Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:19, дипломная работа
Цель работы определила следующую систему взаимосвязанных задач:
- изучить конституционно-правовой механизм защиты прав личности;
- рассмотреть конституционное право потерпевших на защиту своих интересов;
- проанализировать понятие и значение защиты прав потерпевшего в уголовном процессе;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Защита прав личности – конституционная обязанность Российского государства………………………………………………………………………...6
Конституционно-правовой механизм защиты прав личности…………..6
Конституционное право потерпевших на защиту своих интересов…….9
Глава 2. Понятие и значение защиты прав потерпевших в уголовном судопроизводстве………………………………………………………………22
2.1. Понятие и сущность защиты прав потерпевшего в уголовном процессе.22
2.2. Развитие правового положения потерпевшего в российском уголовном процессе…………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список……………………………………………………..30
Разрешая эту проблему, Конституционный Суд признал положения статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие общий порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, применительно к случаям возмещения государством имущественного вреда, причиненного реабилитированному лицу, уголовное преследование в отношении которого было прекращено на стадии досудебного производства, Конституционный Суд изложил их конституционно-правовой смысл и указал, что обязанности взыскателя приложить к исполнительному документу копию судебного акта, на основании которого он выдан, корреспондирует право получить такой судебный акт в установленном УПК Российской Федерации порядке на основании постановления следователя, дознавателя о прекращении уголовного преследования, реабилитации и производстве выплат в возмещение вреда, причиненного незаконным и (или) необоснованным уголовным преследованием.
В Постановлении от 19 июля 2011 года
№ 18-П Конституционный Суд
Положение части второй статьи 135 УПК Российской Федерации, исключая для реабилитированных лиц, чье уголовное дело прекращено или приговор в отношении которых изменен вышестоящим судом, возможность выбора по собственному усмотрению соответствующего суда для разрешения вопроса о возмещении имущественного вреда исходя из территориальной доступности такого суда, - при том что другим реабилитированным иными законоположениями предоставлено право на разрешение вопроса о возмещении имущественного вреда как судом, постановившим приговор, вынесшим постановление, определение о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования, так и судом по месту жительства реабилитированного либо судом по месту нахождения органа, вынесшего постановление о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования либо об отмене или изменении незаконных или необоснованных решений, - не только создает неравные условия для защиты нарушенных прав, но и приводит к недопустимому ограничению права на судебную защиту, ущемляя тем самым право на доступ к правосудию и умаляя охраняемое государством достоинство личности.12
Завершая данный параграф можно отметить, что Конституционным Судом принято много и иных, весьма важных для граждан и правоприменительной практики решений, касающихся прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Содержащиеся в них положения наглядно демонстрируют направленность решений Конституционного Суда на защиту конституционных прав личности в сфере уголовной юстиции, взвешенность и последовательность его решений. Вместе с тем, вряд ли можно говорить о том, что Конституционный Суд разрешил все имеющиеся проблемы, касающиеся соблюдения и защиты прав потерпевших. Безусловно, это не так. Законодательство стремительно изменяется, а потому не исключается, что в силу этого обстоятельства устранение одних проблем, может породить другие. Множественность нормативных актов нередко порождает и их противоречивость, несогласованность, неоднозначность в восприятии и толковании законоположений профессиональными юристами и гражданами, а потому неизбежна и неопределенность правовых норм как мнимая, так и действительная. К тому же сами часто вносимые поправки порождают нестабильность правового регулирования, неоднозначность понимания и неравное применение правовых норм. Вместе с тем, Конституционный Суд не проверяет законодательные акты по собственной инициативе. Инициатива в постановке и обосновании проблемы должна исходить от заявителей - потерпевших от преступлений, а решения Конституционный Суд принимает в рамках предмета их жалоб. Однако в силу разных причин потерпевшие не так часто обращаются с жалобами в Конституционный Суд. Думается, что еще на многие вопросы, касающиеся защиты прав потерпевших, предстоит ответить, в том числе Конституционному Суду Российской Федерации, постановка же их остается за гражданами, судами, лицами и органами, наделенными правом на обращение в российский Конституционный Суд.
Глава 2. Понятие и значение защиты прав потерпевших в уголовном судопроизводстве
2.1. Понятие и сущность защиты прав потерпевшего в уголовном процессе
Согласно ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.13 Уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п.1 ч.1 ст.6 Уголовно-процессуального кодекса РФ – далее УПК РФ).
Одним из правовых способов охраны имущественных интересов общества, государства и личности является институт гражданского иска в уголовном процессе. Например, в течение 2011 года прокурорами Саратовской области в порядке ст.44 УПК РФ предъявлено 164 исковых заявлений на общую сумму 3 млн. 653 тыс. рублей. Из общего числа предъявленных прокурорами исков, удовлетворено 156 исков на сумму 3 млн. 12 тыс. рублей.
Потерпевший, являясь физическим лицом,
которому преступлением причинен физический,
имущественный или моральный
вред, либо юридическим лицом в
случае причинения преступлением вреда
его имуществу и деловой
В силу части 1 статьи 42 УПК РФ лицо,
которому преступлением причинен вред,
приобретает предусмотренные
Потерпевший в целях реализации
предоставленных ему уголовно-
Исходя из принципа равенства прав сторон (статья 244 УПК РФ) потерпевший пользуется равными со стороной защиты правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по определенным вопросам (пункты 1-6 ч.1 ст.299 УПК РФ), на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства.
В силу положений части 1 статьи 44 УПК
РФ потерпевший, предъявивший требование
о возмещении имущественного вреда,
а также о компенсации
Размер имущественного вреда, подлежащего возмещению потерпевшему, определяется, исходя из цен, сложившихся на момент вынесения решения по предъявленному иску. Решая вопрос о размере компенсации причиненного потерпевшему морального вреда, следует исходить из положений ст.151 и п.2 ст.1101 Гражданского кодекса РФ и учитывать характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, руководствуясь при этом требованиями разумности и справедливости. В случае причинения морального вреда преступными действиями нескольких лиц он подлежит возмещению в долевом порядке.
Характер физических и нравственных
страданий устанавливается
По каждому предъявленному в уголовном деле гражданскому иску суд обязан принять процессуальное решение. Исходя из положений статей 306, 309 УПК РФ такие решения принимаются при постановлении приговора или иного окончательного судебного решения.
При необходимости произвести связанные
с гражданским иском
2.2. Развитие правового положения потерпевшего в российском уголовном процессе
Анализ правовой сущности
субсидиарного обвинения
Перспективы развития субсидиарного обвинения в уголовном процессе России тесно связаны с эволюцией статуса потерпевшего. Поэтому следует обратить внимание на существующие в настоящее время в науке предложения по реформированию правового положения потерпевшего в процессе.
Вопрос этот имеет обширную литературу. Ядро научной дискуссии по данному поводу составляют предложения, направленные на расширение обвинительных полномочий потерпевшего в процессе. Некоторые из них заслуживают серьезного внимания.
С момента введения в действие
Основ уголовного судопроизводства
1958 г. острой проблемой стало отсутствие
у потерпевшего права на участие
в судебных прениях. В советской
и постсоветской юридической
литературе неоднократно обращалось внимание
на этот пробел в законодательстве.
В настоящее время такое право
потерпевшего получило полное признание
в Постановлении
В последнее время в
ряде научных исследований появились
предложения, основанные на положениях
ст. 48 Конституции РФ, о предоставлении
потерпевшему права пользоваться бесплатной
помощью профессионального
Отдельные авторы полагают, что более эффективной защите прав потерпевшего будет способствовать предоставление ему возможности знакомиться с материалами прекращенного или приостановленного уголовного дела, а также с материалами, приложенными к постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела.
Логическим развитием
предыдущей идеи стало предложение
о наделении потерпевшего и его
представителя правом участвовать
в производстве любых следственных
действий по их ходатайству, а также
получать копии любых процессуальных
документов, в случае если эти действия
или документы затрагивают
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что приоритета прав и свобод личности перед интересами общества и государства предполагает создание целого ряда механизмов, обеспечивающих реализацию данного положения.
Особое место в этом
ряду занимает правосудие, которое обеспечивает
права и свободы человека. Законодатель
возлагает на государство обязанность