Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 14:48, контрольная работа
Цель консолидации – упорядочение нормативно-правового материала и упрощения поиска необходимых правовых норм. Благодаря консолидации обеспечивается единство в практике регулирования общественных отношений. Цель консолидации достигается путем объединения нормативных правовых актов, имеющих один предмет регулирования, в один укрупненный акт. Вновь созданный акт может создаваться в различной форме.
Консолидация как форма систематизации
В процессе реализации правотворческих функций государство в лице уполномоченных государственных органов издает сотни различных нормативных правовых актов, имеющих различный предмет регулирования. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация, то есть деятельность по приведению нормативных правовых актов в целостную, согласованную систему, необходима для обеспечения нормального функционирования механизма правового регулирования. На данном этапе развития общества и государства систематизация приобрела наибольшую актуальность ввиду того, что активизация правотворческого процесса отрицательно сказалась на организации современного белорусского законодательства, упорядоченность которого оставляет желать лучшего, т.к. отсутствует его единая, внутренне согласованная система.
Одним из видов систематизации является консолидация (от лат. consolido - укрепляю). В процессе консолидации происходит объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид отношений [3, с.355].
Цель консолидации – упорядочение нормативно-правового материала и упрощения поиска необходимых правовых норм. Благодаря консолидации обеспечивается единство в практике регулирования общественных отношений. Цель консолидации достигается путем объединения нормативных правовых актов, имеющих один предмет регулирования, в один укрупненный акт. Вновь созданный акт может создаваться в различной форме. Особенность консолидации заключается в отсутствии возможности изменять содержание нормативно-правового материала в процессе осуществления данного вида систематизации. Филатова Л.В. относит данный факт к недостаткам консолидации. Действительно, благодаря консолидации решается вопрос упорядочение материала, но не происходит его переработка с целью устранения устаревших норм, преодоления коллизий в праве. В связи с данным обстоятельством консолидация не приобрела широкого распространения на практике.
Для более углубленного изучение сущности консолидации видится целесообразным исследовать опыт систематизации статутного права Соединенных Штатов Америки (далее – США). В американской литературе сложилась особая градация систематизации по видам. Исследователи американского законодательства обычно различают три вида систематизации действующих нормативных актов: а) объединение их в хронологическом порядке; б) объединение их в систематическом порядке; в) консолидацию [4, с.25]. Петрова Е.К. отмечает, что данное деление является весьма условным. В правовой литературе США чаще всего используется термин «кодификация», подменяющий собой все вышеуказанные виды систематизации [4, c.25]. В процессе кодификации объединяются действующие законы и соответствующие судебные прецеденты, имеющие один предмет регулирования. В результате такого объединения создается новый законодательный акт. Таким образом, фактически происходит консолидация, а не кодификация.
В отечественной правовой литературе, в отличие от американской, отсутствует единая позиция по вопросу соотношения консолидации с иными видами систематизации. Например, Доржиев Ж.Б. не выделяет консолидации в качестве отдельного вида систематизации, рассматривая её в качестве высшей и более сложной формы инкорпорации, приближающейся по своему характеру к кодификации. Общими чертами консолидации и инкорпорации является отсутствие возможности редактировать содержание нормативного материала в процессе его систематизации. Общий признак консолидации и кодификации заключается в том, что оба этих вида систематизации носят официальный характер, т.к. разработанный сводный акт должен быть принят и одобрен компетентными органами государственной власти.
В тоже время такие авторы как А.Ф. Вишневский, В.А. Кучиский, В.К.Бабаев считают, что консолидация представляет собой самостоятельный вид систематизации, т.к. она всё же обладает признаками, отличающими ее от инкорпорации и кодификации. Консолидация в отличие от инкорпорации представляет собой своеобразный правотворческий прием и проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов. Основное же отличие кодификации от консолидации заключается в том, что в процессе кодификации осуществляется коренная переработка действующего законодательства, а при консолидации не изменяется и не перерабатывается нормативно-правовой материал.
Говоря о практике осуществления систематизации отечественного законодательства, следует отметить, что наиболее распространённым её видом является кодификация ввиду того, что в процессе кодификации не только создается новый, единый, укрупненный нормативный правой акт (кодекс), но и происходит содержательная переработка нормативного материала. Именно благодаря кодификации обеспечивается единое, внутренне согласованное регулирование определенной социальной сферы.
Таким образом, наиболее приемлемой является позиция авторов, которые предлагают не выделять консолидацию в качестве отдельного вида систематизации. Предлагается рассматривать консолидации как этап в переходе от инкорпорации к кодификации.
Список использованных источников