Государственные финансы: структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Краткое описание

Государственная бюджетная система представлена:
- федеральным бюджетом;
- бюджетами национально-государственных и административно-
территориальных образований;
- местными бюджетами.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Доходы государственного бюджета 5
1.1.Понятие дохода государственного бюджета 5
1.2 Роль налогов в формировании государственного
бюджета 9
1.3 Формирование государственного бюджета за счет
государственных займов 16
Глава 2. Расходы государственного бюджета 19
2.1. Бюджетные расходы 19
2.2. Дефицит бюджета 26
2.3. Государственный долг 28
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

gosfin.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства.

По методам  размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов свободно продаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигации. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией давления, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

     Наконец, государственные займы могут  быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

Глава 2. Расходы государственного бюджета 
 
2.1. Бюджетные расходы

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

      Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание вооружённых сил  и государственного аппарата; финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства; выплата процентов по государственному долгу. Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики.

     Расходы бюджета, согласно Бюджетному кодексу  РФ, – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные  и текущие.

Капитальные расходы  бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

     1) расходы на инвестиции в действующие  или вновь создаваемые структуры  в соответствии с утвержденной  инвестиционной программой;

     2) средства, предоставляемые в качестве  бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

3) расходы на  проведение капитального ремонта  и иные расходы, связанные с  расширенным воспроизводством;

4) расходы, при  осуществлении которых создаётся  или увеличивается имущество,  находящееся в собственности РФ, её субъектов и муниципальных образований;

5) другие расходы,  вошедшие в капитальные расходы  в соответствии с экономической  классификацией расходов бюджетов  РФ.

Текущие расходы  бюджетов предназначены для обеспечения  текущего функционирования органов  государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

     В расходной части бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ предусматривает создание резервных фондов: органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утверждённых расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

     Предоставление  бюджетных средств осуществляется в формах:

     - ассигнований на содержание бюджетных  учреждений;

- средств на  оплату товаров, работ и услуг,  выполняемых физическими и юридическими  лицами по государственным или  муниципальным контрактам;

- трансфертов  населению, включающих в себя ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и её субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

- ассигнований  на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнований  на компенсацию дополнительных  расходов, возникших в результате, принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению  бюджетных расходов или уменьшению  доходов;

- бюджетных кредитов  юридическим лицам; 

- субвенций и  субсидий физическим и юридическим  лицам;

- инвестиций  в уставные капиталы действующих  юридических лиц;

- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий  бюджетам других уровней бюджетной  системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

- кредитов иностранным  государствам;

- средств на  обслуживание и погашение долговых  обязательств, в том числе государственных  или муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов местного самоуправления.

Предоставление  субсидий и субвенций юридическим  лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также  гражданам предпринимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются  соответствующим бюджетом при условии  включения их в федеральную целевую  программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.

Оказание  из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам РФ может быть осуществлено в форме предоставления:

     а) дотаций на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  РФ;

     б) субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

     в) бюджетной ссуды на покрытие временных  кассовых разрывов, возникающих при  исполнении бюджета РФ.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных  расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

1. По роли  в общественном производстве;

2. Общественному  назначению;

3. Отраслям производства;

4. Целевому назначению.

     По  роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

- расходы на  содержание и развитие материального  производства (расходы на расширенное  воспроизводство и реконструкцию,  новые технологии и т.п.);

- расходы на  содержание и дальнейшее развитие  непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

- расходы на  создание государственных резервов (затраты на формирование и  обслуживание страховых и резервных  фондов).

     С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

     В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных  расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы  федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

- расходы на  народное хозяйство и поддержку  экономики;

- расходы на  социально-культурные нужды;

- военные расходы;

- расходы на  управление.

     В соответствии с действующим законодательством  в Российской Федерации исключительно  из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

     - обеспечение деятельности Президента  РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной  палаты РФ, Центральной избирательной  комиссии РФ, федеральных органов  исполнительной власти и их  территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- функционирование  федеральной судебной системы;

- осуществление  международной деятельности в  общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

- национальная  оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные  исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

- государственная  поддержка железнодорожного, воздушного  и морского транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий федерального  масштаба;

- исследование  и использование космического  пространства;

- содержание  учреждений, находящихся в федеральной  собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

- формирование  федеральной собственности;

- обслуживание  и погашение государственного  долга Российской Федерации;

- компенсация  государственным внебюджетным фондам  расходов на выплату государственных  пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

Информация о работе Государственные финансы: структура и функции