Комплексный теоретико-правовой анализ форм государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ форм государственного правления.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
- дать понятие формы государственного правления;
- рассмотреть монархическую форму государственного правления;
- рассмотреть республиканскую форму государственного правления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие формы государственного правления……………………………6
2.Монархия, как форма государственного правления и её виды…………8
3.Республика, как форма государственного правления и её виды……….13
Заключение…………………………………………………………………….19
Библиографический список………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

реферат по тгп.docx

— 41.93 Кб (Скачать)

 

Оглавление

С

Введение……………………………………………………………………….3

1.Понятие формы государственного  правления……………………………6

2.Монархия, как форма государственного  правления и её виды…………8

3.Республика, как форма  государственного правления и  её виды……….13

Заключение…………………………………………………………………….19

Библиографический список………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Исторически сложилось  так, что вопросы, связанные  с государственной властью, государством  всегда вызывают глубокий интерес  в российском обществе. Они актуальны в современных условиях: на них замыкаются непростые отношения президентских и парламентских структур, сложности федерализма, издержки непродуманной приватизации, налоговая политика, разгул преступности, острейшая проблема невыплаты зарплаты и пенсий, и многое другое.

Форма правления — это  способ организации структуры и  взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.

Форма  правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.1

Темой данной курсовой работы является "Форма  государственного правления: понятие, виды". Эта тема является жизненной, имеет актуальное значение для понимания происходящих сейчас изменений в современном мире. Форма государственного правления является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.

 Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.

Целью представленной работы выступает  комплексный теоретико-правовой анализ форм государственного правления.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

-   дать понятие формы государственного правления;

-    рассмотреть монархическую форму государственного правления;

-   рассмотреть республиканскую форму государственного правления.

Данная курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованной литературы.

В первой главе мы рассматриваем  понятие формы государственного правления и приходим к выводу, что она раскрывает способ организации  верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и  с населением, степень участия  населения в их формировании и, что  известны две формы правления: монархия и республика.

Во второй главе мы рассматриваем  понятие и виды монархии и приходим к выводу, что монархия  — это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственность перед населением. Основными видами монархии является абсолютная и конституционная.

В третьей главе мы рассматриваем  понятие и виды республиканской  формы правления и приходим к  выводу, что республика — это  форма  правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Существуют три виды республиканской формы правления: президентская, парламентская и смешанная.

Для данной курсовой работы мы использовали конституцию Российской Федерации, и специальную литературу таких авторов, как Матузов Н.И., Малько А.В., Марченко М.Н., Лазарева В.В. и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие формы государственного правления

 

Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных  социальных явлений и процессов. Он апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и  многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их  сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.

Существенные черты той  или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера  тех производственных отношений, которые  сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных  свойств с рабовладельческой  монархией, нежели с республикой  периода капитализма, так как  и республика, и монархия при рабовладельческом  строе – лишь различные формы  проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты  достижения единых задач и целей.

Однако экономический  строй общества, определяя всю  надстройку в целом, характеризует  форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его  сущность и содержание.2

Среди факторов, обуславливающих  специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение  классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

На форму государства  известное влияние оказывают  также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились  в результате исторического развития страны (примером могут послужить  монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности  ее географического положения.3

При анализе формы государств, следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

Таким образом, форма правления  раскрывает способ организации верховной  государственной власти, порядок  образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в  их формировании.

 

  1. Монархия, как форма государственного правления и её виды

 

Монархия – это  форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти. Основными признаками классической  монархической формы правления являются:

-  вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.;

-  монарх пользуется  титулом (король, царь, император, фараон);

-  монарх  получает власть, как правило,  по наследству;

-  народ не имеет отношения к формированию власти, прежде всего главы государства. 4

Выше уже говорилось, что  основными признаками монархии являются наследственный порядок замещения  поста главы государства и  его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вицемонарха в отличие от вице-президента (правда, иногда губернатор в колониях Великобритании именовался вице-королем) в некоторых странах. Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.

Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972 г.), о «конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990 г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.).

Монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может  оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

Для того чтобы подчеркнуть  верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась.

Существует несколько  видов монархий:

1. Абсолютная монархия. При  абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны.

          По существу, монарх властвует безраздельно, даже в некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к актам своеобразных парламентских органов: их решения не вступают в силу без согласия монарха, но по форме в такой монархий есть признаки ограниченной монархии, хотя в некоторых странах действие конституций на десятилетия приостанавливается (Бахрейн), они отменяются монархом (Свазиленд), а парламенты на годы распускаются (Кувейт, где только и существует полностью выборный парламент). В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответственности правительства перед парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник монарха, но, как отмечалось, парламент имеет на деле совещательный характер). Парламент по существу рассматривается как особая форма мусульманского института аш-шура — совещания правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется, таким образом, не является основным законом. Это лишь королевский низам, дарованный монархом. Подлинной же конституцией считаются две священные книги мусульман — Коран и сунна (особенно первый). Учитывая указанные обстоятельства, видимо, все же правильнее называть сохранившиеся монархии такого рода полуабсолютными.

2. Конституционная монархия. В конституционных монархиях  власть монарха юридически ограничена – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Как форма правления,  конституционная монархия возникаем в период становления буржуазного общества.  Формально она  не  утратила  своего значения в  ряде  стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).

Парламентарная монархия  характеризуется   следующими   основными признаками:

- правительство формируется  из представителей определенной  партии (или партий), получивших большинство  голосов на выборах в парламент;

- лидер партии,  обладающий наибольшим числом  депутатских  мест, становится главой государства;

- в законодательной,  исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты  принимаются парламентом и формально  подписываются монархом;

- правительство согласно  конституции несет ответственность  не перед монархом, а перед  парламентом. Парламентарная монархия  характерна для современных индустриально  развитых государств, с демократическим  политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).

При дуалистической монархии государственная власть  носит  двойственный характер.  Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях  формируется  независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов,  а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 - 1918).

Дуалистическая монархия первоначальная форма ограниченной монархии.

Такая форма, при которой  уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое  им правительство. Весьма значительны  полномочия монарха в отношении  органа законодательной власти.

Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как  выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах.

Информация о работе Комплексный теоретико-правовой анализ форм государственного правления