Государственный орган: понятие, характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

Государственная власть - эта обусловленная объективными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воли всего общества или его части при помощи государственного принуждения. Государственная власть реализуется во властных отношениях, складывающихся в силу необходимости регулирования поведения людей.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в нашем государстве власть разделена на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную. Несмотря на это некоторые авторы юридической литературы относят контрольно-надзорные органы РФ к четвертой ветви государственной власти.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие и особенности государственного органа
1.1 Понятие органа государства и его признаки……………………….. 4
Глава 2. Характеристика органов государства
2.1 Общая характеристика системы государственных органов………. 8
Заключение……………………………………………………………………... 13
Список использованной литературы…………………………………………. 15 

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГОТОВА.docx

— 32.88 Кб (Скачать)

Органы  государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы.      

 Главой органов государственного  управления может быть монарх, президент или глава правительства - премьер-министр, в зависимости от формы правления.     

Пост  главы государства существует при  всех формах правления. В монархических  государствах - это наследственный монарх, в республиках - президент. Глава обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.     

Пост  Президента России был учрежден в 1991 году всенародным референдумом, а конституционный статус его прописан в Конституции 1993 года. Президент России является главой федеративного государства, обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями. Под руководством Президента РФ находятся все органы исполнительной власти, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти.      

 Правительственная власть может  составлять прерогативу одного  лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.      

 В органах исполнительной власти  практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем государства, правительства, главами администраций.     

В Российской Федерации государственное  управление осуществляет Правительство, состоящее из председателя, заместителя  председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Правительство РФ обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Ст. 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.     

В Российской Федерации органы исполнительной власти  в своей основной деятельности не подотчетны  и неподконтрольны  органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними.     

Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежит  различным по названию органам: правительствам, областной или краевой администрации, которые возглавляются различными должностными лицами (губернаторами, главами  администраций, председателями правительства).     

Государственное управление на местах осуществляется посредством либо назначаемых центром  местных органов исполнительной власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления.     

3. Судебные органы.  Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.     

Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.     

Органы, осуществляющие правосудие, - третья ветвь  государственной власти, которая  играет особую роль в механизме государства. Особая роль органов судебной власти определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие.    

Судебная  власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в п.2, ст.118 Конституции РФ.      

 Конституцией Российской Федерации  предусмотрены:      

1. Конституционный Суд РФ;      

2. Верховный Суд РФ;      

3. Высший Арбитражный Суд РФ;      

4.  соответствующие суды субъектов  федерации, действующие как части  единой судебной системы.      

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126 Конституции РФ).     

Высший Арбитражный Суд  РФ является высшим судебным органом  по разрешению экономических споров (ст.127 Конституции РФ).     

Конституционный Суд призван  осуществлять контроль над всеми  государственными органами в РФ, давать заключения о соответствии издаваемых нормативных актов и заключаемых  международных договоров Конституции  РФ. Конституционный Суд решает также  споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.125 Конституции РФ).     

Кроме того, значительную роль в государственном механизме  ряда стран играет система органов  прокуратуры. Прокуратура, не входя  ни в одну из трех ветвей власти, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным  исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры  осуществляют надзор за соблюдением  законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при  рассмотрении дел в судах, при  исполнении наказаний и других мер  принудительного характера.

 

Заключение

 

В данной работе была рассмотрена  система органов государственной  власти РФ.

Российская федерация  демократическое государство, имеющее  законодательную и исполнительную власть.

Главой государства является Президент Российской Федерации. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Высшим Федеральным органом  законодательной власти в Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации, которое имеет двухпалатную структуру (нижнюю и верхнюю):

Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ, которое является коллегиальным  органом, который непосредственно  осуществляет управление страной.

Управление на местах, законодательная  и исполнительная власть, осуществляет само выборными органами, либо назначенными центральной властью лицами, или  и теми и теми при строгом разграничении  их компетенции. Россия – многонациональное  федеративное государства, поэтому  для него особую актуальность представляет вопрос об эффективной деятельности органов государственной власти субъектов федерации. Нормативное  основание ответственности органов  государственной власти субъектов  Федерации закреплено в Федеральном  законе «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник для ВУЗов. М., 2009
  2. Теория государства и права: учебник для ВУЗов / под ред. М. Н. Марченко. М., 2008
  3. Теория государства и права: учебник для ВУЗов / под ред. А. В. Малько. М., 2008.
  4. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. Ред. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, 2009. 496 с.
  5. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / под ред. М. Н. Марченко. М., 2008
  6. Сырых В. М. Логические основания общей теории права: учебник для ВУЗов. М., 2004
  7. Теория государства и права: учебник для ВУЗов / под ред. А. С. Пиголкина. М., 2008
  8. Теория государства и права: учебное пособие / под ред. А. Б. Венгерова. М., 2005
  9. Философия права: учебник для ВУЗов / под ред. О. Г. Данильяна. М., 2005
  10. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник для ВУЗов. М., 2009
  11. Чашин А. Н. Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права. М., 2008
  12. Честнов И. Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Эпистемология государства и права: учебное пособие. СПб., 2004
  13. Честнов И. Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Исторические предпосылки и эволюция государства и права: учебное пособие. СПб., 2005
  14. Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976.
  15. Гаврилов О.А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании. М., 1980.

Гаврилов О.А. Стратегия  правотворчества и социальное прогнозирование. М., 1993.


Информация о работе Государственный орган: понятие, характеристика