с лицензией осуществлять обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация.
Страховая медицинская организация, осуществляющая обязательное медицинское страхование, имеет право осуществлять помимо обязательного медицинского страхования только добровольное медицинское страхование.
Страхователями по обязательному медицинскому страхованию являются:
- Работодатели и иные плательщики единого социального налога (далее по тексту - плательщики ЕСН), заключившие договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией;
- Органы исполнительной власти субъекта РФ, заключившие договоры обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией в отношении неработающего населения, за исключением пенсионеров;
- Пенсионный фонд РФ, заключивший договор обязательного медицинского страхования в отношении пенсионеров. Однако если по результатам проводимого в 2003 г. эксперимента будет принято решение о том, что обязательное медицинское страхование пенсионеров не будет оплачиваться за счет средств Пенсионного фонда России, то страхователями пенсионеров будут выступать органы исполнительной власти субъектов РФ, заключившие договор обязательного медицинского страхования, или Фонд обязательного медицинского страхования России.
Фонд обязательного медицинского страхования России, в случае если плательщики ЕСН, орган исполнительной власти субъекта РФ, Пенсионный фонд РФ не заключили договоры обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией.
2. Обязательное медицинское страхование работающего населения
Страхователями работающего населения могут быть либо плательщики ЕСН, заключившие договоры обязательного медицинского страхования, либо Фонд обязательного медицинского страхования России.
Плательщики ЕСН заключают договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией. В такой ситуации плательщик ЕСН получает налоговый вычет по единому социальному налогу в размере всей части ЕСН, уплачиваемой фондам обязательного медицинского страхования.
Размер страхового взноса по договору обязательного медицинского страхования, уплачиваемого плательщиком ЕСН страховой медицинской организации, должен быть меньше размера части ЕСН, уплачиваемой фондам обязательного медицинского страхования, примерно на сумму равную расходам фонда обязательного медицинского страхования на осуществление своих функций, в случае если фонд обязательного медицинского страхования в отношении с застрахованными такого плательщика ЕСН будет выступать страхователем.
Взносы по договору обязательного медицинского страхования, уплачиваемые плательщиком ЕСН страховой медицинской организации, признаются расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в размере всей суммы взносов.
При такой форме организации взаимоотношений со страховой медицинской организацией плательщик ЕСН, во-первых, реально участвует в осуществлении обязательного медицинского страхования, реализует свои права и несет обязанности как страхователь. Во-вторых, плательщику ЕСН предоставляется возможность экономить средства, ранее перечисляемые фонду обязательного медицинского страхования на выполнение управленческих функций.
У плательщиков ЕСН есть выбор - вместо заключения договора обязательного медицинского страхования и уплаты взноса страховой медицинской организации плательщик ЕСН может просто уплачивать соответствующую часть единого социального налога Фонду обязательного медицинского страхования России. В такой ситуации страхователем в отношении работников этого плательщика ЕСН и/или его самого будет выступать Фонд обязательного медицинского страхования России.
Однако, как уже отмечалось выше, размер части ЕСН, уплачиваемой Фонду обязательного медицинского страхования России, будет больше размера страховых взносов, которые плательщик ЕСН уплатил бы страховой медицинской организации как страхователь по договору обязательного медицинского страхования.