Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:57, контрольная работа
1 Основные элементы конституционно – правового статуса Российской Федерации.
2 Субъекты Федерации.
3 Предметы ведения Российской Федерации.
- 2 города федерального значения – Москва и Санкт – Петербург.
Края, области и города федерального значения как субъекты Российской Федерации являются государственными территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта – Уставом. Представительную власть осуществляют дума или собрание, исполнительную – администрация. Высшим должностным лицом в крае является глава краевой (областной) администрации, в Москве – мэр, в Санкт –Петербурге – губернатор. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику – флаг, герб, гимн.9
Автономная область и
Главная особенность этой группы субъектов Российской Федерации состоит в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ – края или области. Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. Отношения автономных округов с краев или областями, в состав которых они входят, могут также регулироваться федеральным законодательством и двусторонним договором. В тоже время Конституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области. Статус автономной области и автономного округа не может быть изменен без их согласия.10
Автономная область и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.11
Конституционно – правовой статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами государственной власти. Под предметом ведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.
В сфере государственного
строительства к предметам
— принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
— федеративное устройство и территория РФ;
— регулирование и защита прав и свобод человека; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
— установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба;
— судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право;
— установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного развития РФ.12
Российская
Федерация устанавливает
В сфере экономического и социально – культурного строительства в исключительном ведении РФ находятся:
— федеральная государственная собственность и управление ею;
— установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
— установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
— федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
— федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.
К предметам исключительного ведения Российской Федерации принадлежат метеорологические службы, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации её ведению подлежат внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ.
К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.
На Российскую Федерацию возложены определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
К сферам совместной компетенции Российской Федерации и её субъектов, согласно ст. 72 Конституции РФ, относятся:
— обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
— защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
— кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат;
— административное,
административно-
— защита исконной сферы обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
— установление
общих принципов организации
системы органов
— вопросы владения, использования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
— разграничение государственной собственности;
— природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;
— общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
— координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
— осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
— установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
— координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.13
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы.
Конституция устанавливает также, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и предавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.
Построение сильного, эффективного, конкурентоспособного, демократического правового государства предполагает закрепление его конституционно-правового статуса, соответствующего уровню и сложности стоящих перед ним задач. Полноценность теории конституционно-правового статуса Российской Федерации - предпосылка, необходимое условие и гарантия бытия российской государственности (исторически сложившегося государственного единства). Историко-правовые обстоятельства генезиса российской федеративной формы предполагают квалификацию юридической природы России исключительно как единого конституционно-организованного федеративного государства. Конституционно-правовой статус Российского государства, как правовое явление, прежде всего, должен обеспечивать реализацию назначения государства, определенного ст. 2 Конституции РФ, а также его основных конституционных характеристик. Конституция устанавливает, что Российская Федерация является социальным (ст. 7) и светским (ст. 14) государством.14 Нормы Конституции, закрепляющие правовое положение (конституционный статус) Российской Федерации, отображают реальную государственную практику, а также имеют перспективный характер, «устремлены» в будущее, моделируя идеальную конституционную модель российского государства.
Так, очевидно, что Российской Федерации предстоит еще состояться и как подлинно демократическому федеративному правовому государству, и как государству социальной направленности. Вместе с тем перечисленные характеристики, несомненно, имеют высокое юридическое значение: они связывают конституционную практику и выступают ориентиром в практической политике государства.
В первой статье Конституции
РФ определяются четыре важнейших принципа
конституционного строя. Демократическое
государство, выражающееся в народном
суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом
многообразии, в признании и гарантировании
местного самоуправления и др. Федерализм,
означающий, что Россия состоит из равноправных
субъектов единого государства. Правовое
государство – это государство, подчиняющее
свою деятельность праву, главной целью
считает обеспечение реальности прав
и свобод личности. Республиканская форма
правления означает выборность и сменяемость
главы государства, что отличает её от
монархии, которой присуще наследование
статуса главы государства. Социальное
государство – государство, которое берет
на себя обязанность заботиться о социальной
справедливости, благополучии своих граждан.
Но социальное государство не означает
уравниловки, каждый может зарабатывать
благополучие своим трудом, государство
должно лишь обеспечить каждому гражданину
достойный прожиточный минимум. Светское
государство– государство, в котором
не существует официальной, государственной
религии и ни одна из религий не признается
обязательной или предпочтительной, государство
и религиозные объединения отделены друг
от друга, то есть не вмешиваются в дела
друг друга.
Информация о работе Конституционно-правовой статус Российской Федерации