Идея и практика разделения властей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Тема «Идея и практика разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ КОРНИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 5
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 14
2.1 Законодательная власть. 14
2.2 Исполнительная власть. 16
2.3 Судебная власть. 17
3. ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 56.16 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ КОРНИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 5

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 14

2.1 Законодательная  власть. 14

2.2 Исполнительная власть. 16

2.3 Судебная власть. 17

3. ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ. 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

      Тема  «Идея и практика разделения властей» в истории государства и права является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства.

      В основу советской концепции государственной  власти были положены взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, которые рассматривали государственную власть в качестве «работающей корпорации, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы». В России принцип полновластия трудящихся предполагалось воплотить в форме полновластных и единовластных советов, в работе которых происходит «слияние управления с законодательством». Таким образом, государственная власть понималась как единое целое; систему государственных органов должны были возглавить полновластные советы.

         Долгое время теория разделения властей рассматривалась советской наукой исключительно как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой причине отрицалась. Государственная власть, реализуемая как единое целое (здесь и единая компетенция советов и их органов), с необходимостью приводила к абсолютному доминированию исполнительной (партийно-административной) власти и ее аппарата, сосредоточению в последнем всех функций государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и в конечном счете к диктаторской узурпации власти особым слоем людей. Сказанное не означает, что рассматриваемая концепция отрицает необходимость разделения труда. Но это «прозаическое деловое разделение труда», которое приводит к формированию различных групп органов.

             С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшейся на рубеже 80-90-х годов ХХ века в России, с выдвижением цели создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права. К настоящему моменту мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане. Исходя из этого, в изучении принципа разделения властей в теории государства и права можно выделить следующий круг вопросов:

Каковы  исторические корни принципа разделения властей?

Каково  содержание принципа разделения властей?

Как осуществляется данный принцип на практике в различных  государствах мира, в России?

     Для выяснения ответов на эти вопросы я использовала следующие научно -учебные пособия: М. Н. Марченко «Теория государства и права», В. Н. Хропанюк «Теория государства и права», Р. А. Ромашов « Теория государства и права»; научные работы: И.А. Исаева, М.Н. Золотухиной «История политических и правовых учений России» и др.

     Данные  источники отражают взгляды на разделение властей, как современных теоретиков, так и теоретиков прошлого. Во взятых мною научно-учебных пособиях помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен анализ его практического осуществления в различных государствах мира, в том числе и Российской Федерации. Для более точного уяснения принципа разделения властей  в России я использовала Конституцию Российской Федерации.

     Исследование научно-учебного  материала и его четкий  анализ помогли мне составить данную работу.

  1. ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ КОРНИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

      Разделение  властейодин из основополагающих принципов демократической политической системы. Возникнув как идея, концепция разделения властей за длительную историю своего существования постепенно превратилась в политический, а затем и в конституционный принцип многих государств.

     Теория  разделения властей в государстве  призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало  бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим  образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность.

     Теоретические и практические истоки принципа разделения влас- тей - в Древней Греции и Древнем Риме. Анализ политических структур и форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения.

     В Древней Греции Солон, будучи архонтом, создал Совет 400 и оставил ареопаг, которые по своим полномочиям  уравновешивали друг друга. Эти два  органа должны были, по словам Солона, уподобляться двум якорям, предохраняющим государственный корабль от всяких бурь. Позже, в IV в. до н. э., Аристотель в  «Политике» указал на три элемента в государственном строе: законодательно-совещательный  орган, магистратуры и судебные органы. Спустя два века видный греческий  историк и политический деятель  Полибий (210-123 гг. до н. э.) отметил преимущество такой формы правления, при которой  эти составные элементы, противодействуя, сдерживают друг друга. Он писал о  легендарном спартанском законодателе Ликурге, установившем форму правления, соединившую «все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась без меры и не превращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля».

     Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века. Прежде всего - в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

     Столетие  спустя после опубликования «Двух  трактатов о государственном  правлении» Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г. Национальным Собранием Франции, провозгласит: «Общество, в котором  не обеспечено пользование правами  и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

     Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ  и просветитель Шарль Луи Монтескье  в главном труде своей жизни - «О духе законов», над которым Монтескье  работал 20 лет и который был  опубликован в 1748 г. Это сочинение  состоит из 31 книги и разделено  на 6 частей. Под «духом» законов  Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено  разумной природой человека, природой вещей и т. д.

     Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать  общество от злоупотреблений государственной  властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним  лицом, что неминуемо приводит к  деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в  том, чтобы избежать злоупотребления  властью. «Если, - писал он, - власть законодательная  и исполнительная будут соединены  в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно  опасаться, что этот монарх или сенат  станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически  применять их. Не будет свободы  и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной  и исполнительной. Если она соединена  с законодательной властью, то жизнь  и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет  законодателем. Если судебная власть соединена  с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном  и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены  эти три власти: власть создавать  законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».

     Монтескье принадлежит также развитие положения  о системе сдержек различных  властей, без которой их разделение не было бы действенным. Он утверждал: «Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Речь, по существу, идет о так  называемой системе сдержек и  противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими  не только взаимодействие, но и взаимоограничение  ветвей власти в установленных правом пределах. 

     Большой вклад в творческое развитие идеи сдержек и противовесов и воплощение ее на практике внес американский государственный  деятель (дважды бывший президентом  США) Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он изобрел  такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и  противовесов Мэдисона до сих пор  действует в США.

     Сдержками и противовесами Мэдисон называл  частичное совпадение полномочий трех властей. Так, несмотря на то, что Конгресс - законодательный орган, президент  может наложить вето на законы, и  суды могут объявить акт Конгресса  недействительным, если он противоречит Конституции. Судебная власть сдерживается президентским назначением и  ратификацией Конгрессом этих назначений на должность в органы судебной власти. Конгресс сдерживает президента своим  правом ратифицировать назначения в  органы исполнительной власти, и он же сдерживает две другие власти своей  властью ассигновать деньги.

       Повторюсь, сказав, что разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства. Оно вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.

     Первое  крупное разделение власти развело  политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно  же сопровождалось и длительной борьбой  за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно христианская его часть решила спор о власти в пользу светской, государственной, восточная во многих случаях (в некоторых мусульманских странах, например, Иран) - в пользу значительного политического влияния религиозных начал жизни общества, его политико-правовой системы и культурного уклада.

Информация о работе Идея и практика разделения властей