Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:32, реферат
Согласно статье 26 пункт 1 ФЗ «О защите конкуренции», подлежат государственному контролю сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.
1.Понятие экономической концентрации…………………………………...3 стр
2.Деятельность ФАС………………………………………………………….4 стр
3. Антимонопольное законодательство зарубежных стран……………….8 стр.
Список литературы…………………………………………………………13 стр.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики и управления качеством продукции
РЕФЕРАТ
по дисциплине «КОММЕРЧЕСКО ПРАВО»
на тему:
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ»
Выполнила:
студентка группы ЭУ-580801
Проверила
Екатеринбург,
2012
Содержание:
1.Понятие
экономической концентрации…………
2.Деятельность ФАС………………………………………………………….4 стр
3. Антимонопольное
Список литературы…………………………………
1Понятие экономической концентрации
Экономическая концентрация – это сделки, иные действия, осуществление которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции, включая создание и реорганизацию коммерческих организаций (слияние или присоединение), сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций..."[1]
Согласно статье 26 пункт 1 ФЗ «О защите конкуренции», подлежат государственному контролю сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю. В законе определены любые действия связанные с созданием и реорганизацией коммерческих организаций, которые подлежат обязательному государственному контролю и согласованию с антимонопольным органом.
2Деятельность ФАС
Контроль слияний и поглощений - одна из базовых функций антимонопольных органов как в России, так и во всем мире. Те сделки, которые являются крупными и потенциально создают угрозу для конкуренции, подлежат рассмотрению в антимонопольных органах. Хочется сказать о том, как Федеральная антимонопольная служба не допускает возникновения монополий в промышленности.
Контроль осуществляется следующим образом. Для того чтобы предварительно отобрать сделки, понять, попадают ли они под категорию крупных, применяется специальное пороговое значение. В частности, речь идет о том, каков размер групп лиц приобретателя и приобретаемого, которые участвуют в сделке. А также о размерах активов непосредственно самого эмитента, то есть компании, которая приобретается. Если параметры превышают установленный уровень, то такие сделки начинают контролироваться антимонопольным органом.
В последние годы был предпринят
ряд шагов по увеличению размеров
порогового значения, начиная с которых
контролируются сделки. В том числе
по этой причине в последнее время
сокращается количество сделок, которые
попадают под контроль антимонопольных
органов. Также на число сделок влияет
уровень экономической
Это определяется либо по размеру активов лиц, участвующих в сделках, или компаний, которые относятся к одной группе лиц. Либо по размеру компаний, которые приобретаются. Скажем, компания, которая приобретается, должна иметь активов на сумму более 250 млн руб. А размеры активов группы лиц либо их оборота, участвующих в этих сделках, должны составлять, соответственно, 7 или 10 млрд руб.
Кардинальные изменения произошли в электроэнергетике. Итогом реструктуризации в электроэнергетике произошло разделение на естественные монопольные, потенциальные конкурентные виды деятельности. При этом там, где хозсубъекты добровольно не разделились, антимонопольные органы принудительно разделяют соответствующие хозяйствующие субъекты.
Во-вторых, сформировался
конкурентный сегмент рынка электроэнергии
(мощности) - в генерации и сбытовой
деятельности (на рынке присутствует
более 300 компаний). Соответственно были
созданы условия для
В секторе нефтепродуктов интенсивно совершаются сделки слияний и приобретений. Рынок нефтепродуктов делится на оптовый и розничный. Федеральный оптовый рынок нефти и нефтепродуктов имеет олигопольную структуру, на нем присутствует 3-5 крупных вертикально интегрированных компаний и целый ряд игроков. Из всех сделок, которые прошли в 2011 году, многие касались приобретения нефтяными компаниями ряда автозаправочных станций. Когда антимонопольные органы рассматривали эти сделки, то исходили из необходимости обеспечить условия конкуренции на региональных рынках.
Там, где компании усиливали свое доминирующее положение на рынке, отказывали в совершении сделок, либо если давали согласие, то только при обязательном условии продажи аналогичного количества заправок в этих регионах, для того чтобы на этот рынок входили другие компании. А к сделкам, где компании входили на новые для них рынки, относились положительно, поскольку конкуренция усиливалась как на розничных рынках, так и на оптовых. Приход вертикально интегрированной компании в регионы означает и дополнительное поступление объемов топлива на эти региональные рынки.
При осуществлении контроля за слияниями и поглощениями на рынке аэропортовых услуг ФАС России обращает внимание прежде всего на отсутствие аффилированности (договоренностей) аэропорта с авиакомпанией. Сегодня крупные управляющие компании начинают заходить в сегмент аэропортов. Приход новых инвесторов в эту сферу важен для модернизации. Необходимо внимательно анализировать влияние на конкуренцию сделок, участниками которых являются аэропорты с пересекающимися зонами охвата. К примеру, в 2011 году контроль над аэропортом Астрахань устанавливался лицами, аффилированными с аэропортом Волгоград. Сделка была одобрена по результатам анализа зон охвата каждого аэропорта, наличия конкурентного предложения.
Антимонопольное законодательство в равной мере распространяется как на российские, так и на иностранные компании. Нормативная база является отработанной, понятной, прозрачной для иностранных инвесторов. В том числе это касается и стратегически значимых для государства секторов. Результаты рассмотрения сделок в этих секторах, осуществляемых с учетом законодательства о контроле иностранных инвестиций, соответствуют общим пропорциям результатов рассмотрения сделок в рамках общих норм антимонопольного законодательства. Иностранные компании ориентируются на крупные сделки. Их доля - чуть более 20% в общем числе таких сделок. В сегменте средних сделок они представлены в меньшей степени (5-7%).
Говоря о текущей работе ФАС, сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы отказаться от института уведомлений по мелким и средним сделкам. Нет необходимости подавать предварительные согласия на осуществление сделок в рамках групп лиц. Обсуждают вопрос снижения требований по объему предоставляемой информации.
3Антимонопольное
законодательство зарубежных
Конкурентные отношения
регламентируются законодательством
о конкуренции, которое включает
антимонопольное
Антимонопольное законодательство
именуется в разных странах по-разному.
В США это антитрестовское
законодательство, в ряде европейских
стран - законодательство о борьбе с
ограничительной деловой
1) вертикальные или
2) связанные продажи;
3) групповой бойкот;
4) недобросовестная реклама и маркировка товара[2].
Исторически сложились две
системы антимонопольного регулирования:
американская и европейская. Американская
система базируется на принципе запрета
монополии как таковой. Европейская
система не рассматривает
В США основу антитрестовского регулирования составляют три закона:
- Закон Шермана 1890 г. (закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий);
- Закон Клейтона 1914 г. (закон, дополняющий существующий закон против неправомерных ограничений монополий, а также преследующий иные цели);
- Закон о создании Федеральной торговой комиссии, принятый в 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана.
В дальнейшем они неоднократно
дополнялись. Во второй половине ХХ в.
был принят ряд законов (в том
числе Закон Харта-Скотта-
Вскрытие нарушений входит
в компетенцию Федеральной
В Англии в период интенсивного роста корпоративного предпринимательства действовал Закон о спекуляции 1919 г., который давал Министерству торговли право проводить расследования в отношении цен, издержек и прибыли в производстве. Начало современному антимонопольному законодательству положил Закон о монополиях и ограничительной практике 1948 г. В 1976 г. были приняты Закон об ограничительной торговой практике и Закон о суде по ограничительной практике.
С 1 марта 2000 г. вступил в силу Закон о конкуренции 1998 г., принятый в развитие права ЕС об ограничении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Закон устанавливает, в частности, многочисленные требования к условиям и порядку совершения целого ряда сделок, уточняет и вводит новые меры контроля со стороны государства над деятельностью предпринимателей на товарных рынках.
По-прежнему важным законодательным актом, регулирующим деятельность монополий, организаций, имеющих доминирующее положение на рынке определенного товара, остается Закон о добросовестной торговле 1973 г., который, в частности, предусматривает условия и порядок контроля со стороны государства над некоторыми формами концентрации капитала (слияние и др.) [4].
Антимонопольное законодательство Германии основывается на двух принципах: принципе запрещения монополии (как в США) и принципе контроля за монополистической практикой (как в большинстве стран ЕС).
Антимонопольный закон, или Закон о картелях, был принят в 1957 г. (в настоящее время действует с изменениями от 26 августа 1998 г.) и запрещал картели, но содержал исключения из этого запрета, мотивированные соображениями экономического характера. В результате среди исключений оказались картельные договоры и решения, отнесенные этим же законом к числу недействительных.
Германия относится к группе стран, располагающих специальным законодательством о пресечении недобросовестной конкуренции. Основным нормативным актом является Закон о недобросовестной конкуренции 1909 г. (с изменениями от 17 декабря 1999 г.), который содержит определение состава действий, представляющих собой недобросовестную конкуренцию, процессуальные нормы, касающиеся, например, обеспечения иска, а также нормы, связанные с ответственностью за нарушение конкуренции.