Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 04:10, реферат
Реальное содержание княжеской власти с течением времени меняется в сторону все большей полноты. Эти изменения шли в двух направлениях внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В ХIV-ХVI вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности.
Государственный строй
России в период централизации государства
Введение
На рубеже XIII–ХIV
веков в результате долгой и изнурительной
борьбы против величества Золотой Орды
на Руси сформировались предпосылки
для объединения разрозненных земель
в централизованное государство.
Среди таких предпосылок,
прежде всего, следует отметить идеологические
предпосылки, которые созрели задолго
до экономических. Представители русской
политической мысли настойчиво проводили
идею единства всех русских земель
как основы государственного существования
Руси. Повсюду, как в городах, так
и в деревне росло недовольство
населения, которое устало от бесконечных
и бессмысленных феодальных войн,
которые не прекращались даже в случаях,
когда страну опустошал внешний
враг.
Но главной причиной
централизации русских
Само экономическое
и социальное развитие XIV - первой половина
XVI веков вряд ли привело бы к образованию
централизованного государства. Инициаторами
решения общенародной задачи по объединению
русских земель выступили великие
московские князья.
Великий князь в
период централизованного государства
Московское государство
оставалось еще раннефеодальной
монархией. В силу этого отношения
между центром и местами
Постепенно изменилась
и юридическая природа
Главой Русского
государства был великий князь,
обладавший широким кругом прав. Он
издавал законы, осуществлял руководство
государственным управлением, имел
судебные полномочия.
Реальное содержание
княжеской власти с течением времени
меняется в сторону все большей
полноты. Эти изменения шли в
двух направлениях внутреннем и внешнем.
Первоначально свои законодательные,
административные и судебные правомочия
великий князь мог осуществлять
лишь в пределах собственного домена.
Даже Москва делилась в финансово-административном
и судебном отношениях между князьями-братьями.
В ХIV-ХVI вв. великие князья оставляли
ее обычно своим наследникам на правах
общей собственности. С падением
власти удельных князей великий князь
стал подлинным властелином всей
территории государства. Иван III и Василий
III не стеснялись бросать в тюрьму
своих ближайших родственников -
удельных князей, пытавшихся противоречить
их воле.[2]
Ф. Энгельс считал
власть главы централизованного
государства прогрессивным
В целях укрепления
международного престижа Иван III женился
на племяннице последнего византийского
императора Софье Палеолог - единственной
наследнице уже не существующего
константинопольского престола. Делались
попытки идеологического
Это верно в том
смысле, что Иван III, завершивший
освобождение Руси от татар, «сам держал»
свой княжеский стол, независимо от
Орды. Однако говорить о самодержавии
в полном смысле слова, т. е. о неограниченной
монархии в ХV и даже XVI в. еще не
приходится. Власть монарха была ограничена
другими органами раннефеодального
государства, прежде всего Боярской
думой.
Боярская дума
Важным органом
государства являлась Боярская дума.
Она выросла из совета при князе,
существовавшего еще в
Феодальные съезды
Они имели тот
же характер, что и во времена
Киевской Руси, но по мере укрепления централизации
государства постепенно отмирали.
Дворцово-вотчинная
система управления продолжала оставаться
раннефеодальной монархией. Московское
государство унаследовало от предыдущего
периода и органы центрального управления,
построенные по дворцово-вотчинной
системе. Однако расширение территории
государства и усложнение его
деятельности приходят в столкновение
со старыми формами управления, подготавливают
постепенное отмирание
Преобразование старой
системы начинается с ее усложнения.
Она подразделяется на две части.
Одну составляет управление дворца, во
главе которого стоит дворецкий
(дворский), имеющий в своем распоряжении
многочисленных слуг. Дворецкий ведал
и пашенными княжескими крестьянами.
Другую часть образовывали так называемые
«пути», обеспечивающие специальные
нужды князя и его окружения.
О назначении путей красноречиво
говорят сами их названия: Сокольничий,
Ловчий, Конюший, Стольничий, Чашничий.
Для выполнения их задач в ведение
путей выделялись определенные княжеские
села и целые местности. Пути не ограничивались
сбором тех или иных продуктов
и всяких благ с выделенных мест.
Они выступали и как
Вслед за усложнением
системы дворцово-вотчинных
Все это подготавливало
переход к новой, приказной системе
управления, выраставшей из прежней.
Такое перерастание началось в конце
XV в. Но как система приказное
управление оформилось только во второй
половине XVI в. Тогда же утвердился и
сам термин «приказ». Первыми учреждениями
приказного типа были Большой дворец,
выросший из ведомства дворецкого,
и Казенный приказ. Конюшенный путь
превратился в Конюшенный приказ,
теперь не только обслуживавший личные
потребности князя, но и связанный
с развитием конного
Местные органы управления
Местные органы управления.
Русское государство
Во главе отдельных
административных единиц стояли должностные
лица - представители центра. Уезды
возглавлялись наместниками, волости
- волостелями. Эти должностные лица
содержались за счет местного населения
- получали от него «корм», т. е. проводили
натуральные в денежные поборы, собирали
в свою пользу судебные и иные пошлины
. Кормление, таким образом, было одновременно
государственной службой и
Кормленщики были обязаны
управлять соответствующими уездами
и волостями собственными силами,
т. е. содержать свой аппарат управления
(тиунов, доводчиков и др.) и иметь
свои военные отряды для обеспечения
внутренней и внешней функций
феодального государства. Присылаемые
из центра, они не были лично заинтересованы
в делах управляемых ими уездов
или волостей, тем более что
их назначение было обычно сравнительно
краткосрочным - на год-два. Все интересы
наместников и волостелей были сосредоточены
преимущественно на личном обогащении
за счет законных и незаконных поборов
с местного населения. Система кормления
была не способна в условиях обостряющейся
классовой борьбы обеспечить в должной
мере подавление сопротивления восстающего
крестьянства. От этого особенно страдали
мелкие вотчинники и помещики, которые
были не в состоянии самостоятельно
обезопасить себя от «лихих людей».
Поднимающееся дворянство было недовольно
системой кормления и по другой причине.
Его не устраивало, что доходы от
местного управления шли в карман
бояр и что кормление обеспечивает
боярству большой политический вес.
Местные органы власти
и управления не распространяли свою
компетенцию на территорию боярских
вотчин. Княжата и бояре, как и
прежде, сохраняли в своих вотчинах
иммунитетные права. Они были не просто
землевладельцами, но и администраторами
и судьями в своих деревнях
и селах. [9]
Судебные органы
Так же, как и ранее,
специальных судебных органов все
еще не существовало. Суд не был
отделен от администрации, все указанные
выше органы - великий князь, Боярская
дума, дворцовые ведомства, приказы,
наместники и волостели - исполняли
судебные функции. Сохранилась и
вотчинная юстиция. Продолжал существовать
церковный суд. По мере создания губных
органов многие уголовные дела (о
разбоях, убийствах, татьбе и др.) были
переданы им. В судах действовали
вспомогательные должностные
Информация о работе Государственный строй России в период централизации государства