Конституция РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Конституция принималась в очень сложной обстановке, в условиях политического и экономического кризиса.12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу.За принятие Конституции России высказались 58,4% голосовавших (таким образом, фактически за конституцию России проголосовала лишь четверть россиян). Новый Основной закон страны ликвидировал советскую систему власти. Вместо полновластных Советов провозглашалось разделение властей.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общие положения КРФ
1.1 Общие понятия и положения Конституции РФ
1.2 Структура Конституции РФ
1.3 Реализация Конституции РФ
Глава 2. Конституция РФ
2.1 Проблемы реализации конституционных норм и положений
2.2 Юридические свойства Конституции Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 42.77 Кб (Скачать)

Одной из таких проблем продолжала оставаться проблема неисполнения судебных решений, вступивших в законную силу. Количество неисполненных исполнительных документов на 01.01.01 г. составило: о взыскании  заработной платы - 5536; о взыскании  детских пособий - 13248; по предоставлению жилья - 103; о возмещении вреда здоровью - 113; о взыскании алиментов - 11411. На конец 2000 года не было взыскано заработной платы на сумму 23233257 рублей, детских  пособий - 20977292 рубля.

В соответствии со статьей 48 Конституции  РФ каждому гражданину гарантируется  право на получение квалифицированной  юридической помощи. В области  существуют серьезные проблемы с  реализацией этого гарантированного права. Высокая плата за оказание юридических услуг привела к  тому, что не только малоимущим слоям  населения становится недоступным  получение квалифицированной юридической  помощи, но и большинству населения  с более или менее устойчивыми  доходами.

Исходя из анализа жалоб граждан, можно констатировать, что имело  место ограничение права свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, предусмотренного статьей 27 Конституции РФ. В основном, это  ограничение было связано с отсутствием  паспорта гражданина Российской Федерации  и отсутствием регистрации по месту пребывания и жительства.

Ограничение свободы передвижения граждан наблюдалось в связи  с отсутствием у них в паспорте штампа о регистрации по месту  пребывания или жительства. Многие граждане, не имеющие регистрации  по месту жительства, попадают в  нетерпимое положение. Государство  как бы вычеркивает их из жизни - они лишены не только социальных прав (на жилище, медицинскую помощь и  т.п.), но и гражданских, и политических прав, а подчас и права на жизнь. Отсутствие регистрации по месту  жительства ведет к отсутствию нормальной работы. Многие работодатели даже не хотят  разговаривать с гражданином, если он не зарегистрирован по месту жительства. Поэтому вышеуказанные граждане держатся за самую тяжелую, низкооплачиваемую  работу и боятся куда-то переехать, попытаться улучшить условия своей  жизни на новом месте, опять же из-за отсутствия регистрации.

Недостаточно активно реализовывалось  право граждан на осуществление  ими властных полномочий через референдумы, сходы, собрания граждан, всенародные  обсуждения, предусмотренное статьей 3 Конституции РФ, что могло бы снять многие спорные вопросы  между гражданами и государственными структурами при принятии различных  решений органов власти и местного самоуправления, затрагивающих права  и законные интересы граждан.

2.2 Юридические свойства  Конституции Российской Федерации

Прежде чем приступить к анализу юридических свойств Конституции РФ, необходимо на основе рассмотренных выше теоретических положений характеризующих конституции различных государства в целом, сформулировать понятие Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации - это  нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового  статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной  власти; принципы организации местного самоуправления.

Юридические свойства Конституции - это  признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции  относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции  проявляется в том, что ее  нормы закрепляют основы государственного  и общественного устройства, учреждают  важнейшие государственные институты,  через которые реализуется государственная  власть, принципы их создания  и деятельности. Кроме того, конституционные  нормы устанавливают порядок  создания всех действующих в  государстве правовых норм их  иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит  в том, что она принимается  народом (путем референдума) или  от имени народа (представительным  органом государства - парламентом  или же органом, специально  созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому  принадлежит вся полнота государственной  власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным  голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать  легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших  участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. Верховенство Конституции РФ  означает ее приоритетное положение  в системе нормативно-правовых  актов, действующих на территории  России. «Законы и иные правовые  акты, принимаемые в Российской  Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции  РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется  не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому  до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции  РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются  в части, не противоречащей Конституции  Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает  дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации  имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские  конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных  предписаний.

4. Стабильность Конституции - важнейшее  условие режима законности, устойчивости  всей правовой системы и организации  государственной власти, определенности  отношений между личностью и  государством. * Стабильность Конституции  зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических  сил, действующих на политической  арене страны, от уровня политической  и правовой культуры граждан,  от совершенства положений самой  Конституции и др.). Гарантией  стабильности Конституции РФ  служит жесткий порядок ее  пересмотра и внесения конституционных  поправок.

5. Конституция РФ имеет прямое  действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции  РФ являются непосредственно  действующими, то есть для их  осуществления не требуется в  качестве обязательного условия  принятия дополнительных, конкретизирующих  отраслевых правовых норм. Вместе  с тем многие нормы Конституции  РФ, в силу высокого уровня  обобщенности правового регулирования,  нуждаются в дополнительной регламентации  путем принятия актов текущего  законодательства.

Проблема обеспечения прямого  действия Конституции РФ при осуществлении  правосудия получила разрешение в Постановлении  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых  вопросах применения судами Конституции  Российской Федерации при осуществлении  правосудия», * где говорится о  том, что суд, разрешая дело, применяет  непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции  РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют  дополнительной регламентации и  не содержат указания на возможность  ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего  права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший  на территории Российской Федерации  до вступления в силу Конституции  РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции  РФ, находится в противоречии с  соответствующими положениями Конституции  РФ;

г) когда закон либо иной нормативный  правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный  закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

6. Реальность Конституции означает  соответствие конституционных предписаний  (юридической конституции) складывающимся  в действительности общественным  отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция  должна отражать достигнутую  ступень развития общественных  отношений в политической, экономической,  социальной сферах, в противном  случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует  исполнимость и гарантированность  ее предписаний. Например, возможность  граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

7. Конституция является юридической  базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции  проявляется в том, что конституционные  нормы служат отправной точкой  для всех отраслей российского  права. Так, на базе конституционных  положений, закрепляющих свободу  экономической деятельности, равенство  всех форм собственности развивается  гражданское право России.

Заключение

Изучив достаточно много материала  по этой теме, начиная от самой Конституции  РФ и заканчивая газетными статьями, посвященными проблемам ее реализации, я объединила весь объем информации, постепенно анализируя и по-своему интерпретируя полученные данные. Исходя из этого, я смогла сделать соответствующие  выводы.

Проведя свое небольшое исследование, я пришла к выводу, что все, или, во всяком случае, многие проблемы в  реализации Конституции обуславливаются  недостаточно развитым уровнем правосознания, как граждан, так и правительства.

На нынешнем этапе развития общества необходимо стремиться, в полном объеме реализовать заложенный в Конституции  потенциал, а не пытаться вносить  поправки в конкретные ее статьи. В  условиях, когда на первый план выдвигаются  задачи не изменения текста Конституции, а обеспечения ее стабильности и  реализации внутреннего потенциала, важным инструментом развития заложенных в Конституции 1993г. нормативных положений, принципов является официальное  их толкование.

Совершенствование практики применения конституционных норм так же видится  важнейшим направлением современного конституционно-правового развития, предпосылкой преодоления конституционного нигилизма в России. Важно, обеспечивая  стабильность действующей Конституции, привести в действие все ее нормы  и институты, обеспечить их регулирующее воздействие на общественные отношения, что составляет динамический аспект действия Конституции РФ. Последний  отражается в самом тексте Основного  Закона понятием «прямое действие Конституции». Обеспечение прямого действия Конституции (прежде всего в практической деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных  лиц) способно существенно повлиять на состояние и развитие конституционного правосознания российских граждан. Прямое действие Конституции должно пронизывать все сферы юридической  практики, охватывать все формы правореализации, выступая при этом в качестве основополагающего  принципа деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, должностных лиц и граждан. Причем особое влияние на сознание граждан  оказывает практика применения Конституции  РФ правоохранительными органами, с  которыми граждане сталкиваются чаще всего и в наиболее острых критических  ситуациях. Поэтому, сложившаяся практика, когда правоохранительные органы, как  правило, применяют Конституцию  опосредованным образом (через конкретизирующие ее отраслевые нормы), нуждается в  существенной корректировке.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.  М., Юрайт, 1998.

2. Федеральный закон о порядке  опубликования и вступления в  силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов,  актов палат Федерального собрания // СЗРФ, 1994, № 8, ст. 801.

3. Федеральный конституционный  закон «О референдуме Российской  Федерации». СЗ РФ, 1995. № 42. Ст. 3921.

4. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа  о Конституции РФ. С-Пб., Норма, 1994.

5. Ключевский В.О. Лекции по  истории России. В 5-ти т. М., 1989.

6. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей редакцией Б.Н. Топорина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., Юрид. лит., 1994.

7. Конституционное право.: Учебное  пособие: в 2-х частях. М., Юридический  колледж МГУ, 1996.

8. Коваленко А.И. Конституционное  право Российской Федерации. М., Артания, 1995.

9. Лассаль Ф.О. О сущности конституции. С-Пб., 1996.

10. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1994.

11. Михалева Н.А. Социалистическая  конституция. Проблемы теории. М., 1981.

12. Румянцев О.Г. Основы конституционного  строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., Юрист, 1994.


Информация о работе Конституция РФ