Избирательное право и избирательная система зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:57, творческая работа

Краткое описание

Одним из элементов демократии являются выборы в различного рода центральные и местные представительные учреждения. Эти учреждения создаются правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами. В зарубежных странах существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно-территориальных единиц. Во всех этих случаях проводятся всеобщие, федеральные, местные и т.д. выборы, представляющие собой массовые политические кампании.

Оглавление

Основная часть
Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран

Файлы: 1 файл

3.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Саранский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран

Фамилия студента

Фадин

Имя студента

Сергей

Отчество студента

Юрьевич

№ контракта

1360711400101081


 

Содержание

 

        Основные данные о работе

        Содержание

        Основная часть

        Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран

Основная часть

 Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран

 

Одним из элементов демократии являются выборы в различного рода центральные и  местные представительные учреждения. Эти учреждения создаются правоспособными  гражданами посредством голосования  за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами. В зарубежных странах существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно-территориальных единиц. Во всех этих случаях проводятся всеобщие, федеральные, местные и т.д. выборы, представляющие собой массовые политические кампании.

     Выборы - это процедура формирования  государственного органа или  наделения полномочиями должностного  лица, осуществляемая посредством  голосования управомоченных лиц.

    Сущность выборов - это определение  партий и должностных лиц, которые  в течение определенного срока  будут управлять государством, государственным  образованием или административно-государственной  единицей. Это средство реализации  народного суверенитета, способ выражения общественного мнения, форма непосредственной демократии.

    Характерные черты выборов: 

• выборы легитимируют власть;

• выборы служат барометром политической жизни;

• выборы - средство селекции политических руководителей.

     Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948 г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч. 3 ст. 21): "Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах , которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".

    Ключевой категорией для выборов, референдума является понятие "избирательного права".

   Избирательное право понимается  в двух значениях. 

1. Объективное избирательное право  - система конституционно-правовых  норм, регулирующих общественные  отношения, связанные с выборами  органов государства и местного самоуправления.

2. Субъективное избирательное право  - гарантированная государством  возможность гражданина участвовать  в выборах в органы государственной  власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное  право).

Конечно, удельный вес и значение выборов  в политической жизни различных  стран неодинаковы.

     Так, в Великобритании избираются  только нижняя палата парламента (палата общин) и местные органы (советы административных графств,  городов-графств, муниципальных и немуниципальных городов и приходов).

      Во Франции круг выборных органов  несколько шире. Там избираются  глава государства, обе палаты  парламента, органы местного управления. Значительное число органов и  должностных лиц избирается в  США. В ходе выборов демократически ориентированные группы населения имеют легальные возможности выступать с собственными требованиями и бороться за свои политические цели. В тех странах, где установлены фашистские или иные авторитарные режимы, выборы и представительные учреждения либо ликвидируются, либо оставляются лишь их внешние формы.

       Выборы отражают сложные процессы, протекающие в политической надстройке  современного общества.

     В настоящее время конституции  большинства стран провозглашают  всеобщее избирательное право, которое, тем не менее, ограничено рядом требований, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в выборах. Так, под всеобщим избирательным правом иногда понимается такое избирательное право, которое не ограничено лишь прямым имущественным цензом. Например, французский ученый М. Дюверже дает следующее определение всеобщего избирательного права: "Строго юридически всеобщее избирательное право - это такое избирательное право, которое не ограничено никакими условиями, связанными с имуществом или способностями. Это не означает, что все члены нации имеют право голоса".

          В современных зарубежных странах  всеобщее избирательное право  ограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному  избирателю).

 

    Имеются общие требования, которые регламентируют активное избирательное право - право голосовать, и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности (т.е. так называемое пассивное избирательное право).

    Возрастной ценз - это установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Законодательство зарубежных стран устанавливало ранее высокий возрастной ценз, равный 20 - 25 годам. Тем самым от участия в выборах отстранялись широкие слои молодежи. После окончания второй мировой войны начался процесс снижения избирательного возраста.  Снижение избирательного возраста привело к существенному расширению избирательного корпуса.

     Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Для получения активного избирательного права на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе.  В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство. Например, в Ирландии избиратель обязан иметь "место для сна", в Бельгии - постоянно проживать в коммуне не менее шести месяцев, в Финляндии - не менее одного года. В отдельных странах ценз оседлости сформулирован еще шире: так, в Норвегии необходимо проживать в стране не менее 10 лет. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме: например, в Великобритании избиратель должен зарегистрироваться в течение определенного периода и, если он в это время отсутствовал, то участия в выборах не принимает (это правило имеет ряд исключений).

       Первоначально избирательное право зарубежных стран было чисто "мужским" и совершенно не распространялось на женщин. Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. Понадобилась длительная борьба, чтобы пробить первую брешь. В 1893 году этот ценз был отменен в Новой Зеландии, затем в течение последующих десятилетий, а особенно после второй мировой войны, он пал в большинстве стран. Небезынтересно напомнил", что США предоставили избирательные права женщине в 1920 году, Англия - в 1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945, Греция - в 1956, Швейцария-в 1971 году.

       Имущественный  ценз в неприкрытой, откровенной  форме встречается сейчас редко,  однако отсутствие прямых имущественных  ограничений "компенсируется" другими цензами, которые фактически играют ту же роль.

      Наряду с названными  цензами существует целый ряд  других способов и методов  лишения, избирательных прав. В  некоторых странах лишаются избирательных  прав военнослужащие (обычно рядовые  и младший командный состав). Кое - где применяются различного рода "моральные цензы".

     В ряде стран фактически  и юридически лишились избирательных  прав "цветные" и некоторые  другие национальные меньшинства.  Так, в Южно-Африканской Республике  по "закону" до 1994 г. избирательных прав было лишено все коренное население страны - африканцы.

    Предоставление пассивного  избирательного права сопряжено  с целым рядом более жестких  ограничений. Гражданин, зарегистрированный  в качестве избирателя, для получения  пассивного избирательного права должен удовлетворять ряду других требований. Прежде всего, для кандидатов на выборные должности повсеместно (за очень редкими исключениями) устанавливается более высокий возрастной ценз (23 - 25 лет - в нижнюю палату, 30-40-в верхнюю). При предоставлении пассивного избирательного права значительно чаще применяется ценз оседлости и носит он обычно более жесткий характер. К кандидатам предъявляется ряд дополнительных требований: запрещается занимать определенные должности, кандидаты должны исповедовать определенную религию и т. д. Фактически круг лиц, баллотирующихся на выборах, еще более сужается. Большинство кандидатов - это обычно профессиональные политики, бизнесмены, адвокаты и т. д., пользующиеся поддержкой политических партий.

       В зарубежных демократических государствах избирательное право сегодня является "формально равным". Это означает, во-первых, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и, во-вторых, все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми. Однако фактически принцип равенства избирательного права в ряде случаев искажается.

     Длительное время  в некоторых странах существовал  так называемый плюральный вотум,  суть которого состоит в том, что отдельным привилегированным категориям избирателей предоставлялось большее количество голосов, чем обычным избирателям. Так, в Англии дополнительные голоса предоставлялись лицам, имевшим недвижимую собственность и окончившим университеты.

     Более распространенным методом  нарушения равного избирательного  права являются различные манипуляции  с избирательными округами, в  результате чего искусственно  завышается представительство одних  групп населения в ущерб другим.

        Выборы подразделяются на прямые и непрямые. Если закон предусматривает такой порядок (способ) волеизъявления, когда избиратели имеют возможность прямо выразить свое отношение к кандидатам посредством подачи голосов, то выборы будут прямыми. Так, избиратели Финляндии голосуют за кандидатов в парламент, отдавая свои голоса тем из них, которых они предпочитают. Те же финские избиратели при избрании президента до 1991 г. голосовали не за кандидатов на должность главы государства, а за кандидатов в выборщики, которые и избирали президента. Такие выборы не являются прямыми.

      Непрямые выборы подразделяются  на косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля  избирателей опосредуется специальной  избирательной коллегией, которая  только для этого и создается.  Выполнив эту задачу, коллегия выборщиков распускается. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не особой, только для данного случая создаваемой коллегией, а постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию. Если воля избирателей опосредуется дважды, то выборы будут трехстепенными, трижды - четырехстепенными и т. д. Оценка прямых и непрямых выборов с точки зрения их демократизма не может носить абсолютного характера, так как она зависит от ряда конкретных обстоятельств.

 

 

 




Информация о работе Избирательное право и избирательная система зарубежных стран