Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 15:53, контрольная работа
В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.
Содержание:
Введение.......................................................................................................3
1. Государство — сложное и исторически-развивающееся общественно-политическое явление................................................................................................4
2. Плюрализм в понимании и определении государства......................................12
3. Сущность государства, его эволюционно-исторические аспекты.......................15
4. Соотношение общества и государства........................................................21
Заключение...................................................................................................26
Список использованной литературы....................................................................28
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Институт социологии и права
Кафедра
права
Курсовая работа
по дисциплине: «Теория государства и права»
на тему:
Государство:
понятие, генезис, основные характеристики.
Исполнитель: студент группы Вт-132 Ю
Колесниченко
Л.В.
Руководитель:
ст. преподаватель Игишев К.А.
Екатеринбург
2011
Содержание:
Введение......................
1. Государство
— сложное и исторически-
2. Плюрализм
в понимании и определении
государства...................
3. Сущность государства,
его эволюционно-исторические
4. Соотношение
общества и государства........
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение.
Тема работы: «Государство: понятие, генезис и основные характеристики» актуальна прежде всего тем, что история государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности» .
В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.
Цель работы: рассмотреть современные понятия и сущность государства, постараться раскрыть ее через понимание разных сторон государственно-правовой действительности, уделив при этом особое место рассмотрению исторических этапов его развития.
В процессе работы использовались различные
источники: фундаментальные труды по общей
теории государства С. С. Алексеева, В.
В. Лазарева, В. М. Корельского и др. авторов,
исторические труды, посвященные эволюции
государства М. Вебера, К. Маркса и Ф. Энгельса,
В. И. Ленина, Л. Дюги, К. Каутского и др.
Современная историческая точка зрения
на развитие государства высказана З.
М. Черниловским Хрестоматия по всеобщей
истории государства и права.
1. Государство
— сложное и исторически-
Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. (Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет.) Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.
Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).
Такие крупные события в общественной
жизни имели столь же крупные многочисленные
последствия. В изменившихся условиях
возросла роль мужского труда, который
стал явно приоритетным по сравнению с
женским домашним. В связи с этим матриархальный
род уступил место патриархальному, где
родство уже ведется по отцовской, а не
по материнской линии. Но еще более важным
было, пожалуй, то, что родовая община постепенно
начинает дробиться на патриархальные
семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников),
интересы которых уже не полностью совпадают
с интересами рода. С возникновением семьи
началось разложение родовой общины. Наконец,
наступил черед неизбежной при разделении
труда специализации, повышения его производительности.
Прибавочный продукт как следствие роста
производительности труда обусловил появление
экономической возможности для товарообмена
и присвоения результатов чужого труда,
возникновения частной собственности,
социального расслоения первобытного
общества, образования классов, зарождения
государства.
Формирование государства — длительный
процесс, который у различных народов
шел разными путями. Ныне доминирует мнение,
что одним из основных является восточный
путь возникновения государства, «азиатский
способ производства» (вначале — Древний
Восток, затем — Африка, Америка, Океания).
Здесь очень устойчивыми, традиционными
оказались социально-экономические отношения
и структуры родового строя — земельная
община, коллективная собственность. Управление
общественной собственностью становилось
важнейшей функцией родоплеменной знати,
которая постепенно превращалась в обособленную
социальную группу (сословие, касту), а
ее интересы все более обособлялись от
интересов остальных членов общества.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества,обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится, прежде всего, к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство профеодальным.
Таким образом, на этапе производящей
экономики под воздействием разделения
труда, появления патриархальной семьи,
военных захватов, запрета инцеста и других
факторов происходит расслоение первобытного
общества, обостряются его противоречия,
вследствие чего родовая организация
социальной жизни изживает себя, а ей на
смену с той же неизбежностью приходит
новая организационная форма общества-
государственность.
Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них.
Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем.
Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править „черноголовыми“»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, говорится в послании апостола Павла к римлянам,- ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».
Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
Информация о работе Государство: понятие, генезис, основные характеристики