Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 23:03, курсовая работа
Рабовладельческое государство – первый исторический тип государства, возникший на рубеже IV и III вв. до н.э. (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III-V вв. н.э. В Китае он был заменен феодальным строем раньше, чем в других странах (еще во II-I вв. до н.э.), а высшего (классического) развития достиг в Древней Греции и в Древнем Риме. У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали рабовладельческий строй.
1. Рабовладельческое государство………..……………………………………..2
2. Рабовладельческое право…………………………………………………….15
Литература……………………
Занятие должностей в государственном аппарате было доступно лишь знатной, состоятельной части населения. Должности (назначаемые и выборные) были безвозмездными. Рабы не могли занимать никаких должностей и даже состоять в армии. Солдаты рекрутировались из неимущей части свободного населения.
Во-вторых, отличительной чертой механизма рабовладельческого государства является его эксплуататорский характер, ибо все органы государственного аппарата служили цели закрепления классового неравенства и эксплуатации рабов, а также неимущей части свободного населения.
В-третьих,
механизм рабовладельческого государства
отличался простотой. Он не был таким
громоздким, как это свойственно,
например, механизму современного государства.
Применительно к
Механизму рабовладельческого государства не были известны представительные органы (парламент, муниципалитеты и т.д.). Их отсутствие объясняется открыто классовым характером диктатуры рабовладельцев. Следует оговориться относительно такого пережитка родового строя, как народные собрания. Некоторое время они еще сохранялись, хотя содержание их деятельности уже изменилось. Они охватывали лишь свободное население, причем только его мужскую часть. Как правило, вопросы выносились не решением общества, а по инициативе магистратов. Постепенно они были вытеснены органами государственного аппарата. Народного представительства как такового эпоха рабовладения не знала, там, где была демократия, она была демократией лишь для малочисленного слоя населения – рабовладельческой знати.
Анализируя
отдельные части механизма
С развитием рабовладельческого государства совершенствовалась и армия. Наиболее крупной реформой была военная реформа Мария (Рим, 107 г. до н.э.), вводившая добровольную вербовку наёмников в постоянную армию вместо прежнего гражданского ополчения из свободного населения (землевладельцев). Добровольцами пошли люмпен-пролетарии, так как им стали платить жалованье и давать полное снаряжение. Это, несомненно, повысило боеспособность армии, освободив ее от пережитков первобытного строя, обеспечив рабовладельцев послушной наемной силой.
Другой не менее важной частью механизма рабовладельческого государства был чиновничий аппарат, который состоял из различных учреждений, ведающих отдельными областями управления. Должности в нем, как уже отмечалось, занимали лишь имущие. В Риме к органам административного аппарата относились Сенат и магистратуры, в афинском государстве – Совет пятисот. В Риме, например, Сенат осуществлял и законодательную, и судебную власть. В магистратурах особое значение имели должности претора, цензора, эдила, квестора. Претор мог командовать войсками, но главной его обязанностью была охрана порядка в городе, уголовная и гражданская юрисдикция, ставшая впоследствии основной его деятельностью. Цензор ведал финансами, а также производством общественных работ. Появление эдилов и квесторов свидетельствует о расширении бюрократического аппарата. В их ведение входили: забота о продовольствии, наблюдение за рынками, устройство общественных игр, вопросы пополнения государственной казны, ведение архивов и приходно-расходных книг, распределение военной добычи.
Основная тенденция развития механизма рабовладельческого государства – создание централизованного аппарата на принципе назначения. Процесс централизации наиболее ярко выражен в рабовладельческих государствах восточной деспотии. В руках монарха-царя сосредоточивалась вся полнота власти, причем он был одновременно представителем и светской, и духовной власти, главнокомандующим и высшей судебной инстанцией. Главные ведомства возглавлялись высшими сановниками. В Китае, например, один из них ведал армией и назывался «укротителем повстанцев», другой – «начальник земледелия» – ведал работами и повинностями в пользу государства.
Все рабовладельческие государства были одинаковыми по классовой сущности, но отличались друг от друга по форме организации диктатуры рабовладельцев: это была либо монархия, либо республика – демократическая или аристократическая. Несмотря на то что формы правления различались, суть оставалась одна: рабы не имели никаких прав и были угнетенным классом. Разнообразие форм рабовладельческого государства объясняется наличием при одинаковой экономической основе и классовой природе отдельных конкретно-исторических условий существования каждого государства (соотношение классовых сил, внешняя обстановка, географические и климатические условия, способствовавшие, например, развитию большого ирригационного хозяйства в масштабах всей страны, созданию сильной централизованной власти).
Рабовладельческие монархии имели место в большинстве государств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай), где сложились так называемые восточные деспотии. Их особенности заключались в наличии сельской общины, отсутствии частной собственности на землю, установлении сильной централизованной власти для проведения общественных работ по строительству ирригационных сооружений. Древние общины составляли в течение тысячелетий основу самой грубой государственной формы – восточного деспотизма, где вся полнота государственной и духовной власти сосредоточивалась в руках монарха. Таким образом, в государстве Древнего Востока с пережитками первобытно-общинного строя в виде сохранившейся земельной (сельской) общины, слабым развитием частной собственности на землю, коллективным рабовладением (государственные, храмовые рабы), которое долгое время существовало параллельно с частным владением, требовалась неограниченная власть деспота (фараона, царя т.д.). Развитие монархической формы правления во многом связывается с совершенствованием частной собственности, вытеснением совместной собственности на землю и рабов, обострением классовой борьбы; структура общества, а вместе с ней и народовластие приходят в упадок в той же мере, в какой развивается недвижимая частная собственность.
Рабовладельческая демократическая республика в наиболее типичной форме сложилась в Древней Греции (V в. до н.э.). Соотношение классовых сил требовало от господствующего класса объединения всех слоев свободного населения против рабов и метеков. Эта демократия была демократией для ничтожного меньшинства, для кучки рабовладельцев, составлявших 10–12% населения. Да и в отношении свободных граждан допускались изъятия: лишались политических прав женщины, фактически не пользовались ими неимущие слои (крестьяне и ремесленники). Для занятия должностей был установлен высокий имущественный ценз.
Афинская демократия характеризовалась такими чертами, как всеобщее (для граждан) избирательное право, ежегодное переголосование всех законов и переизбрание должностных лиц, выборность и оплата всех должностей, наличие института народного собрания.
Рабовладельческая аристократическая республика была известна Древнему Риму и Спарте. В выборах высших органов участвовала только привилегированная часть рабовладельцев.
Древнегреческие и древнеримские политические деятели, философы, юристы отстаивали естественность рабства. В работе «Республика» Платон, хотя и отмечал несправедливость состояния рабства, тем не менее не предлагал его уничтожить. Он считал его полезным, поскольку рабский труд обеспечивал досуг людям, занимавшимся умственным трудом. В другом произведении – «О Законах» он ратовал за сохранение рабства, но советовал лучше обращаться с рабами, чтобы они приносили больше пользы и в то же время были безопасны для рабовладельцев.
Аристотель
рассматривает рабство как
Среди современных
западных ученых получили распространение
теории под названием «модернизм исторического
процесса», где рабовладельческое общество
рассматривается как капитализм Древнего
мира. По их мнению, в древних государствах
Греции, Рима господствовал капитализм,
как и в современном западном обществе.
Смысл этих взглядов состоит в том, что
поскольку капитализм якобы вечен, постольку
бессмысленна всякая борьба с ним, борьба
за прогрессивное развитие, за общество
без эксплуатации. Другая разновидность
современных взглядов на рабовладельческое
государство состоит в его идеализации.
Приверженцы этой точки зрения признаки
афинской и римской государственности
ищут в современных государствах.
В неразрывной
связи и взаимодействии с рабовладельческим
государством находилось право. Оно представляло
собой совокупность общеобязательных
норм или правил поведения, направленных
на регулирование системы общественных
отношений в интересах господствующего
класса. Основными задачами рабовладельческого
права являлись: закрепление частной собственности
рабовладельцев на средства производства
и рабов, закрепление рабовладельческого
общественного и государственного строя,
различных форм господства класса рабовладельцев,
узаконение существовавшего социального
неравенства между различными группами
и слоями свободных людей.
Классовый характер рабовладельческого
права наиболее ярко проявляется в таких
важных для того времени нормативно-правовых
актах, как законы Солона в Афинах и Сервия
Тулия в Риме, закреплявшие имущественное
неравенство и делившие все население
страны в зависимости от их положения
в социальной структуре общества на касты
(варны), и др.
Полное бесправие рабов и открытое социальное
неравенство среди свободных закреплялись
также в ряде таких правовых памятников
эпохи рабовладения, какими были законы
Хаммурапи - в Древнем Вавилоне, законы
XII таблиц - в Древнем Риме, так называемая
"Книга законов" (Фацзин) - в Древнем
Китае, законы Драконта - в Афинах и др.
В соответствии с законами Ману в Индии,
например, существовало "семь разрядов
рабов" - раб, "захваченный под знаменем,
раб за содержание, рожденный в доме, купленный,
подаренный, доставшийся по наследству
и раб в силу наказания". Однако все
они являлись собственностью рабовладельцев
и были в равной мере бесправными. В имущественном
отношении бесправными в Древней Индии
были также члены семьи собственника.
"Жена, сын и раб, - говорится в законах
Ману, - трое считаются не имеющими собственности;
чьи они, того и имущество, которое они
приобретают".
О полном бесправии и зависимости рабов
от рабовладельцев свидетельствуют также
законы Хаммурапи, царя Вавилона, правившего
страной в XVIII в. до н.э. "Если раб скажет
своему господину: "Ты не мой господин",
- указывается в них, - то тот должен изобличить
его как своего раба, и затем его господин
может отрезать ему ухо". "Если человек,
- говорится в законах Хаммурапи, - выведет
за городские ворота раба дворца, или рабыню
дворца, или раба мушкенума (т.е. неполноправного
свободного человека), или рабыню мушкенума,
то его должно убить". Такая же кара,
имевшая своей основной целью полное закрепление
рабов как составной части собственности
за рабовладельцами, ожидала всякого,
кто присвоит себе чужого раба, кто "укроет
в своем доме беглого раба или рабыню,
принадлежащих дворцу или мушкенуму, и
не выведет их на клич глашатая", и в
других случаях.
Наибольшее развитие рабовладельческое
право вообще и отдельные его институты,
такие, например, как институт частной
собственности, наследования, займа, залога,
купли-продажи, хранения, обмена, и др.,
в особенности получили в Древнем Риме.
Основными формами или источниками римского
права были обычаи, зародившиеся еще в
недрах первобытнообщинного строя и получившие
общеобязательный характер в условиях
рабовладельческого общества. На первоначальных
стадиях развития Римского государства
и права (вплоть до V в. до н.э.) обычаи выступали
как единственные источники права и практически
мало чем отличались от многих религиозных
и нравственных предписаний.
На более поздних стадиях развития государства
и права в Древнем Риме широкое распространение
получили законы, которые представляли
собой, согласно толкованию римских юристов,
"то, что народ римский одобрил и постановил".
Законы коренным образом отличались от
"плебейских решений", принимаемых
и одобряемых плебсом. Плебс не входил
в понятие "римский народ" и в силу
этого не участвовал в принятии законов.
Среди других правовых актов Древнего
Рима выделялись эдикты магистратов, т.е.
публичные объявления правил, которые
подготавливались и обнародовались магистратами
при вступлении в должность. Согласно
Институциям римского юриста II в. Гая эдикты
представляли собой "постановления
и предписания тех лиц, которые имеют право
их издавать. Право же издавать эдикты
предоставляется магистратам римского
народа. Самое важное значение, однако,
в этом отношении имеют эдикты двух преторов
- городского и перегринского, юрисдикция
которых в провинциях принадлежит их наместникам..."
Важное значение в системе источников
римского права имели "ответы правоведов",
т.е. "мнения и суждения юристов, которым
позволено было устанавливать и творить
право"; императорские конституции
в виде декретов - решений императора по
судебным делам, поступившим к нему на
рассмотрение; мандатов - инструкций императора
должностным лицам, эдиктов, издаваемых
и широко обнародуемых наподобие эдиктов
магистратов; решений императора, рескриптов
- ответов императора на юридические вопросы
частных и должностных лиц - магистратов.
Эдикты и мандаты действовали лишь в период
пребывания у власти императора, издавшего
их. Декреты и рескрипты сохраняли свою
юридическую силу независимо от смены
того или иного императора.
Римское право, достигшее своего наибольшего
развития в период процветания рабовладельческой
частной собственности, торговли и ростовщичества,
оказало в последующем значительное влияние
на процесс формирования и развития буржуазного
гражданского права.
Информация о работе Государство и право в рабовладельческом строе