Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

1 Основные элементы конституционно – правового статуса Российской Федерации.
2 Субъекты Федерации.
3 Предметы ведения Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

конституционно правовой статус РФ.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

- 2 города федерального  значения – Москва и Санкт  – Петербург.

Края, области и города федерального значения как субъекты Российской Федерации являются государственными территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта – Уставом. Представительную власть осуществляют дума или собрание, исполнительную – администрация. Высшим должностным лицом в крае является глава краевой (областной) администрации, в Москве – мэр, в Санкт –Петербурге – губернатор. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику – флаг, герб, гимн.9

Автономная область и автономный округ представляют собой исторически  сложившуюся национально – территориальную  форму самоопределения народов  в нашей стране. В настоящее  время в Российской Федерации одна автономная область – Еврейская и 4 автономных округа – Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ..

Главная особенность  этой группы субъектов Российской Федерации состоит в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ – края или области. Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. Отношения автономных округов с краев или областями, в состав которых они входят, могут также регулироваться федеральным законодательством и двусторонним договором. В тоже время Конституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области. Статус автономной области и автономного округа не может быть изменен без их согласия.10

Автономная область и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.11

 

3 Предметы ведения Российской Федерации

 

Конституционно –  правовой статус Российской Федерации находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами государственной власти. Под предметом ведения РФ понимаются те сферы государственной и общественной жизни, в которых федеральные органы государственной власти наделяются определенными полномочиями.

В сфере государственного строительства к предметам ведения, принадлежащим исключительно Российской Федерации, относятся:

— принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

— федеративное устройство и территория РФ;

— регулирование  и защита прав и свобод человека; гражданство в РФ; регулирование  и защита прав национальных меньшинств;

— установление системы федеральных органов  законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба;

— судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право;

— установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного развития РФ.12

Российская  Федерация устанавливает государственные  награды и почетные звания РФ. В  её исключительном ведении находятся  федеральная государственная служба.

 В сфере экономического  и социально – культурного строительства в исключительном ведении РФ находятся:

— федеральная государственная собственность и управление ею;

— установление основ федеральной политики и  федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

— установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

— федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

— федеральные  энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе.

К предметам исключительного  ведения Российской Федерации принадлежат метеорологические службы, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.

В сфере внешних отношений  и защиты государственного суверенитета Российской Федерации её ведению подлежат внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения РФ.

К ведению Российской Федерации относятся также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.

На Российскую Федерацию  возложены определение статуса  и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

К сферам совместной компетенции Российской Федерации и её субъектов, согласно ст. 72 Конституции РФ, относятся:

— обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

— защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

— кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура; нотариат;

— административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

— защита исконной сферы обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

— установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти и местного самоуправления;

— вопросы владения, использования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

— разграничение  государственной собственности;

— природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; особо  охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры;

— общие вопросы  воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

— координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

— осуществление  мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

— установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

— координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ.13

По предметам ведения  Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. По предметам совместного ведения РФ и её субъектов издаются федеральные законы.

Конституция устанавливает  также, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и предавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

 

 

 

 

Заключение

 

Построение сильного, эффективного, конкурентоспособного, демократического правового государства предполагает закрепление его конституционно-правового статуса, соответствующего уровню и сложности стоящих перед ним задач. Полноценность теории конституционно-правового статуса Российской Федерации - предпосылка, необходимое условие и гарантия бытия российской государственности (исторически сложившегося государственного единства). Историко-правовые обстоятельства генезиса российской федеративной формы предполагают квалификацию юридической природы России исключительно как единого конституционно-организованного федеративного государства. Конституционно-правовой статус Российского государства, как правовое явление, прежде всего, должен обеспечивать реализацию назначения государства, определенного ст. 2 Конституции РФ, а также его основных конституционных характеристик. Конституция устанавливает, что Российская Федерация является социальным (ст. 7) и светским (ст. 14) государством.14 Нормы Конституции, закрепляющие правовое положение (конституционный статус) Российской Федерации, отображают реальную государственную практику, а также имеют перспективный характер, «устремлены» в будущее, моделируя идеальную конституционную модель российского государства.

Так, очевидно, что Российской Федерации предстоит еще состояться и как подлинно демократическому федеративному правовому государству, и как государству социальной направленности. Вместе с тем перечисленные характеристики, несомненно, имеют высокое юридическое значение: они связывают конституционную практику и выступают ориентиром в практической политике государства.

В первой статье Конституции  РФ определяются четыре важнейших принципа конституционного строя. Демократическое  государство, выражающееся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления и др. Федерализм, означающий, что Россия состоит из равноправных субъектов единого государства. Правовое государство – это государство, подчиняющее свою деятельность праву, главной целью считает обеспечение реальности прав и свобод личности. Республиканская форма правления означает выборность и сменяемость главы государства, что отличает её от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства. Социальное государство – государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан. Но социальное государство не означает уравниловки, каждый может зарабатывать благополучие своим трудом, государство должно лишь обеспечить каждому гражданину достойный прожиточный минимум. Светское государство– государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одна из религий не признается обязательной или предпочтительной, государство и религиозные объединения отделены друг от друга, то есть не вмешиваются в дела друг друга. 
 
 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бахлов И. В. Российский федерализм: учеб. метод. компл. и курс лекций/ И. В. Бахлов–Саранск: ИЦ ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. – С. 240
  2. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник/Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – С. 346
  3. Конституция РФ от 12.12.1993г.
  4. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Дударов С.З. - М., 2003. – С. 34
  5. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации (проблемы асимметрии). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Соловьева Е.А. - М., 2006. – С. 30
  6. Конституционно-правовой статус края и области как субъектов Российской Федерации. Монография / Попов М.Ю. - Волгоград: ВА МВД России, 2006. – С. 176
  7. Шатилов А. Конституционно-правовой статус автономного округа в составе Российской Федерации//А. Шатилов–Право и жизнь. Независимый правовой журнал. - М.: Манускрипт, 2001, № 39. – С. 223-235
  8. Лебедев А.Н. Конституционно-правовой статус территории субъекта Российской Федерации // Конституционный строй России. - М.: Ин-т гос. и права РАН, 2003, Вып. 4. – С. 76-96
  9. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Дударов С.З. - М., 2002. – С. 202
  10. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Лоторев Е.Н. - М., 2004. – С. 250
  11. Конституционно-правовой статус автономных округов в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Ожегина Н.К. - М., 2004. – С. 233
  12. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации (проблема асимметрии). Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Соловьева Е.А. - М., 2006. – С. 196
  13. Конституционно-правовой статус городов федерального значения в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Изингер А.В. - М., 2008. – С. 20
  14. Ивайловский Д.А. Государственность, конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. - М.: Юрист, 2008, Вып. 8 Т. 1. – С. 775-778
  15. Макарьев Д.А. Конституционно-правовой статус автономного округа в Российской Федерации: теоретические аспекты и перспективы // Аграрное и земельное право. - М.: Право и государство, 2009, № 4 (52). – С. 77-86
  16. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Габрелян Э.В. - М., 2007. – С. 26
  17. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации / Борисова М.М., Дудко И.Г. - М.: Юрлитинформ, 2010. – С. 264
  18. Конституционно-правовой статус административных центров и столиц в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Сабаева С.В. - М., 2011. – С. 21
  19. Лебедев В.А. Конституционно-правовой статус Российской Федерации // Проблемы права. - Челябинск, 2012, № 2. – С. 8-14
  20. Коровушкина А.А. Конституционно-правовой статус федеральных округов Российской Федерации/ Государство и гражданское общество: механизмы взаимодействия: материалы межвузовской научно-практической конференции, Иркутск, 5-6 апреля 2012. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – С. 120-128
  21. Безруков А.В., Кондрашев А.А., Усс А.В. Проблемы образования субъектов Российской федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма// Журнал российского права. - М.: Норма, 2004, № 7. – С. 15-29
  22. Любимов Н.А. Некоторые вопросы конституционно-правового закрепления статуса языков народов Российской Федерации// Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. Материалы научной конференции, Москва, 27 - 28 апреля 2000 г.. - М.: Изд-во МГУ, 2001. – С. 71-77
  23. Балашов М.Н. Проблема суверенитета в конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации// Гарантии прав физических и юридических лиц в Российской Федерации. К 10-летию Конституции Российской Федерации: Доклады и сообщения IV международной научно-практической конференции. Москва, 13 апреля 2004 г.. - М.: Изд-во РГГУ, 2004. – С. 62-68
  24. Бастен И.С. Предпосылки изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Проблемы права. Международный правовой журнал. - Челябинск, 2006, № 3. – С. 36-40
  25. Формирование конституционно-правового статуса законодательного (представительного) органа государственной власти области как субъекта Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02/ Норкин А.В. - М., 2003. – С. 202
  26. Ларичев А.А. Ответственность в структуре конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации // Юридические науки. - М.: Компания Спутник+, 2007, № 3 (25). – С. 49-51
  27. Генгизова Ж.А. Эволюция конституционно-правового статуса республик в конституционном праве Российской Федерации/ Современное российское общество: актуальные проблемы борьбы с преступностью. Сборник статей в трех томах. - Нальчик: Эль-Фа, 2007, Т. 2. – С. 172-181
  28. Конституционно-правовые проблемы статуса государственных языков республик в составе Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Воронецкий П.М. - С.-Пб., 2009. – С. 25

Информация о работе Конституционно-правовой статус Российской Федерации