Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа
Обоснованность темы. Во все времена людей интересовал вопрос: откуда проистекает право, каков его источник?
Существует много точек зрения на природу права. И можно выделить два основных направления:
1) Право - естественный продукт человеческой истории;
Введение …………………………………………………………………3
1. Понятие и виды источников права ……………………………5
1.1 Нормативно-правовой акт, как источник права …………………………8
1.2 Закон. Его виды и особенности ……………………………………………13
1.3 Судебный прецедент ……………………………………………………14
1.4 Правовой обычай ………………………………………………………14
1.5 Правовая доктрина …………………………………………………15
1.6 Правовой договор ………………………………………………………16
1.7 Религиозное право, как форма права ………………………………………17
2 .История развития источников права ………………………………………18
2.1 Прецедент. Его становление и развитие ……………………………18
2.2 Правовой обычай, процесс его развития ……………………………19
2.3 Религиозные нормы. Их исторической значение. ……………………20
3. Форма права: прошлое и настоящее………………………………..22
Заключение. …………………………………………………………………25
Список использованной литературы …………………………………………27
Римское право, ставшее основой правовых систем континентальной Европы, изначально представляло собой ни что иное, как закрепленные в письменном виде обычаи латинских племен и исходно носило обычный характер. В средневековой Европе местные обычаи, менявшиеся от местности к местности, которые трудно было найти ,и на которые трудно было ссылаться, в период интенсивного формирования романо-германской правовой семьи в XIII веке тормозили развитие торговли и экономических отношений. Поэтому местные обычаи были отброшены и повсеместно заменены универсальными нормами римского права, которые признавались абсолютным о6paзцом нормотворчества.
2.3 Религиозные нормы. Их историческое значение
В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.
Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма.
Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.
Иджма - третий источник мусульманского права - комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах.
Широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности - почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности индийского, общества.
В России действуют множество религиозных норм. И они играют не последнюю роль в жизни всего общества. В современном государстве религия и право дополняют друг друга. Религиозные нормы играют духовную роль в современном обществе. Придерживаясь этих норм человек, осознает для чего и как он живет. Какое место он занимает в обществе, и какие функции он должен выполнять. Выполняя все религиозные нормы человек, так же будет стремиться выполнять и нормы правовые. Например, человек не будет совершать преступление, не потому что он придерживается государственных законов, а потому что боится наказания в жизни вечной. Религиозные нормы на данном этапе развития и в прошлом имеют нравственный характер.
3. Форма права: прошлое и настоящее
Следует особо отметить, что представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних можно выделить, например, сочинения римских юристов, имевшие обязательную силу для судей и фактически выступавшие в качестве закона; правовые акты, принимавшиеся в Древнем Риме народными собраниями и сенатом,- сенатусконсульты.[15]
Разумеется, формы (источники) права варьировались и варьируются в зависимости не только от этапов развития общества, государства и права, но и от особенностей самих правовых систем.
Так, например, при анализе современной правовой системы Великобритании исследователями называются, как правило, три "основных источника права". Это - прежде всего "статутное право", возникающее в результате законодательной деятельности парламента; "делегированное законодательство", исходящее от "всех трех государственных органов", которым частично делегируется законодательная власть со стороны парламента, и "обычное право", которое появляется в результате "правотворческой деятельности различных судебных инстанций".
Применительно к правовой системе Австралии выделяются четыре основных источника права. Среди них в первую очередь называется "обычное право", а затем - "статутное право", делегированное законодательство и обычаи. В австралийских научных исследованиях нередко поясняется, что наиболее распространенный здесь "источник" - это "обычное право". Оно представляет собой совокупность правил, развиваемых благодаря решениям отдельных судей и судебных органов, принимаемых ими при рассмотрении конкретных дел. При этом добавляется, что-то, из чего собственно складывается "обычное право", есть не столько "решения по каждому конкретному делу, сколько принципы, на основе которых выносятся эти решения".
Относительно правовой системы Японии авторами указывается на такие "конкретные" источники права, как Конституция 1947 г., "заменившая" собой Конституцию японской империи 1889 г., известную под названием конституции Мейджи; акты парламента, принимаемые в большинстве своем "по инициативе кабинета и его отдельных органов"; правительственные указы, издаваемые кабинетом и его различными ведомствами в целях "проведения в жизнь положений, содержащихся в конституции страны и в текущих законах"; ордонансы, принимаемые местными представительными органами, имеющими право на установление санкций за их нарушение в виде тюремного заключения или штрафа", "правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами[16] , Верховным судом этой страны; правовые обычаи и "юридические" прецеденты.
В правовых системах Франции, Великобритании, ФРГ, Швейцарии, Италии приоритет отдается судебному, или общему, праву.
Правда, в настоящее время, как свидетельствуют исследования в области английского права, ситуация постепенно меняется в пользу законодательства. Но, тем не менее "обычное право" продолжает играть в английской правовой системе доминирующую роль. Важнейшее значение по-прежнему имеют судебные прецеденты, доктрины, обычаи, традиции. Доказательством этого является уже то, что только на основе традиций и обычаев в современной Великобритании по-прежнему решаются многие важнейшие вопросы политической и социальной жизни страны, в частности, вопросы назначения и ухода в отставку премьер-министра, определения прерогатив короны, определения правительственной программы, характера поведения монарха[17]
Заключение
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России? Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.[18]
Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. Так В.М. Баранов полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться «цементированием» лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен; что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.
Список использованной литературы
1. Александров Н.Г. Понятие источника права. Ученые записки ВИЮН. Вып. VIII. М.: Юриздат, 1946. С. 51
2. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993. С. 7
3. Гольцова И.Ф. Теория государства и права: Самара,1999. С.86
4. Давид Рене и Жаффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы современности. Москва. Международные отношения. 1996 год
5. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. –С. 448
6. Конституция Японии 1889
7. Под ред. члена - корреспондента РАН О.Е. Кутафина. Основы государства и права: Учебн. пособие для поступающих в юридические вузы. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. – С.447
8. М.Н. Марченко. Теория государства и права:- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2007.-С.648
9. Под ред. Н.И. Матузова. Теория государства и права. Курс лекций: Саратов, 1993. – С.184
10. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид. литература, 1987, с. 327.
11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. (Учебник) 2004, 512С.
12. Новицкий И.Б. Римское право. Учебник для вузов. -М.:ИКД Зерцало-М,2002.-С.256
13. Разумович Н.Я. Источники и формы права // Сов. государство и право. 1988. № 3.
14. Румянцев О.Г. Додонов В.Н. «Юридический энциклопедический словарь 1996 г.
15. Сергеева Т.В.Обычай как источник права. Правоведение.1997 №2- – С. 79
16. Суверов Е.В. Римское право. Барнаул: БарнЮИ МВД России, 2009. — 146 С.
17. Уэйд Е. и Филлипс Г. Конституционное право. М.: ИЛ, 1950. С. 70
18. Якушев А.В. «Религиоведение», Москва, изд. Приор, 2007
17
[1] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. (Учебник) 2004, 512С.
[2] Александров Н.Г. Понятие источника права. Ученые записки ВИЮН. Вып. VIII. М.: Юриздат, 1946. С. 51
[3]Марченко М.Н Теория государства и права: учеб.-2-е изд., перераб. и доп.- М.:ТК Велби, Изд-во Проспект,2007.- с. 648
[4] Разумович Н.Я. Источники и формы права // Сов. государство и право. 1988. № 3.
[5] Суверов Е.В. Римское право. Барнаул: БарнЮИ МВД России, 2009. — 146 С.
[6] Румянцев О.Г. Додонов В.Н. «Юридический энциклопедический словарь 1996 г.
[7] Под ред. члена - корреспондента РАН О.Е. Кутафина. Основы государства и права: Учебн. пособие для поступающих в юридические вузы. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2001. – С.447
[8] Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. –С. 448
[9]
[10] Гольцова И.Ф. Теория государства и права: Самара,1999. С.86
[11] Якушев А.В. «Религиоведение», Москва, изд. Приор, 2007.
[12] Давид Рене и Жаффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы современности. Москва. Международные отношения. 1996 год.
[13] Новицкий И.Б. Римское право. Учебник для вузов.- М.: ИКД Зерцало- М,2002.- С. 256
[14] Сергеева Т.В.Обычай как источник права.Правоведение.1997 №2- – С. 79
[15] Под ред. Н.И. Матузова. Теория государства и права. Курс лекций: Саратов, 1993. – С.184
[16] Конституция Японии 1889
[17] Уэйд Е. и Филлипс Г. Конституционное право. М.: ИЛ, 1950. С. 70.
[18] Проблемы теории государства и права. М.: Юрид. литература, 1987, с. 327.