Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 15:07, контрольная работа
Методика исследования. С целью изучения мотивов выбора юристами своей профессии, престижа юридических профессий, определения предпочитаемых путей и форм информирования, установления отношения юристов к действующему законодательству и практике его применения, нами была составлена анкета и проведено социологическое исследование. Респондентами являлись сотрудники Забайкальского УВД на транспорте.
Таким образом, в
основном респонденты отдали предпочтение
специальности адвоката. Высокую
предпочтительность работы адвоката можно
рассматривать как результат
усиления внимания к адвокатуре, в
последние годы значительно увеличилась
оплата труда адвокатов. Вместе с
тем ясно, что решены еще далеко
не все вопросы стимулирования труда
раз различных категорий
По мере накопления опыта ценностно-правовые ориентации, связанные с профессиональной деятельностью, получают дальнейшее развитие, претерпевая некоторые изменения.
Одна из форм мотивации деятельности личности - привычка.
Страх наказания
как мотив правомерного поведения
не имеет большого значения для профессиональных
юристов. Только 3% опрошенных юристов
считают, что профессиональные юристы
руководствуются в своей
Определенное воздействие на поведение юристов оказывает и такой мотив, как боязнь нравственного осуждения со стороны профессиональной группы, служебного коллектива, а также окружения - родных и близких.
Значительное место в сфере мотивации отводится профессиональными юристами и соображениям материальной выгода. Причем этот мотив может играть некоторую роль еще в "допрофессиональной период", когда выбирается профессия.
Стремлением извлечь,
пользуясь служебным
В профессионально-юридической
деятельности не исключена мотивация,
связанная с карьеристскими побуждениями.
Определенные предпосылки к этому
просматриваются уже при выборе
профессии. Привлекает в профессии
возможность осуществления
Одним из существенных
мотивов является профессиональный
интерес юристов к результатам
своей деятельности. При выборе профессии
может привлекать творческий характер
профессии, романтичность, склонность
к гуманитарным наукам, в связи
с необходимостью юридического образования
по работе, в связи с профессионально-
В ходе исследования специально изучались факторы, влияющие на принятие юристами решений. В частности, был задан вопрос, на что респонденты обычно ориентируются, разрешая конкретные юридические ситуации в тех случаях, когда те или иные общественные отношения оказываются частично или полностью неурегулированными действующим законодательством или же недостаточно явными для понимания.
Анализ полученных
ответов позволяет сделать
Одна из главных причин нарушения законности юристами - это их профессиональную деформацию. Имея свои сильные стороны, обусловленные профессиональной специализацией, правовое сознание юристов по этой же причине страдает недостатками. Во-первых, поскольку профессиональное сознание является наиболее развитой формой сознания юристов, другие его формы могут приобретать определенную юридическую окраску. Поэтому юристы могут воспринимать общественные события и явления через "юридический светофильтр". Во-вторых, углубление профессиональной специализации часто затрудняет общее знание права, ограничивает общекультурный кругозор таких работников. Также часто встречаются юристы, которые подвержены формализму, бюрократизму и порой сами встают на путь нарушения требований закона.
Одностороннее влияние
профессионального опыта
В рамках нашего исследования особый интерес представляет изучение психической ригидности. Поскольку, мы считаем, что ригидность частично является результатом профессиональной деформации, т.к. чаще всего возникает в ответ на стрессогенные, экстремальные ситуации, а также формируется и вне экстремальных ситуаций - в несвободных условиях жесткой регламентации поведения, которую в юридической практике можно наблюдать почти повсеместно. Эти ситуации вызывают психические состояния напряженности, тревогу, страх, фрустрации вызывают стереотипное поведения, выполняющее функцию защиты, которая, тем не менее, оказывается неэффективной.
Под ригидность понимается неспособность личности реагировать на новую ситуацию, переструктурировать способы поведения, усвоить новые средства приспособления, корректировать программу деятельности, поставить себя на место другого человека. Иначе говоря, поведенческий акт уже не является адекватной реакцией на объективное воздействие. Он как бы находится вне ситуации, фиксируется и повторяется, несмотря на свою нецелесообразность и неадекватность.
В стрессовых условиях
возникают физиологические и
психические изменения. При не очень
сильном и длительном стрессе
физиологические изменения
При проведении исследования ригидности у работников Забайкальского УВД на транспорте были выявлены следующие результаты.
Склонность к широкому спектру фиксированных форм поведения - стереотипиям, упрямству, педантизму, собственно ригидности выявлено у 16% опрошенных. Актуальная ригидность - неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, мотивы и т.п. - у 12%.
По шкале сенситивной ригидности, отражающей эмоциональную реакцию человека на ситуации, требующие от него каких-либо изменений на будущее, новое, возможно страх перед новым, своего рода фобию, выявлены у 12% испытуемых. По шкале установочной ригидности, выражающейся в позиции или установке на принятие - непринятие нового, необходимости изменения самого себя - самооценки, уровня притязаний, системы ценностей, привычек и т.п. - у 8% опрошенных.
Высокие результаты по шкале "ригидность как состояние", свидетельствующей о том, что в состоянии страха, стресса, плохого настроения, утомления или болезни человек склонен к ригидному поведению, выявлено у 37% испытуемых.
У 6% отвечавших выявлены
высокие результаты по шкале преморбидной
ригидности, т.е. испытуемый уже в
подростковом и юношеском возрасте
испытывал трудности в
Анализируя полученные результаты, мы видим, что высокие показатели были получены по шкале "ригидность как состояние" т.е. в зависимости от ситуации. Отсюда следует, что необходимо обратить особое внимание на условия труда, снижать нагрузку, предоставлять больше возможностей для отдыха, проведения досуга, занятий спортом и лечения.
Вышеназванные и многие другие факты нарушения закона самими же "законниками" заставляет обратить особое внимание на профессиональную подготовку будущих юристов, их обучение и воспитание.
Из результатов исследования, проведенного лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ, с целью выяснить допускают ли для себя студенты-юристы возможность в определенных жизненных ситуациях преступить закон.
Результаты оказались
следующими: неприемлемыми и отталкивающими
студенты юридического факультета считают
терроризм и незаконный оборот наркотиков,
кражи, но они весьма снисходительны
к тем, кто совершает тяжкие телесные
повреждения, умышленные убийства. По
степени неприятия эти виды занимают
всего лишь четвертое место. Каждый
пятый студент факультета согласен
дружить с убийцами или лицами,
причинившими тяжкий вред здоровью. Еще
более лояльно относится
Неоправданно терпимым
выглядит отношение студентов к
преступлениям в сфере
Настораживает тот
факт, что каждый четвертый студент
юридического факультета потенциально
готов к умышленному
Симптоматично и отношение к закону. Каждый третий будущий юрист полагает, что закон, в принципе, предоставляет возможность защитить свои права, а 42% - что закон надо соблюдать, хорош он или плох. При этом 45% считают оправданным нарушение закона в определенных жизненных ситуациях. Велика доля тех, кто крайне негативно относится к соблюдению закона: 41% опрошенных склоняются к мнению, что умный человек всегда найдет способ обойти закон, если он ему мешает, 28% полагают, что выжить в сложившейся ситуации в стране и не нарушить закон практически невозможно.
В итоге складывается следующая картина. Приоритеты равномерно располагаются по трем основным направлениям: безусловное соблюдение (34,4%), мотивированное несоблюдение (30%), безусловное нарушение закона (35,6%). Если анализировать полученные данные с точки зрения соотношения правовых и противоправных ориентаций респондентов, то получается, что две трети студентов факультета, так или иначе, попадают в группу лиц, ориентированных на нарушение закона, и лишь каждый третий - на безусловное его соблюдение.
Результаты исследования
правосознания студентов, будущих
юристов свидетельствуют о
Юридическая школа способна лишь формировать профессиональное правосознание будущих юристов на основе адекватно сформированного правосознания. Коррекция правосознания ей не под силу.
Примечания:
1. См.: Соколов Н.Я. Профессиональное
сознание юристов. М., 1988. С.173.
2. См.: Общая теория государства
и права. Академический курс. Т. 2. / Под
ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 385.
3. См.: Соколов Н.Я. Указ соч.
С. 189-190.
4. См.: Козлов Ю. Кого готовим,
господа? // Юрист. 1998. № 7. С. 64.
Информация о работе К проблеме профессионального сознания юристов