Конституционное закрепление сущности Российского государства и экономическая и социальная основы Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

Конституция - это основной закон общества и государства, регулирующий в правовом порядке основы конституционного строя, в том числе конституционную легитимацию государства, и другие фундаментальные институты; статус человека и гражданина; федеративное устройство; механизм государственной власти и местного самоуправления; совершенствование и охрану конституции (конституционной поправки и пересмотр конституции). Конституция как основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 37.47 Кб (Скачать)

  Государство берет на себя заботу по обеспечению надежности снабжения населения всем необходимым, о гарантиях роста производства и о привлечении к производству и распределению материальных благ всех работоспособных лиц (т. е. обеспечение занятости), о смягчении последствий нестабильности в экономике (регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг и т. п.) или колебаний спроса на международном рынке и т. д.

  Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В       Российской Федерации, – указывается в ст. 8 Конституции, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.

Важнейшими направлениями  создания рыночного хозяйства в  России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики. Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако – главное – создаются принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.

Конституция Российской Федерации устанавливает (ст. 35), что  в России иметь имущество в  собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения  собственности, не предусмотренные  Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, изданными в пределах их полномочий.

Государство не только признает различные формы  собственности, но и в равной мере их защищает. В ст. 35 Конституции  говорится о том, что никто  не может быть лишен своего имущества  иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения. Эти общие  положения находят дальнейшую детализацию в других отраслях законодательства (гражданском, природоресурсном, уголовном и др.).

Человек, его права и свободы — высшая ценность. Это конституционное установление свидетельствует о том, что в новой Конституции сменились приоритеты. Если ранее на передний план выдвигались интересы общества, государства, коллектива, то сейчас — интересы личности.      Уважение к личности, защита ее прав и свобод вменяются в обязанность государства.

При переходе России к рыночной экономике  происходящие в ней процессы суверенизации, создания в регионах и на местах аппарата управления с широкими полномочиями, функционирования предприятий различных видов собственности требуют новых подходов к проведению социальной политики.

Законодательные акты, другие нормативные документы, принимаемые органами власти субъектов  Федерации и местного самоуправления, регулируют процессы, происходящие в  социальной сфере в республиках  в составе РФ, краях, областях, городах  и других населенных пунктах.

     Но  за государством закреплены контрольные  функции в отношении деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности. Важнейшими рычагами государственного регулирования социальных процессов являются федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства России, ведомственные инструкции, положения, рекомендации.

     Находясь  в сфере государственной (учреждения культуры, здравоохранения, просвещения, подготовки кадров, социальной поддержки  населения) или муниципальной (жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения) собственности, система управления предприятиями организует свою работу в соответствии с ведомственными инструкциями, положениями и другими нормативными документами, принятие которых координируется на федеральном уровне. Несомненно влияние государства и на функционирование предприятий сферы обслуживания частного сектора. Например, внутренний порядок работы частного предприятия определяет его собственник, но все положения Федерального закона «О защите прав потребителей» имеют для него такую же силу, как и для государственного или муниципального предприятия.

     Одним из наиболее действенных методов  воздействия на социальные процессы в стране является использование финансово-кредитных рычагов. Многие отрасли социальной инфраструктуры или находятся на полном бюджетном финансировании, или нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства.

     В расходной части федерального бюджета  предусматриваются статьи, за счет которых финансируются здравоохранение, просвещение, культура, физическая культура, т.е. так называемые бюджетные отрасли. Соответственно в бюджетах субъектов Федерации также выделяются средства на аналогичные цели.

     Другие  отрасли социальной инфраструктуры — жилищное, коммунальное хозяйство, туризм, отдых населения — оказывают  платные услуги и за счет этого  покрывают часть своих расходов. .Однако и они не могут обходиться без финансовой поддержки государства.

     Государство регулирует процессы коммерциализации деятельности предприятий социальной сферы. В одних отраслях платные  услуги доминируют (бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, искусство), в других оплата услуг допускается, но в ограниченных пределах (здравоохранение, подготовка кадров, физическая культура), в третьих такое практикуется в исключительных случаях (культура, школьное образование).

     Органы  власти фактически определяют масштабы оказываемых услуг, выделяя финансовые ресурсы на содержание отраслей, где  коммерческая деятельность сознательно  ограничивается и находится под контролем государства. Приватизация в этих отраслях, как правило, ограничена. Государство покрывает все расходы по оплате труда работников, материальному обеспечению деятельности предприятий, содержанию и ремонту основных фондов, капитальному строительству. Таким образом обеспечивается социальная защита населения и реализация конституционных гарантий граждан.

     Было  бы крайне неразумным, например, введение платы за пользование библиотеками — это может отразиться на культурном уровне населения. Нежелательно отказываться от финансирования или дотирования  деятельности театров, музеев и тому подобных учреждений культуры, прекращение финансовой поддержки которых сделает их для многих членов общества недоступными.

     В расходной части бюджета выделены следующие разделы и подразделы, носящие социальную направленность: жилищно-коммунальное хозяйство, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, образование, культура и искусство, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура, социальная помощь, молодежная политика, прочие учреждения и мероприятия социальной политики. Многие из статей финансирования социальной сферы являются защищенными, т.е. использование средств для других целей не допускается.

     Источником   финансирования   социальных   мероприятий   являются   также внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости, которые независимы от федеральных, региональных и местных бюджетов.

 

Социальный вопрос, есть вопрос преобразования общественного строя в интересах тех классов, которые принимают главное участие в создании общественного богатства. В решении его или исходят из убеждения, что печальное положение рабочего класса вытекает из самых основ нынешнего государственного и общественного строя, и что разрешение его возможно при коренном его преобразовании на началах социализма или полагают, что нынешнее положение рабочего класса объясняется частными несовершенствами настоящего строя, кот. могут быть исправлены на почве этого самого строя. Последний взгляд на социальную проблему разделяют все прогрессивные политические партии и так называемые катедер-социалисты, включающие в свои программы систему мер в пользу рабочего класса, принимаемых или долженствующих быть принимаемыми государством. Совокупность таких мер составляет содержание социальной политики. Система мер для улучшения положения рабочего класса сводится к фабричному законодательству об охране труда  и к государственному страхованию рабочих. Эта система иногда называется государственным социализмом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

  1. Конституционное закрепление сущности Российского  государства…………………………1
  2. Экономическая и социальная основы Российского государства……………………………...5

Информация о работе Конституционное закрепление сущности Российского государства и экономическая и социальная основы Российского государства