Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать понятие гражданского общества, его признаки и структуру.
Исходя из поставленной цели, следует решить задачи:
- рассмотреть возникновение и развитие концепции «гражданского общества»,
- исследовать понятие гражданского общества, проследить динамику развития взглядов на эту категорию, а также современное понимание гражданского общества;
- обосновать структуру, т.е. внутреннее строение гражданского общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития;

Файлы: 1 файл

Черкасов (12).doc

— 139.50 Кб (Скачать)

- Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом20. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.

- Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения

препятствий к их осуществлению. Можно  сказать, что в обязанности государства  входит обеспечение правовой защищенности личности. В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.

Однако у личности есть не только права, но и определенные обязанности  перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др21.

- Принцип разделения властей, как уже указывалось, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет

функционировать государственной  власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принадлежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов.

Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

Создание правового государства  требует и определенных условий  или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа); эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства и др.

 

2.2 Соотношение и взаимосвязь гражданского общества и правового государства

 

Вопрос о взаимодействии государства  и гражданского общества возник вместе с появлением гражданского общества. Кто должен первенствовать? Кто над кем возвышается: государство над гражданским обществом или гражданское общество над государством? Эти вопросы и в настоящее время остаются дискуссионными. Что же касается реальной, сложившейся в демократических странах ситуации, то она очевидна: первенствует тот, у кого в руках политическая власть. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что гражданское общество есть крупнейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.

Правовое государство возвышается  над гражданским (развитым) обществом и соответствует его самодостаточности – экономической, социально-политической, правовой. Неразвитость институтов, инфраструктур гражданского общества не может породить социальное, правовое государство. Это с одной стороны. С другой - гражданское общество создаёт реальные механизмы взаимодействия власти и населения страны, способность такого общества контролировать институты власти22.  Гражданское общество при этом становится фактором устойчивости и стабильности государства, которое всегда заинтересовано в мощной экономической основе, социальной опоре, идеологической поддержке, правовой оформленности, легитимности. Мощи и силе правового государства соответствует такой порядок его соотношения и взаимодействия с гражданским обществом.

Очевидно, что гражданское общество и государство постоянно идут навстречу друг другу. Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов.

Государство в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским общество. Объясняется это рядом причин: именно гражданское общество есть источник легитимности политической силы, стоящей у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающее государство; среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако, есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.).

В целом же демократический режим  предполагает тесное взаимодействие государства  и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности. Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно, но крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является оптимистичным.

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги исследования, необходимо отметить следующие основные положения.

Когда речь заходит о гражданском  обществе необходимо, прежде всего, четкого  определить, что мы понимаем под  этим термином. Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности.

Демократия не просто делает гражданское  общество насущно необходимым, она создает все основные условия для его возникновения и развития. Отметим наиболее важные из них.

Главное условие активной жизни  гражданского общества - это социальная свобода, демократическое социальное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин - основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе.

Важным условием функционирования гражданского общества является гласность  и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их по их разрешению.

И, наконец, основополагающим условием успешного функционирования гражданского общества является наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.

Уважение и соблюдение законов  является непременным условием защиты прав и свобод человека, эффективного становления гражданского общества, строительства демократического и правового государства. От политической воли федеральных органов власти страны, государственных органов власти субъектов федерации, от позиции и активности гражданского общества в целом зависит, будут ли Конституция и законы России уважаться и выполняться на всей территории страны, а значит, по большому счету, будут ли защищены права и свободы человека.

 

Список использованной литературы

(после каждого  номера поставь точку, убери тире перед городом издания и страницами, запятые после фамилии автора, слова текст в квадратных скобках )

 

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. М.: Финансовый контроль, 2004. 410 с.

2. Борисов Г.А. Теория государства и права. М.: Издательство БелГУ, 2007.

292 с.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.

4 Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования. М.: Вопросы философии, 2004. - №6. 488 с.

5 Гегель. Философия права. М., 1990. 524 с.

6 Гегель. Работы разных лет. М., 1973. Т. 2. 668 с.

7 Головастикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. М.: Эксмо, 2005. 832 с.

8 Григорьева И.В. Теория государства и права. М.: Издательство ТГТУ, 2009. 304 с.

9 Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. М.: Юнити-Дана, 2007. 303 с.

10 Козырев  Г.И. Основы социологии и политологии. М.: ИД Форум,  2008.

240 с.

11 Леушин В.И., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. 570 с.

12 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. 270 c.

13 Мелехин А.В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007. 635 c.

14 Мелехин А.В. Теория государства и права. М.: МЭСИ, 2005. 250 с.

15 Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2002. 414 с.

16 Пиголкин А.С. Теория государства и права. М., 2003. 253 с.

17 Правоведение. М.: Издательство РАГС, 2003. 584 с.

18 Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. Т 33 проф. В.М. Корельского и проф. В.Д.Перевалова. М.: Издательство НОРМА, 2002. 612 с.

19 Теория государства и права: 1000 экзаменационных ответов / Под ред. Л.Ю. Колюшкина,  Н.И. Лавриненко. М.: МАРТ, 2004. 304 с.

 

1 Cм.: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С.228.

2 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 2000.  С. 312. 

3 См.: Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1973. Т. 2. С. 50.

4См.: Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования. М.: Вопросы философии, 2004. №6.  С.19-20.

5 См.: Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие .М.: Издательство ТГТУ, 2009. С.55.

6 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. С.57.

7 См.: Мелехин А.В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007. С.575. 

8 См.: Там же. С.577. 

9 См.: Пиголкин А.С. Теория государства и права. М., 2003. С. 220. 

10См.: Леушин В.И., Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997. С.93.

11 См.: Козырев  Г.И. Основы социологии и политологии. М.: ИД Форум,  2008. С. 25. 

12 См.: Абдулаев  М.И. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. М.: Финансовый контроль, 2004. С.81.

13 См.: Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. М.: Юнити - Дана, 2007. С.281.

14 См.: Теория государства и права. Учебное пособие для вузов / под ред. Т 33 проф. В.М. Корельского и проф. В.Д.Перевалова. М.: Издательство НОРМА, 2002.  С.97.

15 См.: Теория государства и права. Учебное пособие для вузов / под ред. Т 33 проф. В.М. Корельского и проф. В.Д.Перевалова.  М.: Издательство НОРМА, 2002. С.98.

16 См.: Теория государства и права. 1000 экзаменационных ответов / под ред. Л.Ю. Колюшкина,  Н.И. Лавриненко.  М.: МАРТ, 2004. С.278.

17 См.: Головастикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права. М.: Эксмо, 2005. С.556.

18 См.: Мелехин А.В. Теория государства и права. М.: МЭСИ, 2005. С. 234.

19 См.: Правоведение. Учебник / Под.общ.ред Г.В. Мальцева. М.:Издательство РАГС, 2003. С.87.

20 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2002.С.303.

21 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права.М.: Юристъ, 2002.С.304.

22 См.:  Борисов Г.А. Теория государства и права. М.: Издательство БелГУ, 2007.С.134.




Информация о работе Гражданское общество