Характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 02:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Конституционное право является одной из динамично развивающихся отраслей права, которая играет определяющую роль в демократических преобразованиях, происходящих в жизни общества и государства. В настоящее время продолжается процесс совершенствования конституционно-правовых отношений, связанных с формированием органов публичной власти, разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерацией и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проведением выборов и референдумов, обеспечением прав и свобод человека и гражданина. Актуальность избранной темы исследования обосновывается также значением отрасли конституционного права, которая занимает ведущую роль в правовой системе Российской Федерации, и значением ее источников, которые оказывают влияние на содержание источников всех других отраслей права. Так, Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности. Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3
1.Общая характеристика развития конституционных отношений в России........................................................................................................................5
1.1.Понятие конституционно-правовых отношений………………………………5
1.2. Развитие конституционализма в России...........................................................8
2.Конституционное устройство РФ………………………………………………11
2.1. Принципы федерализма в Российской Федерации………………………….11
2.2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации……………...…18
Заключение..............................................................................................................26
Список литературы ……....................................................................................27

Файлы: 1 файл

Характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации.docx

— 68.99 Кб (Скачать)

Конституционно-правовой статус России как федерации предполагает не только федеральное вмешательство, но и участие ее субъектов в решении общефедеральных вопросов. Формы такого участия рассматриваются ниже.

Российская Федерация как субъект права имеет свою собственность. В РФ осуществляется разграничение федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. В соответствии с постановлением Верховного Совета России 1991 г. к объектам исключительной федеральной собственности относятся:

1) объекты, составляющие  основу национального богатства  страны. В их числе ресурсы  континентального шельфа, территориальных  вод, морской экономической зоны, особым образом используемые  объекты (например, курорты, заповедники), объекты историко-культурного наследия  и художественной ценности. Существует  Государственный свод особо ценных  объектов культурного наследия  народов России. Сюда входят, например, Государственный академический  Мариинский театр (г. Санкт-Петербург), Государственный историко-культурный  и этнографический музей-заповедник  Кижи (Спасо-Кижский погост в Республике Карелия), Госфильмофонд РФ (Московская область), Российский государственный архив древних актов (г. Москва);

2) объекты, необходимые для  функционирования федеральных органов  государственной власти и решения  общероссийских задач — государственная  казна, имущество Вооруженных Сил, имущество учреждений, финансируемых  из государственного бюджета, включающее  высшие учебные заведения, объекты  Российской академии наук и  другие;

3) объекты оборонного  производства (все предприятия, производящие  элементы и системы вооружения, взрывчатые, отравляющие, радиоактивные, расщепляющиеся материалы, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские объекты  этого рода, независимо от доли  военных заказов, космические аппараты  и так далее);

4) объекты отраслей, обеспечивающих  жизнедеятельность народного хозяйства  России в целом и других  отраслей (предприятия добывающей  промышленности, кроме добычи местного  сырья, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, трубопроводного, воздушного  транспорта, связи, телевизионные и  радиоцентры, сортоиспытательные станции, предприятия по производству  ценных пород рыбы, фармацевтической  промышленности и т.д.).

Законодательство устанавливает, что некоторые объекты федеральной собственности могут передаваться в государственную собственность субъектов Федерации (например, предприятия, занимающие доминирующее положение на местных рынках товаров, предприятия энергетического машиностроения, санаторно-курортные учреждения и др.). Некоторые объекты федеральной собственности (например, недра земли) могут находиться в совместном владении, пользовании и распоряжении Федерации и ее субъектов, а добытые полезные ископаемые по условиям лицензии могут распределяться в зависимости от того, в чьей собственности они находятся: федеральной, субъектов Федерации, муниципальной или частной 13.

Принципиальная черта России как федерального государства — установление Конституцией РФ единства экономического пространства. Это значит, что на территории России не допускается установление таможенных границ между субъектами Федерации, установление ими таможенных пошлин, сборов, каких-либо препятствий для свободы перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Существует единый Таможенный кодекс. Ограничения перемещения товаров и услуг в определенных обстоятельствах (например, при эпидемиях) могут быть осуществлены только на основе федеральных законов (некоторые основания для таких ограничений предусмотрены федеральными законами о чрезвычайном положении, об оружии, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). Ограничения, вводившиеся в некоторых субъектах в 90-х гг. актами их губернаторов (главным образом на вывоз продовольствия), были отменены указами Президента РФ 14.

Составной частью единого экономического пространства является единство денежной и кредитной политики. Официальной денежной (валютной) единицей на территории РФ является рубль, введение каких-либо других денежных единиц или денежных суррогатов запрещено, хотя такие факты имели место (например, в Хакасии). Эмиссия денежных знаков, введение их в обращение и изъятие из обращения возлагается исключительно на Банк России (Центральный банк России), который организует также денежное обращение (планирование производства, перевозок банкнот и монет, ведение кассовых операций и т.д.), устанавливает единые правила кредитования и кредитных расчетов.

Одна из важнейших характеристик конституционно-правового статуса России — единые Вооруженные Силы. Только Федерация определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, разрабатывает и проводит оборонную политику, решает вопросы войны и мира, производит, продает и покупает оружие, боеприпасы, военную технику. Федерация осуществляет призыв на военную службу, распоряжается Вооруженными Силами. Попытки некоторых президентов субъектов Федерации вмешаться в 1996 г. в распоряжение Вооруженными Силами (запрет посылать в Чечню для проведения военных действий местных призывников) были отклонены Президентом РФ.

Существенным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является федеральный государственный язык. Согласно ч. 1 ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории РФ является русский язык. Связано это с тем, что большинство населения — русские, а подавляющее большинство лиц многих других национальностей (по данным переписей населения и опросов до 80% в некоторых случаях) считают русский язык своим родным языком. Иное решение данного вопроса невозможно по объективным причинам: в Федерации проживают лица более 100 национальностей. Признание русского языка государственным означает, что на нем ведется работа в законодательных и исполнительных органах государственной власти, в судах, прокуратуре, он обязательно изучается в общеобразовательных учреждениях, на нем публикуются официальные документы. Законом о языках народов РСФСР 1991 г. установлено также, что он является основным средством межнационального общения народов РФ. Вместе с тем, этим законом предусмотрено, что граждане, не владеющие русским языком, могут использовать в государственных органах, учреждениях, организациях родной язык, а в определенных случаях (в том числе в суде) им обеспечивается перевод на родной язык. Законодательство РФ предусматривает также равные права народов России на сохранение, развитие, государственную поддержку их языков. Особая забота должна быть проявлена по отношению к языкам малочисленных народов, а также народов, не имеющих национально-территориальных образований. В то же время необходимо овладение русским языком как языком межнационального общения и другими языками народов РФ, проживающих на одной территории.

Как уже отмечалось, федеративная структура России находит свое выражение в конституционно установленном разграничении компетенции. Правовой статус РФ характеризуется тем, что важнейшие вопросы отнесены к сфере исключительных предметов ведения Федерации, ее полномочиям.. Отнесение этих вопросов к ведению Федерации означает, что только органы государственной власти Федерации (Президент, Парламент, Правительство) могут осуществлять соответствующее нормативное регулирование, а подчиненные им органы (в том числе федеральные территориальные органы, находящиеся в субъектах РФ) осуществлять текущую управленческую деятельность по этим вопросам. Предметы ведения РФ закреплены в 18 пунктах (они обычно имеют комплексный характер) ст. 71 Конституции РФ.

Отбор этих положений не всегда удачен (в мире нет конституций, где такой отбор идеален, к тому же он отражает условия каждой страны), а запоминание и классификация их затруднены. Некоторые российские авторы делят их на семь групп (вопросы государственного строительства, регулирования экономики и социальных отношений, внешних сношений, обороны и охраны границы, создания правоохранительных органов и правовой системы, метеорологии и статистической отчетности, государственных наград и почетных званий РФ). Есть и другие классификации. Кроме того, разграничение предметов ведения осуществляется договорами, заключаемыми органами государственной власти РФ с органами государственной власти субъектов РФ. Как указывалось выше, эти договоры не всегда точно соответствуют Конституции РФ15.

В завершении второго вопроса следует отметить то, что Российская Федерация имеет все государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства. Среди них: Суверенитет РФ, Федеральная Конституция и законы, Федеральные органы власти, Государственная территория, Единое гражданство, Государственный язык, Единые вооруженные силы, Единая денежная единица, Государственные символы 16.

Вывод : Таким образом мы пришли к выводу что, конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации   как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация - суверенное государство. Государственный  суверенитет принадлежит только  Российской Федерации, но не субъектам  Российской Федерации. Провозглашение  в ст. 5 Конституции РФ республик  государствами не соответствует  понятию государства в конституционном  международном праве;

2) Российская Федерация  имеет территорию, на которую  распространяется ее суверенитет.

 

 

Заключение

 

Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны. Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата. Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами, которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно фиксированных юридических фактах. В зависимости от характера связи с индивидуальной волей лиц они делятся на события и действия. Событиям – это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. Например, смерть депутата – событие, которое влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и избирателями. Рождение ребенка, признаваемого гражданином Российской Федерации, влечет возникновение отношений, связанных с гражданством.

Наибольшее распространение среди юридических фактов получили действия: правомерные – аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие процесс их целеустремленной деятельность, поддерживаемые и стимулируемые Конституцией, и неправомерные – нарушающие конституционные предписания. Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий – юридических фактов и поступков.

С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений, участниками которых являются органы государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с действиями граждан, обладают – инициатива, предложения государственных органов и общественных объединений, запрос депутата.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. – 3-е издание – М.: НОРМА, 2012. - 452 с.
  2. Большой юридический словарь под редакцией А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Инфра-М, 2012. – 418 с.
  3. Конституция и государственная символика Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2013, - 64 с.
  4. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М.: Приор, 2011. – 345с.
  5. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М.: Наука, 2010. -258 с.
  6. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2012. – 355с.
  7. Федеральный закон - О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации от 24 июня 1999г. http:// base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi.
  8. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) под редакцией Ю.А. Дмитриева. –  М.: «Деловой двор». -  256 с.
  9. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. - М.: Издательство БЕК, 2009. -  466 с.
  10. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М.: Приор, 2011. – 345с.
  11. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. – М.: Юрист, 2010. - 270 с.
  12. Комментарий к Конституции Российской Федерации под  редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М.: Юридическая литература, 2011. -  389с.
  13. Пикулькин А. Б. Система государственного управления. - М.: Приор, 2009.  – 413 с.
  14. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2009. - 378 с.
  15. Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2011. - 879 с.
  16. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М.: Наука, 2010. -258 с.

1 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: НОРМА, 2012. - С.271.

 

2 Большой юридический словарь. / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е издание. - М.: Инфра-М, 2012. - С. 118.

3 Конституция и государственная символика Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2013, - С.5.

 

4 Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М.: Приор, 2011. – С.178.

 

5 Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М.: Наука, 2010. – С.106.

 

6 Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 2012. – С.334.

 

7 Федеральный закон - О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации от 24 июня 1999 г.// http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi.

 

8 Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) под редакцией Ю.А. Дмитриева. –  М.: «Деловой двор». -  С.218.

 

 

9 Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. - М.: Издательство БЕК, 2009. - С. 349.

 

10 Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. - М.: Приор, 2011. – С. 134.

 

11 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. – М.: Юрист, 2010. – С.112.

 

12 Комментарий к Конституция Российской Федерации под  редакцией Б.Н. Топорнина. – М.: Юридическая литература, 2011. -  С.134.

 

13 Пикулькин А. Б. Система государственного управления. - М.: Приор, 2009.  – С.119.

 

14 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 2009. – С. 221.

 

15 Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2011. – С. 373.

16 Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М.: Наука, 2010. – С.117.

 

 

 


Информация о работе Характеристика конституционно-правового статуса Российской Федерации