Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Основной закон государства - Конституция, в первой своей главе “Основы конституционного строя” декларирует положение о том, что “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства” Конституция РФ 1993 г. ст. 2. Данное положение - одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием “высшая ценность” не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 3.docx

— 50.22 Кб (Скачать)

 

Говоря о правах социально-экономических, необходимо отметить, что Конституция 1993 года Российской Федерации привнесла  много нового в эту сферу жизни - личность стала экономически активной. Положения об экономических и  социальных правах и свободах человека, изложенные в Международном Пакте  об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года легли в  основу статей Конституции РФ 1993 года. Помимо положений, регулирующих экономические  права и свободы, большое количество норм регулируют социальную сферу. Можно  сказать, что здесь речь в большей  степени идет не только и не столько  правах, сколько о гарантиях.

 

Культурные права - Осуществление  этих прав и свобод человека в демократическом  социальном государстве предполагает гарантии на свободу творчества (ст. 44); право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44); право на участие  в культурной жизни и пользование  учреждениями культуры (ст. 45).

 

Особое место в системе  прав и свобод человека и гражданина в российской федерации занимают так называемые “права по защите других прав”. “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство….” Конституция  РФ 1993 г. ст. 1 - это самое первое положение  Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения  международных документов по правам человека взяло на себя обязанность  и закрепило ее конституционно гарантировать  осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.

 

Поскольку темой нашей  работы являются конституционные гарантии основных прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции имеет особое значение - ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из принципов на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.

 

Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции  указаний на гарантии их осуществления  и защиты. Более того, положения  Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина получают свое развитие в нормативных актах  принятых государственными органами. “Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они  определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием” Конституция РФ 1993 г. ст. 17. Положения  этой статьи указывают на то, что  любое поведение человека по осуществлению  своих прав и свобод (при соблюдении ограничения ст. 17, 55 - не нарушая  права и свободы других людей) является правомерным и не требует  наличия специальных нормативных  актов. Это однако, не означает что  подобные акты не нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается  необходимость издания федеральных  конституционных и федеральных  законов - например, ст. 36, в которой  провозглашается право частной  собственности на землю - ч. 3 этой статьи гласит о том, что “условия и порядок  пользования землей определяются на основе федерального закона” Конституция  РФ 1993 г. ст. 36, ч.3.

 

Таким образом, конституционные  права в законах конкретизируются, развиваются, расширяют перечень прав и свобод (но не сокращают! - “В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права  и свободы человека и гражданина”  Конституция РФ 1993 г. ст. 55, ч.2), гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов.

 

Российская Федерация, претендуя  на звание демократического и правового  государства стремится к осуществлению  всех возможных гарантий по осуществлению  прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки права.

 

В юридической литературе принята классификация гарантий:

 

Юридические гарантии рассматриваются  как гарантии специальные;

 

Экономические, социальные политические, духовные, социально -психологические - как общие гарантии.

 

Рассмотрим их специфику:

 

Социально-экономические - в  Конституции 1993 года нет специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена  какая-либо форма собственности  в качестве основной или ведущей, как равно и не предусмотрено  ограничений для других, в частности  собственности. Более того, частная  собственность признается и защищается (ст. 35 КРФ). Действующая конституция  обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и  провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 КРФ). В современных условиях, когда экономическое пространство России находится в состоянии  формирования, роль Конституции как  основного закона и иных нормативных  актов регулирующих развитие экономики  страны получает особое значение. Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для осуществления  социальных потребностей общества.

 

Политические - направленность политики государства и создание условий для осуществления этих гарантий. Думается, правильным будет  рассмотреть как в соответствии с Конституцией “государственная защита прав и свобод человека в российской Федерации гарантируется” Конституция  РФ 1993 г. ст. 45, ч.1.

 

Представительная ветвь  власти - Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным  принципам, создает юридические  механизмы обеспечения реального  осуществления прав и свобод. Государственная  Дума назначает на должность и  освобождает от должности Уполномоченного  по правам человека Российской Федерации  в соответствии с федеральным  конституционным законом “Об  уполномоченном по правам человека в  Российской Федерации” от 25 декабря 1996 года. “Должность Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации  учреждается в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами” ФКЗ “Об  уполномоченном по правам человека в  Российской Федерации” от 25 декабря 1996 г. ст. 1, ч. 1. Важным моментом функционирования данного закона является то, что  Уполномоченный в своих действиях  независим и неподотчетен государственным  органам и должностным лицам, руководствуется Конституцией РФ, федеральным  конституционным законом “Об  уполномоченном по правам человека в  Российской Федерации”, общепризнанными  нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан.

 

Исполнительная власть -

 

“Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина…” Конституция РФ 1993 г. ст. 80, ч.2 - очень важная статья, которая  определяет одну из сторон деятельности Президента РФ по гарантиям прав и  свобод: реализации, как в своей  личной деятельности, так и инициируя  законы, издавая указы, направленные на защиту прав и свобод личности в  целом, отдельных групп населения. Так, 1998 год Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года объявлен “Годом прав человека в Российской Федерации”. В числе мероприятий  по его проведению Федеральному Собранию предложено рассмотреть в первоочередном порядке и принять в 1998 году федеральные  законы в области прав человека:

 

О минимальных государственных  социальных стандартах;

 

Об альтернативной гражданской  службе;

 

Гражданско-процессуальный кодекс РФ;

 

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

 

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

 

Об обучении лиц с ограниченными  возможностями получения образования.

 

Предложено ратифицировать международные документы:

 

Рамочная конвенция о  защите национальных меньшинств 1995 года;

 

Европейская хартия местного самоуправления 1985 года Европейская  конвенция о выдаче 1957 года и протоколы  к ней № 1 и 2;

 

Европейская конвенция о  взаимной правовой помощи по уголовным  делам 1959 года;

 

Конвенции Международной  организации труда 1947 г., 1957 г., 1978 г., 1981 г.

 

Кроме того в данном документе  Правительству РФ предложено финансировать  Федеральные программы, обеспечивающие выполнение постановления в области  прав человека и т.д.

 

При Президенте России существует комиссия по правам человека, деятельность которой направлена именно на разработку концепций по обеспечению и защите прав и свобод человека.

 

Правительство РФ, местные  органы государственной власти также  призваны осуществлять эту деятельность - министерство юстиции, существование  системы специальных органов, призванных выполнять эти функции тому подтверждение.

 

Защита прав и свобод человека и гражданина - задача судебной власти в Российской Федерации. Эта задача стоит перед прокуратурой, в компетенцию  которой входит рассмотрение обращений  о нарушении права; перед судом - который в правовом государстве  должен выступать гарантом защиты нарушенных прав. Действенным средством является Конституционный суд, принимающий  жалобы граждан по фактам нарушения  прав и свобод, создана Комиссия по правам человека при президенте РФ.

 

Говоря о гарантиях  соблюдения прав и свобод человека и гражданина нельзя не упомянуть  положение конституции, в соответствии с которым сам человек может  выступать защитником своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 КРФ), обжаловать действия нарушающие права в суд (ст. 46 ч. 2), обращаться в международные органы (ст. 46 ч. 3).

 

Особое место среди  гарантий прав и свобод человека и  гражданина занимают гарантии юридические, которые “охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление  и охрану прав и свобод человека и гражданина” Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. С.191

 

Поскольку Российская Федерация - государство (основной субъект, на которого возлагаются гарантии) в соответствии с КРФ правовое, то и регулирование  данных отношений должно строиться  с точки зрения норм права, закрепленных к конкретных нормативных актах.

 

Уже говорилось о том, что  общие гарантии прав и свобод перечислены  в Конституции РФ, более конкретно  и подробно излагаются они в иных нормативно-правовых актах (Кодексах, Законах), подзаконных актах (Указах Президента и Постановлениях Правительства).

 

Каким же образом государство  использует перечисленные инструменты?

 

Можно выделить несколько  направлений в реализации гарантий и защиты прав и свобод:

 

Юридическое закрепление  гарантий в нормативно-правовых актах;

 

Система охраны и защиты прав и свобод в обеспечении их реального  использования;

 

Система охраны и защиты прав и свобод в борьбе с их нарушениями;

 

Развитие общественно-политической активности граждан;

 

Государственный и общественный контроль за соблюдением гарантий;

 

Повышение правосознания  и правовой культуры каждого;

 

Развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права  человека и гражданина.

 

Важно помнить, что “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации” Конституция  РФ 1993 г. ст. 15, ч.1, что гарантирует  использование конституционных  положений при решении любых  споров - в том числе и в судебных разбирательствах.

 

Думается, следует сразу  отметить что классификация гарантий, так же как и классификация  основных прав и свобод достаточно условна. Как, например, определить к  какой группе отнести гарантии социальной защиты: наличие специальных государственных  органов, материальная поддержка отдельных  социальных групп может рассматриваться  как экономические гарантии; наличие  соответствующих нормативных актов, возможность обжаловать в суд  действия или бездействие органов, призванных обеспечивать данные гарантии - как гарантии юридические.

 

Попробуем все же рассмотреть  каким же образом осуществляется механизм реализации конституционных  прав и свобод и как осуществляются их юридические гарантии.

 

Прежде стоит рассмотреть  специфический набор средств  и методов защиты конституционных  прав и свобод:

 

Конституционно-судебный механизм - т.е. возможность обращения в  Конституционный Суд (регулируется Федеральным конституционным законом  “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 1994 г.);

 

Судебная защита в судах  общей юрисдикции (регулируется Законом  “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан” 1993 г.);

 

Административные действия органов исполнительной власти;

 

Законная самозащита человеком  своих прав - лично или через  общественные объединения в пределах, оговоренных в нормативных актах;

 

Международно-правовой механизм - возможность обращения в Европейский  суд по правам человека или иные международные правозащитные организации  в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в  том случае, если исчерпаны все  имеющиеся средства правовой защиты.

 

На примере конкретных статей Конституции рассмотрим действие этих механизмов:

 

Гарантии личных прав человека - наиболее широко определенные Конституцией. Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые  присущи любому человеку от рождения, не связаны с понятием гражданства.

 

Право на жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно  закреплено в международных документах, где очень четко определяются случаи, ограничивающие это право. В  Конституции России оно признается правом, которое не может быть ограничено введением чрезвычайного положения (ст. 56), но как любое право может  ограничиваться “федеральным законом  только в той мере, в какой это  необходимо в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства” Конституция РФ 1993 г. ст. 55, ч.3 Именно поэтому статья, о праве человека на жизнь включает пункт в соответствии с которым “смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей” Конституция РФ 1993 г. ст. 20, ч.2 - что не противоречит международно-правовым документам ООН, которые допускают решение подобного вопроса в рамках национального законодательства. Тем не менее, для вступления в Совет Европы требуется ратификация протокола к уставу Совета об отмене смертной казни в мирное время. В настоящее время этот вопрос находится в стадии решения.

Информация о работе Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации