Экономическая концентрация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:32, реферат

Краткое описание

Согласно статье 26 пункт 1 ФЗ «О защите конкуренции», подлежат государственному контролю сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

Оглавление

1.Понятие экономической концентрации…………………………………...3 стр
2.Деятельность ФАС………………………………………………………….4 стр
3. Антимонопольное законодательство зарубежных стран……………….8 стр.
Список литературы…………………………………………………………13 стр.

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_obrazovania_i_nauki_Rossyskoy_Fed.docx

— 27.75 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Уральский федеральный университет  имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Факультет экономики и управления

Кафедра экономики и управления качеством продукции

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «КОММЕРЧЕСКО ПРАВО»

на тему:

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы  ЭУ-580801                                                       Кинах Н.В.

 

Проверила                                                                                   Илюхина Ю.Б.

 

 

 

 

 

Екатеринбург,

2012

 

Содержание:

1.Понятие  экономической концентрации…………………………………...3 стр

2.Деятельность ФАС………………………………………………………….4 стр

3. Антимонопольное законодательство  зарубежных стран……………….8 стр. 

Список литературы…………………………………………………………13 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Понятие экономической концентрации

Экономическая концентрация – это  сделки, иные действия, осуществление  которых оказывает или может  оказать влияние на состояние  конкуренции, включая создание и  реорганизацию коммерческих организаций (слияние или присоединение), сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении  коммерческих организаций..."[1]

Согласно статье 26 пункт 1 ФЗ  «О защите конкуренции», подлежат государственному контролю сделки, иные действия в отношении активов  российских финансовых организаций  и находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов  либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю. В законе определены любые действия связанные с созданием и реорганизацией коммерческих организаций, которые подлежат обязательному государственному контролю и согласованию с антимонопольным органом.

 

 

 

 

 

 

 

2Деятельность  ФАС

Контроль слияний и  поглощений - одна из базовых функций  антимонопольных органов как в России, так и во всем мире. Те сделки, которые являются крупными и потенциально создают угрозу для конкуренции, подлежат рассмотрению в антимонопольных органах. Хочется сказать о том, как Федеральная антимонопольная служба не допускает возникновения монополий в промышленности.

Контроль осуществляется следующим образом. Для того чтобы предварительно отобрать сделки, понять, попадают ли они под категорию крупных, применяется специальное пороговое значение. В частности, речь идет о том, каков размер групп лиц приобретателя и приобретаемого, которые участвуют в сделке. А также о размерах активов непосредственно самого эмитента, то есть компании, которая приобретается. Если параметры превышают установленный уровень, то такие сделки начинают контролироваться антимонопольным органом.

В последние годы был предпринят ряд шагов по увеличению размеров порогового значения, начиная с которых  контролируются сделки. В том числе  по этой причине в последнее время  сокращается количество сделок, которые  попадают под контроль антимонопольных  органов. Также на число сделок влияет уровень экономической активности, который имеет место на соответствующих  национальных и транснациональных  рынках, процессы реформирования экономики. В России высокий уровень экономической  активности, происходят серьезные институциональные  изменения, проходят реформы, в частности, в ТЭК, транспорте, связи. Это предопределяет значительное количество крупных сделок слияний и поглощений. В среднем  в России ежегодно происходит примерно около 3,5 тысячи крупных сделок, а  также значительное количество сделок (4-5 тысяч), которые относятся к  категории средних.

Это определяется либо по размеру активов лиц, участвующих в сделках, или компаний, которые относятся к одной группе лиц. Либо по размеру компаний, которые приобретаются. Скажем, компания, которая приобретается, должна иметь активов на сумму более 250 млн руб. А размеры активов группы лиц либо их оборота, участвующих в этих сделках, должны составлять, соответственно, 7 или 10 млрд руб.

Кардинальные изменения произошли в электроэнергетике. Итогом реструктуризации в электроэнергетике произошло разделение на естественные монопольные, потенциальные конкурентные виды деятельности. При этом там, где хозсубъекты добровольно не разделились, антимонопольные органы принудительно разделяют соответствующие хозяйствующие субъекты.

Во-вторых, сформировался  конкурентный сегмент рынка электроэнергии (мощности) - в генерации и сбытовой деятельности (на рынке присутствует более 300 компаний). Соответственно были созданы условия для привлечения  инвесторов, в том числе и иностранных. Целый ряд крупных стратегических инвесторов вошел в российскую энергетику (хорошо ли это и каковы последствия для нашей страны?). Крупные энергетические компании из Европы сейчас присутствуют и в уставных капиталах российских обществ. Крупные российские инвесторы вошли в энергетику, и такого рода сделки продолжаются. Задача антимонопольных органов не допускать возникновения либо усиления доминирующего положения на этих рынках. С этой целью в рамках процедур контроля сделок слияний и поглощений при угрозе конкуренции органы выставляют структурные либо поведенческие требования. Например, по сделкам с участием "Интер РАО", "Газпрома" и других, в тех зонах рынка, где возникало или усиливалось доминирующее положение, предписывают продать ряд энергетических активов компаний, входящих в соответствующие группы лиц.

 

  В секторе нефтепродуктов интенсивно совершаются сделки слияний и приобретений. Рынок нефтепродуктов делится на оптовый и розничный. Федеральный оптовый рынок нефти и нефтепродуктов имеет олигопольную структуру, на нем присутствует 3-5 крупных вертикально интегрированных компаний и целый ряд игроков. Из всех сделок, которые прошли в 2011 году, многие касались приобретения нефтяными компаниями ряда автозаправочных станций. Когда антимонопольные органы рассматривали эти сделки, то исходили из необходимости обеспечить условия конкуренции на региональных рынках.

Там, где компании усиливали  свое доминирующее положение на рынке, отказывали в совершении сделок, либо если давали согласие, то только при обязательном условии продажи аналогичного количества заправок в этих регионах, для того чтобы на этот рынок входили другие компании. А к сделкам, где компании входили на новые для них рынки, относились положительно, поскольку конкуренция усиливалась как на розничных рынках, так и на оптовых. Приход вертикально интегрированной компании в регионы означает и дополнительное поступление объемов топлива на эти региональные рынки.

При осуществлении контроля за слияниями и поглощениями на рынке  аэропортовых услуг ФАС России обращает внимание прежде всего на отсутствие аффилированности (договоренностей) аэропорта с авиакомпанией. Сегодня крупные управляющие компании начинают заходить в сегмент аэропортов. Приход новых инвесторов в эту сферу важен для модернизации. Необходимо внимательно анализировать влияние на конкуренцию сделок, участниками которых являются аэропорты с пересекающимися зонами охвата. К примеру, в 2011 году контроль над аэропортом Астрахань устанавливался лицами, аффилированными с аэропортом Волгоград. Сделка была одобрена по результатам анализа зон охвата каждого аэропорта, наличия конкурентного предложения.

Антимонопольное законодательство в равной мере распространяется как  на российские, так и на иностранные  компании. Нормативная база является отработанной, понятной, прозрачной для  иностранных инвесторов. В том  числе это касается и стратегически  значимых для государства секторов. Результаты рассмотрения сделок в этих секторах, осуществляемых с учетом законодательства о контроле иностранных  инвестиций, соответствуют общим  пропорциям результатов рассмотрения сделок в рамках общих норм антимонопольного законодательства. Иностранные компании ориентируются на крупные сделки. Их доля - чуть более 20% в общем числе  таких сделок. В сегменте средних  сделок они представлены в меньшей степени (5-7%).

Говоря о текущей работе ФАС, сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы отказаться от института уведомлений по мелким и средним сделкам. Нет необходимости подавать предварительные согласия на осуществление сделок в рамках групп лиц. Обсуждают вопрос снижения требований по объему предоставляемой информации.

 

 

 

 

 

 

3Антимонопольное  законодательство зарубежных стран

Конкурентные отношения  регламентируются законодательством  о конкуренции, которое включает антимонопольное законодательство, направленное против ограничения конкуренции, и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. К предпринимательской  деятельности, ограничивающей свободную  конкуренцию, иногда применяются нормы, направленные и против ограничения  конкуренции, и на пресечение недобросовестной конкуренции. Против антиконкурентной деятельности используются нормы, содержащиеся в законодательных актах о торговле, защите потребителей, контроле над ценами.

 

Антимонопольное законодательство именуется в разных странах по-разному. В США это антитрестовское  законодательство, в ряде европейских  стран - законодательство о борьбе с  ограничительной деловой практикой, в Германии - картельное законодательство. Согласно традиционной антимонопольной  политике к поведению фирм, которое  считается незаконным как таковое, относят следующие типы действий:

1) вертикальные или горизонтальные  ограничения конкуренции;

2) связанные продажи;

3) групповой бойкот;

4) недобросовестная реклама  и маркировка товара[2].

Исторически сложились две  системы антимонопольного регулирования: американская и европейская. Американская система базируется на принципе запрета  монополии как таковой. Европейская  система не рассматривает монополистическую  практику как неправомерную и  борется лишь со злоупотреблениями  в этой области. Различия такого рода в действительности непринципиальны, о чем свидетельствует в первую очередь практика разрешения конфликтов между государством и предпринимателями в США и странах Европы.

В США основу антитрестовского регулирования составляют три закона:

- Закон Шермана 1890 г. (закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий);

- Закон Клейтона 1914 г. (закон, дополняющий существующий закон против неправомерных ограничений монополий, а также преследующий иные цели);

- Закон о создании Федеральной  торговой комиссии, принятый в  1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана.

В дальнейшем они неоднократно дополнялись. Во второй половине ХХ в. был принят ряд законов (в том  числе Закон Харта-Скотта-Родино 1976 г.), внесших значительные изменения в антимонопольное регулирование. Наряду с федеральными законами в большинстве штатов действуют свои антитрестовские законы.

Вскрытие нарушений входит в компетенцию Федеральной торговой комиссии и суда. В американской судебной практике присутствует "правило  разумности", согласно которому суды вправе решать, какие действия доминирующих на рынке компаний отвечают здравому смыслу, а какие - нет. Для современного антимонопольного регулирования характерна гибкость в отношении отдельных  случаев монополистической практики, а также смягчение количественных стандартов антимонопольного законодательства. Именно поэтому в стране с жестким, казалось бы, антимонопольным законодательством  монополии достигли наибольшего  по сравнению с другими странами развития.

В Англии в период интенсивного роста корпоративного предпринимательства  действовал Закон о спекуляции 1919 г., который давал Министерству торговли право проводить расследования в отношении цен, издержек и прибыли в производстве. Начало современному антимонопольному законодательству положил Закон о монополиях и ограничительной практике 1948 г. В 1976 г. были приняты Закон об ограничительной торговой практике и Закон о суде по ограничительной практике.

С 1 марта 2000 г. вступил в силу Закон о конкуренции 1998 г., принятый в развитие права ЕС об ограничении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Закон устанавливает, в частности, многочисленные требования к условиям и порядку совершения целого ряда сделок, уточняет и вводит новые меры контроля со стороны государства над деятельностью предпринимателей на товарных рынках.

По-прежнему важным законодательным  актом, регулирующим деятельность монополий, организаций, имеющих доминирующее положение на рынке определенного  товара, остается Закон о добросовестной торговле 1973 г., который, в частности, предусматривает условия и порядок контроля со стороны государства над некоторыми формами концентрации капитала (слияние и др.) [4].

Антимонопольное законодательство Германии основывается на двух принципах: принципе запрещения монополии (как  в США) и принципе контроля за монополистической практикой (как в большинстве стран ЕС).

Антимонопольный закон, или  Закон о картелях, был принят в  1957 г. (в настоящее время действует с изменениями от 26 августа 1998 г.) и запрещал картели, но содержал исключения из этого запрета, мотивированные соображениями экономического характера. В результате среди исключений оказались картельные договоры и решения, отнесенные этим же законом к числу недействительных.

Германия относится к  группе стран, располагающих специальным  законодательством о пресечении недобросовестной конкуренции. Основным нормативным актом является Закон  о недобросовестной конкуренции  1909 г. (с изменениями от 17 декабря 1999 г.), который содержит определение состава действий, представляющих собой недобросовестную конкуренцию, процессуальные нормы, касающиеся, например, обеспечения иска, а также нормы, связанные с ответственностью за нарушение конкуренции.

Информация о работе Экономическая концентрация