Гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 03:13, курсовая работа

Краткое описание

Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственных органов.

Оглавление

Оглавление
стр.
Введение 3
1. Гражданское общество: понятие, признаки, структура 4
1.1. Понятие и признаки гражданского общества 4
1.2. Структура гражданского общества 6
2. Становление гражданского общества в России 9
2.1. История развития гражданского общества в России 9
2.2. Становление гражданского общества современной России 12
3. Государство и гражданское общество: их соотношение 16
Заключение 24
Библиография 26

Файлы: 1 файл

Курсовая Гражданское общество.docx

— 62.16 Кб (Скачать)

Отказ от принципа социальной справедливости привел к снижению уровня и ухудшению качества жизни большинства  россиян, вытеснению значительной части  населения за черту бедности. Возникло резкое социальное расслоение - признак  отсутствия среднего класса как гаранта  стабильной демократии. Невыполнение социальных обязательств перед населением при одновременной приватизации узкой группой лиц национальных богатств и институтов государственной  власти раскололо общество на преуспевающее  меньшинство и проигравшее большинство.

В то же время государство  отказалось от своих прямых обязанностей по созданию в России правовых, социальных и экономических институтов, соответствующих  современному обществу. Правовой вакуум содействовал криминализации российской экономики. Произошло сращивание бизнеса  с государственными структурами, создавшее  почву для бурного роста коррупции  и заложившее основы олигархической системы в современной России.

Для установления гражданского общества в современной России необходимо формирование определенных условий.

Свободное общество может  быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства - в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Последние должны иметь шанс ее получить. Такой подход разделяется большинством современных политических сил, которые ориентируются на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства. Пересмотр подходов к реформам, который был характерен для России в 1990-е гг., необходим, учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост.

Гражданское общество - это  общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных  и слабых. Это означает, что важнейшим  условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки.

Свободное общество может  быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок - не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать.

В современной России не разрешено одно из базовых противоречий между российским социумом и государством. Суть его заключается в следующем: существующая потребность в организации повседневной жизни, которая должна регулироваться недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с односторонней зависимостью от социальных институтов, которые пользуются властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав. С этим противоречием сталкивается не только большинство граждан, но и активисты общественных организаций.

Гражданское общество завоевало  свое право на физическое существование  и политическую значимость благодаря  определенной системе гарантий со стороны государства. В этом заключается взаимообусловленность и взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обществом и государством.

Таким образом, образование гражданского общества началось в ходе перестройки, когда граждане получили возможность создавать независимые организации: объединения потребителей, защитников окружающей среды, национальные или культурные общества, благотворительные фонды, правозащитные или иные организации.

2.2. Становление  гражданского общества современной  России

 

С точки зрения оптимальных  условий своего развития гражданское  общество в период с 2000 по 2008 годы находилось в более сложных и трудных  условиях, чем прежде. Приход президента Медведева и переход к дискурсу системной модернизации и инновационного типа развития позволил  выдвинуть в первом президентском послании Федеральному собранию в ноябре 2008 г., так называемых, «10 политических инициатив», связанных с расширением масштабов и качества народного представительства, возвратить интерес к нормам и ценностям демократии и ограничения всевластия политико-государственой бюрократии, которая все больше стала превращаться в оплот и фундамент политической системы российского общества. На Заседании Госсовета 22 января 2010 г. эти идеи получили более конкретное развитие, воплотившись в ряд законодательных актов по расширению политической конкуренции и реальной многопартийности [28].

Необходимость обновления политической системы Российской Федерации  впервые была обоснована Владимиром Владимировичем Путиным в своём  первом Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Практическая работа по её формированию носила системный  и последовательный характер. Первым шагом стало принятие в 2001 году федерального закона о политических партиях [3]. Логика нового закона предполагала создание предпосылок для усиления объединительных тенденций в партийном строительстве, стимулирование создания таких партийных структур на региональном уровне. Поэтому полноценными участниками политических процессов смогли стать только партии, имеющие широкую социальную базу.

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич  Медведев в своих посланиях Федеральному Собранию 2008 и 2009 годов уделил особое внимание проблеме укрепления демократических  институтов, в первую очередь на региональном и местном уровнях. Этот процесс начался в 2003 году с  принятия законодательных актов  об избрании не менее половины депутатов  законодательного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  на пропорциональной избирательной  основе. Переход на использование  пропорциональной избирательной системы  на выборах депутатов региональных законодательных собраний стал началом  становления многопартийности на региональном уровне [1].

Принятие и реализация закона о политических партиях дали толчок к дальнейшему совершенствованию  избирательного законодательства. Проводимая в России реформа местного самоуправления, административная реформа, изменения  в сфере функционирования партийно-политических сил выявили необходимость внесения изменений и дополнений в избирательное  законодательство. Унификация в федеральном  законодательстве основных правил и  процедур на выборах любого уровня обеспечила в целом профессиональный подход к организации избирательных  кампаний со стороны политических партий, кандидатов, а также со стороны  избирательных комиссий, что способствовало в том числе и выработке  единообразного подхода к разрешению избирательных споров.

Реформ в судебной сфере уже было несколько, но при  формировании новой судебной системы  были решены только основные проблемы. Дальнейшие шаги по развитию судебной системы свидетельствуют об увеличении со стороны общества к суду доверия, об особом отношении. При этом можно сказать, что уже очевидно повышена независимость суда, укреплён этот институт. Принят федеральный закон, позволяющий повысить ответственность за соблюдение сроков рассмотрения в судах гражданских дел [4]. Создаётся механизм компенсации ущерба гражданам в связи с нарушением их прав в сфере осуществления судопроизводства, обеспечивается доступность информации о деятельности судов. Исполнение судебных решений, являющееся одним из слабых мест нашего правосудия, постепенно входит в цивилизованное русло. Произошла гуманизация уголовного законодательства. Начиная с 2012 года предполагается введение апелляционной инстанции при рассмотрении гражданских дел, а к 2013 году – и уголовных дел [5].

Cерьёзные изменения происходят в последние годы также и в системе правоохранительных органов. Существующая структура органов внутренних дел, организация их деятельности, кадровая политика также будут модернизированы в соответствии с концепцией, изложенной в Указе Президента Российской Федерации «О совершенствовании деятельности органов внутренних дел», с введением практики ротации руководящего состава, сокращением численности сотрудников, усилением борьбы с коррупцией [6]. В этом процессе формирования кадровой политики в правоохранительных органах очень многое зависит от институтов гражданского общества. Не огульное шельмование этой очень важной для общества системы, не предвзятые обвинения в нарушениях прав человека, а здоровая критика, участие в работе создаваемых, прежде всего в органах МВД, общественных советов, привлечение населения к охране правопорядка будут способствовать укреплению правоохранительных органов, расширению форм их взаимодействия с политическими партиями, иными общественными организациями.

Политическая система  и политические институты Российской Федерации находятся в настоящее  время в стадии развития. Демократические  институты в целом сформированы, но требуют постоянного внимания. Гражданское общество формирует  свои институты. И поэтому уровни самоорганизации и самоуправления пока ещё невысоки. Политическая система должна быть адекватна уровню задач, стоящих перед страной в ХХI веке, соответствовать современной структуре общества, обеспечивать интересы каждого гражданина.

Вступили в силу поправки в Конституцию РФ об увеличении президентского срока и полномочий Госдумы. Новый закон начинает действовать с момента опубликования в Российской газете. 

Теперь глава государства  будет избираться сроком на шесть лет, а не на четыре. Депутаты нижней палаты парламента будут исполнять свои обязанности в течение пяти лет. Этим правом смогут воспользоваться только президент и законодатели, которых изберут в следующий раз.

11 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму проекты законов, касающихся изменения сроков полномочий президента и Думы, а также полномочий нижней палаты в отношении правительства. 12 ноября предложения Медведева поддержал премьер-министр России Владимир Путин.

Закон был принят Госдумой РФ 21 ноября 2008 года и одобрен Советом  Федерации 26 ноября 2008 года.

К списку успешным действиям  в рамках становления гражданского общества современной России отнесены:

- "пятидневная война"  по принуждению Грузии к миру  с Абхазией, в качестве изменений внешней политики;

- приняты поправки в  УК РФ, направленные на гуманизацию  российской пенитенциарной системы  и декриминализацию мелких преступлений.

Таким образом, становление  гражданского общества в современной  России является постоянным процессом  формирования законодательства с учетом гуманизации самого общества.

 

 

3. Государство и гражданское общество: их соотношение

 

Гражданское общество —  это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но, в то же время, тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество погружены в обволакивающее их «глобальное человеческое общество» в самом широком смысле этого слова10.

Таким образом, государство  и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного  организма. В идеале развитое гражданское  общество создает условия для  свободных, демократических межличностных  отношений, для удовлетворения разнообразных  интересов и потребностей общественных индивидов.

Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе11. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.

В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

 Гражданское общество  имеет свою, достаточно сложную  внутреннюю структуру. Для него характерно наличие в основном не вертикальных, как в государстве, иерархических связей, а горизонтальных, главным образом невластных соединений12. Последние весьма разнообразны и образуют три слоя. Фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Прежде всего, это экономические отношения, основанные на экономическом плюрализме, многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. Именно экономический плюрализм дает возможность преодолеть существующее отчуждение человека от средств производства13. Гражданское общество только тогда будет жизнеспособно, когда каждый его член станет обладать вполне конкретной собственностью или иметь право на использование и распоряжение собственностью, произведенным им общественным продуктом по своему усмотрению. Владение собственностью может быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности (кооператива, колхоза, предприятия и др.) действительно является таковым. Иными словами, наличие собственности — основополагающее условие свободы личности как в гражданском, так и в любом другом обществе.

Информация о работе Гражданское общество