Характеристика органов государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы уяснить все основные институты, процессы этого вопроса. В работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и принципов механизма государства. Затем мы остановимся на теории разделения властей и на самом разделении властей в нашей стране. В заключении мы поговорим о самих органах трех родов властей: законодательных, исполнительных и судебных. Исследование теории и практики функционирования государственного механизма России является одной из актуальных задач отечественной юридической науки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия……..………………………….…………..…….…..5
1.1. Общая характеристика ………………………………..………………..5
1.2. Структура механизма государства………………………………..……6
1.3. Понятие механизма государства ………………..……………………..7
1.4. Принципы организации и деятельности механизма государства……9
Глава 2. Характеристика органов государственной власти……………..……13
2.1. Органы исполнительной власти ……………………………………..13
2.2. Положение Президента в системе органов государственной власти15
2.3. Органы законодательной власти……………………………………...16
2.4 Органы судебной власти ……………………………………………...18
2.5 Прокуратура ……………………………………………….………......20
Глава 3. Местное самоуправление…………………..…………………...……..22
Заключение………………………………………………………………………. 26
Список используемой литературы…………………………………………….. .28

Файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

Однако, несмотря на особенности  структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много  сходства в целях и задачах, которые  перед ними ставятся. В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.

Вся система судов  возглавляется верховными судебными  органами, которые во многих странах  выполняют одновременно функции  конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции.

Судебная власть в  Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в  ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.

Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный  Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ, г) соответствующие суды субъектов федерации.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ).

Высший Арбитражный  Суд РФ является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).

Конституционный Суд  призван осуществлять контроль за всеми  государственными органами в РФ и давать заключение о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

 

 

2.5 Прокуратура

 

 

Кроме того, значительную роль в государственном механизме  ряда стран играет система органов прокуратуры. В одних странах прокуратура является составной частью суда, а в других организационно отделена от него. Она призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органов государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры  осуществляют надзор за соблюдением  законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при  рассмотрении дел в судах, при  исполнении наказаний и других мер принудительного характера.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран  составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры.

В Росси сформировалась  единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуратура РФ не входит не в одну из ветвей власти. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией РФ в статье 129, а также законом РФ от 1992года в редакции 2003 “О прокуратуре РФ”.

Основным направлением деятельности прокуратуры является прокурорский надзор. Помимо этого она осуществляет преследование лиц, совершивших преступления, а также осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Местное самоуправление

 

 

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических  основ системы управления обществом  и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в большинстве стран мира.

Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с проблемами публичной власти, которая существует в классовом  обществе как государственная власть, осуществление которое доверено, прежде всего общенациональным государственным органам и  должностным лицам  в соответствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне публичная власть реализуется уже не государственными органами, а непосредственно местным населением и образуемыми им органами и соответствующим образом избираемыми  или назначаемыми должностными лицами.

Под местным самоуправлением  понимается самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность  и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению  непосредственно или через формируемые  ими органами местного самоуправления, значительной части  вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества.

Местное территориальное  самоуправление, вне всякого сомнения, имеет прямое отношение к проблеме организации народовластия в государстве. Государство, будучи выразителем общего интереса  народа, обеспечивает его реализацию, прежде всего, в форме  закона, который обязателен для всех, кому он адресован. Исполнение законов осуществляется соответствующими органами, в том числе и органами населения районов, городов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с конкретными интересами местного населения, более того, население может стать основным субъектом этой государственной работы. Следовательно, местное население может становиться основным субъектом управленческих, административно-правовых отношений, что является одной из характерных черт местного самоуправления.

Вторая характерная  черта местного самоуправления вытекает из первой. Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более значимой проблемой организации государственной власти вообще.  Общеизвестно, что степень децентрализации власти в демократичном обществе должна детерминироваться объективными потребностями развития общества и государства, то есть на местном уровне власти должно быть столько, сколько ее необходимо для эффективного жизнеобеспечения территориальных сообществ и решения на местах, в пределах их территорий, вопросов государственного значения.

В настоящее время  муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира являются основой, фундаментом  национальной государственности и  поэтому являются частью конституционного механизма государства.

Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы продолжает их деятельность на местах.

Возможность и необходимость  создания органов местного самоуправления предусмотрена Конституцией  РФ (ст. 131, п.1) и федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (ст. 14, п.6). Причем как принцип местного самоуправления федеральное законодательство закрепляет норму, в соответствии с которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное  самоуправление  осуществляется  гражданами  путем  референдума, выборов,  других форм  прямого волеизъявления,  через  выборные и другие органы местного самоуправления, подконтрольные населению.

Право граждан на осуществление  местного самоуправления детализировано в федеральном законе “Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ”. В нем четко просматривается недопустимость ограничения этого права гражданина путем исключения территорий, в которых отсутствовало муниципальное управление. Причем реализация этого права возможна как путем непосредственного  волеизъявления граждан (референдумы, выборы), так же через активное и пассивное избирательное право, через равный доступ к муниципальной службе, через право граждан обращаться в органы  и к должностным лицам местного самоуправления.

Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение  их деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления:

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел;

2. Управление муниципальной собственностью;

3. Обеспечение развития соответствующей территории;

4. Охрана общественного порядка.

К исключительному ведению  местного самоуправления относятся  вопросы утверждения местного бюджета, установление местных налогов и  сборов. В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ.

Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема, как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов.

В системе органов, формируемых  в муниципальном управлении, ведущая  роль принадлежит представительным  органам местного самоуправления. Они, состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важные вопросы местной жизни. К исключительному ведению представительного органа местного самоуправления относятся вопросы: утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов, контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципальных образований (ст.15, ч.3 федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата  (механизма) государственной  власти и составляющих его органов  можно сделать следующий основополагающий вывод.

Разделение властей  между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед  государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.

Следовательно, одностороннее  ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Непосредственно организация  и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

Принцип разделения властей  существует не только в теории государства  и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных  формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

Для  органов  государства  характерны  следующие   признаки,   которые

позволяют отличать их от других органов:

1. Правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции,

задачи и цели, компетенция  государственных органов определяется  действующим законодательством;

2. Наличие властных полномочий, в том числе применения  в  необходимых случаях принуждения;

3. Действуют от имени государства;

4. Издание обязательных для исполнения  актов  (нормативно-правовых  и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;

Таким образом,  в заключении можно сказать, что теория разделения властей осуществляется, прежде всего, в плане общего принципа, руководящего начала, которое следует иметь в виду при создании структуры государственных органов  и определении контуров их полномочий. И как идея единства властей, теория разделения властей  не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно “чистых” форм своего осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1. Конституция Российской  Федерации. - М.: Юридическая литература,

    1993, 64 с.

2. Федеральный Закон  Российской Федерации «Об общих принципах

    организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28

Информация о работе Характеристика органов государственной власти