Контрольная работапо "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:09, контрольная работа

Краткое описание

Право возникает как регулятор общественного отношения. Восточный путь. Для возникновения государства необходимы социальные, экономические, политические причины. К социальным относят противоречие между обществом и природой и внутри общества. На примере Др. Египта – переход от присваивающей экономики к производящей. К политическим – объединение в племена (племенной союз). Для организации обороны избирается вождь на народном собрании. Организуется совет старейшин. Эти элементы формируют власть (догосударственная). Восточный путь характеризуется особенностями противоречий, но нужны усилия людей для формирования государства.

Файлы: 1 файл

теор госва и права.docx

— 54.73 Кб (Скачать)

осуществление государством своих функций правовыми средствами и в  правовых

формах;

   3) как режим жизни   общества  и  понимается  как   обеспечение  реального

 верховенства  права   в  жизни  общества,  правового   закона,   установление

 правовых  отношений   между  личностью   и   государством,   распространение

 законности на все  сферы жизни общества.

   В структуре законности  выделяют следующие элементы:

    —   нормативную   основу,    определяемую    содержанием    действующего

 законодательства;

    — теоретико-мировоззренческую  основу, которую образуют правовые  взгляды,

 принципы, концепции;

    — средства, приемы  и условия осуществления законности;

    — систему защиты, законности, включая как контроль  и надзор за действием

законов, так и защиту прав и свобод личности.

 

   На каких основополагающих  началах (принципах) строится  законность

 

   К  принципам   законности  принято  относить  ее  единство,   всеобщность,

реальность,  целесообразность,  гарантированность,  а  также  неотвратимость

юридической ответственности  за  совершенное  правонарушение  и  взаимосвязь

законности и культуры.

   Принцип единства  законности предполагает единую  направленность законности

в области правотворчества  и правореализации на всей  территории  страны,  т.

е. тождественное понимание  и применение законов на  территории  государства,

единообразие  правового  регулирования   сходных   общественных   отношений,

одинаковые критерии оценки поведения участников общественных отношений.

   Принцип всеобщности  законности означает, что ее  требования  должны  быть

обращены ко всем в равной  степени,  никто  не  может  быть  выведен  из-под

действия законов.

   Принцип  реальности  выражается  в   стремлении   достичь   фактического

осуществления требований правовых норм в поведении и действиях.

   Принцип целесообразности  вытекает из ценности права   для  жизни  общества

как   средства   обеспечения   организованности   и   порядка.    В    сфере

правореализации этот принцип  означает, что участники общественных  отношений

должны иметь возможность  выбора наиболее целесообразного варианта  поведения

или решения в пределах закона. Целесообразность

 

используется при назначении мер наказания, взыскания с  учетом  совершенного

правонарушения, личности правонарушителя  и других обстоятельств.

   Принцип гарантированности  означает, что прочная законность  невозможна без

действенных, эффективных  средств ее обеспечения.

   Принцип  неотвратимости  юридической   ответственности   за   совершенное

правонарушение  характеризует  юридический  аспект   законности.   Ее   суть

составляют своевременное  раскрытие  правонарушения  и  назначение  виновному

адекватного наказания или  иной меры  воздействия.  Меры  воздействия  должны

быть строго индивидуализированными, соответствуя

 

тяжести    совершенного    правонарушения,     личности     правонарушителя,

обстоятельствам, средствам  совершения правонарушения, тяжести  последствий  и

др.

   Принцип  взаимосвязи   законности  и  культуры  проявляется   в  том,   что

законность не может функционировать  без опоры на человеческие знания,  опыт,

общий   кругозор,   без   осознания    необходимости    соблюдать    законы,

руководствоваться  ими  в  повседневной  жизни.  Культура   служит   основой

законности,  а  законность,   в   свою   очередь,   выступает   предпосылкой

формирования правовой культуры общества.

 

   Тема  №  14.  Соотношение   права  и  закона,  проблема   дозволенного   и

запрещённого.

 

   Каково соотношение  между системой права и системой  законодательства

 

   Понятия системы  права и системы законодательства  довольно близки,  но  не

идентичны.   Под   системой   законодательства    понимается    совокупность

нормативных правовых  актов,  в  которых  объективируются  содержательные  и

структурные характеристики  прав.  Законодательство  служит  внешней  формой

выражения права. И система  права, и  система  законодательства  определяются

социальными факторами —  экономическими,  политическими,  духовно-культурными

и др. Различия между ними состоят в следующем.

   1. Система права  складывается объективно, в соответствии  со  сложившимися

в стране общественными отношениями, в то время как система  законодательства

носит во многом субъективный характер,

 

поскольку   складывается   по   воле   законодателя,   в   результате    его

целенаправленной деятельности.

   2. Исходным элементом  системы  права  служит  норма   права,  а  первичным

элементом системы законодательства — нормативный правовой акт.

   3. Система права  является  определяющим  фактором  в  построении  системы

законодательства, т. е. система  права первична, а  система  законодательства

- производна от нее.

   4. Система права  построена главным образом на  горизонтальных связях между

входящими в неё элементами, система же законодательства  имеет  различия  не

только отраслевые, но и  иерархические  —  по  юридической  силе  нормативных

правовых актов.

   Несмотря на различия  между системой права  и   системой  законодательства,

законодатель   должен    стремиться,    чтобы    система    законодательства

соответствовала системе  права.

 

   Тема № 15. Решение  проблемы пробелов и противоречий  в праве.

 

   Что такое пробелы  в праве

 

   Под пробелом в  праве понимают отсутствие в   действующем  законодательстве

нормы права, в соответствии с  которой  должен  решаться  вопрос,  требующий

правового регулирования.

   Для того чтобы  установить пробелы в законодательстве, необходимо выявить:

   а) требуют ли  правового регулирования данные  общественные отношения;

   б)  обеспеченность  правовой  регламентации  соответствующими  социально-

экономическими и иными  условиями;

   в) отсутствие нормы  права, регулирующей конкретную  ситуацию (или  наличие

нормы, неполно регулирующей ее);

   г)  сходство  анализируемых   условий  и  обстоятельств   и  тех,   которые

предусмотрены применяемой  нормой;

   д) отсутствие запрета  в законе на восполнение пробела  правоприменителем;

   е) сходную норму  сначала в той же отрасли  права лишь затем  обратиться  к

другим отраслям.

 

   Что понимается  под юридическими коллизиями

   Юридические коллизии  представляют  собой  расхождение   или  противоречие

между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и  те  же  или  смежные

общественные  отношения,  а  также  противоречия,  возникающие  в   процессе

правоприменения и осуществления  государственными  органами  и  должностными

лицами своих полномочий.

   В юридической литературе  высказаны различные  точки   зрения  относительно

понятия «коллизия». Чаще всего  под коллизиями понимают различие норм  права,

регулирующих одно и то же общественное

 

отношение. Иногда коллизию определяют как конкуренцию норм,  имеющих  разное

содержание, но призванных урегулировать  одни и те же  фактические  ситуации.

Говорят также о противоречии, столкновении, несогласованности между  нормами

права или актами.

 

   По каким причинам  возникают коллизии

 

   Существует множество  причин появления юридических  коллизий. Одни  из  них

носят объективный характер, другие субъективный.

   Коллизии, вызванные  объективными причинами, связаны  с динамикой  развития

общественных отношений,  что  влечет  необходимость  изменения,  дополнения,

конкретизации норм, регулирующих данные отношения. Несвоевременное  внесение

корректив  в  правовое  регулирование  неизбежно   влечет   коллизии   между

содержанием ранее действовавших  норм  и  потребностями  нового  юридического

оформления изменившейся ситуации.

   Коллизии,  обусловленные   объективными   факторами,   вызываются   также

особенностями  характера  общественных   отношений   и   необходимостью   их

дифференцированного  регулирования,  т.  е.  сами   общественные   отношения

предполагают их регулирование  разными правовыми средствами.

   Субъективные причины  коллизий вызываются  особенностями   правотворческого

процесса,    нечеткостью    разграничения     правотворческих     полномочий

государственных органов  и  должностных  лиц.  В  результате  одни  и  те  же

общественные отношения  могут получить правовое решение  на  разных  уровнях.

Субъективные причины  коллизий обусловлены и ошибками в  юридической  технике

в результате неточного формулирования  правовых  предписаний,  использования

многозначных  терминов  и  конструкций,  несоблюдения  правил   лингвистики,

стилевой строгости.

   Можно по-разному  относиться к  коллизиям,  считать   их  неизбежными  или,

напротив,  рассматривать  как  негативное   явление.   Но   бесспорно,   что

юридические  коллизии  ведут  к   разбалансированности   правовой   системы,

нарушению ее нормального  функционирования.  Следовательно,  коллизии  нельзя

считать  нормальным  правовым  явлением.  Отсюда  необходимость  разработать

процедурные  правила   разрешения   юридических   коллизий,   установить   в

законодательстве юридические  приоритеты для устранения коллизий,  определить

органы,  правомочные  разрешать  коллизии,  и  установить  предупредительные

средства для предотвращения юридических коллизий.

 

   Тема № 16. Проблема  правонарушений.  Состав правонарушения.

 

   Какие поступки  и действия относятся к правонарушениям

 

   Правонарушение  есть  противоправное  виновное   деяние   (действие   или

бездействие),   причиняющее   или   способное   причинить   вред   обществу,

государству,  отдельным  лицам   и   совершенное   деликтоспособным   лицом.

Правонарушениям присущи  определенные общие черты, или признаки.

   1. Это  всегда  деяние,  т.  е.  действие  или   бездействие,  осознанное,

осмысленное поведение человека,  способного  контролировать  свои  поступки.

Мысли, чувства, помыслы человека не могут иметь юридического значения,  если

они не воплотились в реальные действия.

   2. Противоправность  деяния, т. е. противоречие установленной  норме права,

выход за ее пределы.

   3.  Общественная  опасность  или  общественная  вредность  деяния.  Любое

правонарушение   наносит   ущерб   общественным,   государственным,   личным

интересам, дестабилизирует  правопорядок,  причиняет  субъектам  материальный

или иной вред.

   4. Виновность субъекта,  совершившего  противоправное  деяние.  При  этом

необходимо, чтобы лицо действовало  на основе свободы  воли,  т.  е.  у  него

была возможность выбора варианта поведения.

   5. Совершение виновного  деяния деликтоспособным лицом   —  физическим  или

юридическим. Иначе говоря, субъект правонарушения должен обладать

 

способностью,   нести   юридическую   ответственность.    Критериями    этой

способности физического  лица  служат:  а)  определенный  возраст  и  б)  его

психическое состояние, а  в  отношении  юридического  лица  —  наличие  этого

статуса. Следовательно, деликтоспособность  определяется  двумя  критериями:

социально-юридическим и  медико-юридическим.

   Все перечисленные  признаки являются  обязательными,  отсутствие  хотя  бы

одного из них исключает  возможность квалифицировать то или иное деяние   как

правонарушение.

 

     Что представляет  собой юридический состав правонарушения

 

   Юридический состав  служит моделью типичного правонарушения,  отражает  в

 своем содержании существенные  признаки  отдельных  видов   правонарушений  и

 выступает основанием  для привлечения к

 

 юридической ответственности.

   Юридический состав  правонарушения содержит четыре  обязательных элемента:

 субъект, субъективная  сторона, объект и объективная  сторона.

   Если   отсутствует   какой-либо   элемент,   деяние    нельзя    признать

правонарушением и юридическая  ответственность не может наступить.

   Субъектом правонарушения  могут быть как  физические,  так  и  юридические

лица.  Физические  лица  выступают   субъектами   практически   всех   видов

правонарушений, являясь  исключительными субъектами

 

преступлений. Юридические  лица  могут  быть  субъектами  гражданско-правовых

правонарушений и ряда административных (экологических, налоговых  и др.).

   Субъективная сторона  характеризует правонарушение с  точки зрения субъекта

виновности. Вину принято  определять  через  психическое  отношение  лица  к

своему поведению и  обусловленным им последствиям или  к содеянному.

   Различают две основные  формы  вины  —  умысел  и  неосторожность.  Умысел

бывает  прямой  и  косвенный,  а  неосторожность  —   по   легкомыслию   или

небрежности.  Каждая  форма  вины  определяется  тремя  моментами:        1)

Информация о работе Контрольная работапо "Теории государства и права"