Контрольная работа по "Теории права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:22, контрольная работа

Краткое описание

В литературе по теории права порой утверждается, что муниципальное право лишено собственного метода правового регулирования, а потому оно не может считаться отраслью права. Так ли это? Каковы особенности метода отрасли муниципального права?

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 26.12 Кб (Скачать)

 

Задание 1.

 

     В  литературе по теории права  порой утверждается, что муниципальное  право лишено собственного метода  правового регулирования, а потому  оно не может считаться отраслью  права. Так ли это? Каковы  особенности метода отрасли муниципального  права?

 

Муниципальное право — это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Как и другие комплексные  отрасли, муниципальное право не имеет своего специфического метода правового регулирования, а заимствует методы из других отраслей российского права.

Метод муниципального права , как и любой другой отрасли права, направлен на осуществление воздействия одного субъекта права на другой. Исходя из того, что муниципальное право является комплексной отраслью права, оно заимствует методы, используемые в различных отраслях права. Так как местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. Императивный метод  правового регулирования основан на неравенстве участников правоотношений, а диспозитивный  наоборот — равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель поведения.

Местное самоуправление является преимущественно  публично-правовым институтом, и поэтому  чаще всего применяется императивный метод в сочетании с обязывающими  и запрещающими способами регулирования. Так, например, к обязывающему способу относится ч. 7 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  2003 г., где записано, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться предоставлением им субвенций из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации. К запрещающему способу можно отнести ст. 19 Закона о местном самоуправлении 2003 г., в соответствии с которой запрещается производить наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами, кроме законов.

Диспозитивный метод правового  регулирования, включающий в себя дозволяющий  способ , также широко используется в муниципальном праве. Так, согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. Или согласно ч. 4 ст. 35 Закона о местном самоуправлении 2003 г. «представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Императивный и диспозитивный  методы дополняются методом гарантий . В ст. 133 Конституции РФ  местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

 

На сходе жителей  сельского поселения с численностью жителей 78 человек было принято решение  о создании в пределах его территории нового муниципального образования. Районная администрация отменила решение  схода, мотивируя свое решение отсутствием  финансово-экономических ресурсов и малочисленностью жителей поселения.

Проанализируйте ситуацию. Не ущемляются ли в данном случае интересы местного населения?

 

В соответствии с ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятый Государственной Думой 16 сентября 2003г. и одобренный Советом Федерации 24 сентября 2003 г. В населенных пунктах где численность населения не превышает 100 человек, представительным органом является именно сход граждан, т.е. они имеют право на образование муниципального образования. Районная администрация своими действиями нарушает право граждан на самоуправление.

Статья 25 ФЗ №131.

1. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. 
        2. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. 
         3. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

4. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

5. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. 
 
6. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

7. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

8. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

9. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

10. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться в целях выдвижения инициативы населения, проживающего в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления. На проведение схода граждан, предусмотренного настоящей частью, не распространяются правила проведения схода граждан, предусмотренные настоящей статьей. Такой сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта, расположенного на межселенных территориях. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

(часть десятая введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

 

Задание 3.

 

Вправе ли организации  межмуниципального сотрудничества осуществлять полномочия органов местного самоуправления? Может ли орган местного самоуправления являться учредителем  межмуниципального хозяйственного общества? Аргументируйте свой ответ.

 

Организации межмуниципального  сотрудничества не вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления, так как они создаются только для решения конкретных задач (причем организации межмуниципального  сотрудничества создаются в форме  коммерческой организации). Например: обеспечение коммунальными услугами населения территории относится к вопросу местного значения в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 131 -ФЗ -"организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водо-отведения, снабжения населения топливом", следовательно, одним из вариантов деятельности хозяйственного общества, в котором сможет выступить участником орган местного самоуправления, является организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

 

В соответствии с частью 1 статьи 68 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. 
Данное положение не противоречит абзацу 3 части 4 статьи 66 ГК, устанавливающему, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом, так как иное установлено Федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

Список используемой литературы:

  1. Конституция РФ принята 12.12.1993

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011)

  1. «Основы  местного  самоуправления», Санкт-Петербург, 1998г.  
  2. Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Теории права"