Государственные ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Понятие Акционерного общества закрытого типа зародилось вместе с понятием коллективной собственности, а точнее собственности нескольких людей. Для создания и функционирования крупного предприятия уже было недостаточно вложений одного человека, на это могли пойти только самые крупные промышленники, остальные же искали себе партнеров для создания дела, создавая предприятие с долевым участием нескольких людей как по затратам, так и при распределении прибыли, при расширении дела никто не мог быть принят в число партнеров без согласия на то остальных членов-участников. В современном понятии это Акционерное общество закрытого типа, столь распространенное сейчас в нашей стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3-4

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………………………...5

§ 1.1 История возникновения и развития рынка государственных ценных бумаг в России ……………………………………..………………..5-11

§ 1.2 Общая характеристика государственных ценных бумаг …...11-13

ГЛАВА II. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ.….………14

§ 2.1 Государственные долгосрочные облигации (ГДО) ………....14-15

§ 2.2 Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)………………………………………………………………………….15-18

§ 2.3 Облигации федерального займа (ОФЗ) ………………………19-20

§ 2.4 Облигации государственного сберегательного займа(ОГСЗ)21-22

§ 2.5 Государственные казначейские обязательства (КО)………...23-25

§ 2.6 Субфедеральные и муниципальные ценные бумаги………...25-26

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ………………………....…27-30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………......................31-33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….........................34

Файлы: 1 файл

российское предпринимательское право.docx

— 68.38 Кб (Скачать)

Население России может покупать и ГКО. Для этого надо только прийти в банк, являющийся дилером на рынке ГКО, и совершить через него куплю или продажу. Но экономически оправдано это будет только для профессионалов, т.к. эта работа требует полной отдачи, чтобы получить положительный результат.

Центробанк разработал инструкцию об инвестиционных счетах коммерческих банков, которым будет разрешено брать деньги у населения для включения их в рынок ГКО. Оператором этих денег будет являться соответствующий коммерческий банк, который будет зарабатывать деньги на операциях с пакетами ГКО для себя и для населения.

Вложение денежных средств в государственные ценные бумаги выгодно отличается от размещения в банковские депозиты: надежность таких инвестиций пока не вызывает сомнений, поскольку активное привлечение денежных средств как на внутреннем, так и на внешнем рынке является важнейшей частью государственной политики России. Крах того или другого российского банка, пусть даже крупнейшего, не вызовет таких последствий, как потеря доверия западных финансовых структур к проводимой правительством финансовой политике. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги можно продать в любой момент без существенных потерь, накопленных процентов. Нелишне будет вспомнить и о возможности спекулятивной игры. Сильнейшее снижение доходности ОСЗ (до 14-16 % годовых) сделало этот инструмент непривлекательным как раз для тех категорий инвесторов, на которые он был рассчитан. Вместе с тем растет число банков, существенно не ограничивающих минимальный размер инвестиций для частных лиц, желающих работать на рынке ГКО – ОФЗ.

В ходе новации были размещены два выпуска ГКО со сроками погашения в марте и июне 1999 г. В установленные сроки эти выпуски были погашены.

 

 

2.3. Облигации федерального займа (ОФЗ)

 

Облигации федерального займа были введены в обращение в июне 1995 года. ОФЗ – первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации. Срок обращения свыше 1 года, форма существования – документарная с обязательным централизованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ценной бумаге. Эмитентом облигаций федеральных займов от имени государства выступает Министерство финансов Российской Федерации, устанавливающее для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, определяющегося на основе доходности по ГКО, дату размещения, дату погашения, сроки выплаты купонного дохода, а также ограничения для потенциальных владельцев. Порядок выпуска и обращения ценных бумаг определен Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 458 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов». Эмиссия облигаций федеральных займов осуществляется в виде отдельных выпусков. Основные параметры выпуска ОФЗ во многом совпадают с параметрами ГКО.

Значительным отличием облигаций федерального займа от ГКО является то, что эти ценные бумаги – купонные, доход по которым выплачивается раз в квартал и ориентирован на доходность по государственным краткосрочным облигациям, обращающимся на вторичном рынке. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее, чем за семь дней до даты начала размещения; по следующим купонам, включая последний, – не позднее, чем за семь дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

Облигации федерального займа с переменным купоном были размещены на аукционе, состоявшемся на ММВБ 14 июля 1995 года. Объем выпуска составил 1 трлн. рублей, а номинальная стоимость облигации – 1 млн. рублей. Официальные дилеры приобрели 72,56% ОФЗ, доля инвесторов составила 27,44%. Доходность облигаций, размешенных на аукционе, значительно превышала доходность государственных краткосрочных облигаций, что привело к перетеку средств с рынка ГКО на рынок ОФЗ. Однако в дальнейшем положение изменилось, активность участников рынка ОФЗ понизилась.

На ММВБ 12 июля 1995 года состоялся аукцион, на котором был размещен второй выпуск ОФЗ. Объем этого выпуска составил 3 трлн. рублей, а спрос на облигации – 1,418 трлн. рублей. Было размещено облигаций на сумму 1,177 трлн. рублей.

Скромными оказались результаты аукциона по дополнительному траншу третьего выпуска облигаций федерального займа, прошедшего 1 ноября 1995 года. Срок погашения облигаций – 22 ноября 1997 года, дата выплаты первого купона – 22 ноября 1995 года. Из предложенных 500 млрд. рублей удалось разместить облигаций на сумму 166 млрд. рублей.

Аукцион по размещению четвертого выпуска ОФЗ состоялся 22 ноября 1995 года. Объем эмиссии составил 1 трлн. рублей, срок погашения – 28 мая 1997 года. Первоначальный спрос составил 0,7 трлн. рублей по номиналу Министерства финансов РФ, установившего довольно низкую цену отсечения (91,01%). Удалось разместить облигаций на сумму 522 млрд. рублей по номиналу, удовлетворив почти 75% заявок.

К концу 1995 года на рынке ценных бумаг обращались три выпуска ОФЗ со сроком обращения первых двух – 378 дней и последнего – 553 дня.

Существенное отличие среднесрочных ценных бумаг от краткосрочных ярко проявляется на вторичном рынке, когда при заключении сделок с ОФЗ наряду с выставленной ценой и объемом заявки появляется еще один параметр – сумма накопленного дохода, пропорциональная времени, на протяжении которого облигация находилась во владении держателя. Поэтому при заключении сделки с ОФЗ покупатель помимо номинальной стоимости облигации и курсовой надбавки должен уплатить продавцу накопленный купонный доход.

2.4. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

 

На быстро развивающемся рынке ценных бумаг России появился новый вид долгового обязательства – облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), призванные стать дополнительным средством для покрытия растущего дефицита федерального бюджета. Введение «валютного коридора» и стабилизация курса рубля привели к тому, что в условиях роста потребительских цен интерес населения к вложениям в твердую валюту заметно снизился.

Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа выступает Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на один год с 27 сентября 1995 года (первая серия ОГСЗ) по 26 сентября 1996 года с номинальной стоимостью 100 и 500 тыс. рублей. Они являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Объем выпуска составляет 1 трлн. рублей. Каждая облигация имеет четыре купона, процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ[8].

Бумажная форма облигаций и их предъявительский характер обусловливают простоту обращения. При этом отсутствует необходимость регистрировать акт купли-продажи или передачу ценной бумаги. Эти условия являются более привлекательными для физических лиц, которые доверяют осязаемой бумажной форме облигаций, а не ее компьютерному аналогу.

Условия выпуска предусматривают возможность размещения ОГСЗ коммерческими банками и финансовыми организациями, имеющими лицензию на право осуществления операций со средствами населения. При этом Министерству финансов должно быть уплачено не менее 10 млрд. рублей по номинальной стоимости с минимальной ценой покупки 98% этой стоимости. На практике при покупке ОГСЗ преимущество получили те банки и компании, которые могли предложить более высокую цену. Предвидя это, Министерство финансов ввело максимальный объем покупки облигаций в размере 200 млрд. рублей по номинальной стоимости.

Первая серия ОГСЗ была размещена успешно, почти весь объем в 1 трлн. рублей был выкуплен банками-дилерами по средневзвешенной цене, составившей 98,6% номинала. Первые торги по облигациям на биржах показали устойчивый рост спроса на эти ценные бумаги. Вместе с тем, несмотря на введение ограничения с целью не допустить сосредоточения облигаций сберегательного займа в финансовых компаниях, ОГСЗ стали одним из инструментов, используемых профессионалами финансового рынка.

В начале ноября 1995 года выпушена в обращение вторая серия облигационного займа, для повышения привлекательности которой Министерство финансов установило премию к первоначальной доходности. В результате суммарная доходность первого купона составила 97,12% годовых. Такое решение можно объяснить двумя причинами: во-первых, по условиям рынка ценных бумаг России ОГСЗ являются долгосрочными, поэтому требуются стимулы для повышения их привлекательности, во-вторых, премиальная надбавка свидетельствует о том, что интерес к ОГСЗ не соответствует ожиданиям эмитента.

Структура заключаемых сделок свидетельствовала о том, что они носили краткосрочный спекулятивный характер, так как в 1996 году торговали в основном ближайшими к купонному погашению выпусками.

В декабре 1997 года были выпущены ОГСЗ двадцать четвертой серии сроком на 2 года – с 18 февраля 1998 года по 17 февраля 2000 года. Объем выпуска составил 1 млрд. рублей при номинале облигаций 500 рублей. Общее количество облигаций – 2 млн. шт.

ОГСЗ не были заморожены в августе 1998 г., государство исправно выполняло и выполняет свои обязательства по этим облигациям. В 2000 г. возобновился выпуск ОГСЗ, объем эмиссии составил 1 млрд. руб., а период обращения 1 год.

2.5. Государственные казначейские  обязательства (КО)

 

Появление казначейских обязательств было связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. К марту 1994 года задолженность составила 11 трлн. рублей, при этом каждый рубль государственного долга стимулировал 2-3 рубля долгов самих предприятий. Чтобы решить эту проблему, не прибегая к инфляционным методам, Правительство РФ поставило целью переоформить 10% этой задолженности в особые долговые ценные бумаги – Казначейские обязательства.

Начало выпуска казначейских обязательств – август 1994 года, эмитентом является Министерство финансов РФ. Эти ценные бумаги выпускаются сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Министерства финансов). Время с момента выпуска до начала погашения варьируется от 50 до 360 дней в зависимости от серии. Каждая серия имеет единые даты выпуска обязательств, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку, т.е. представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается Министерством финансов одновременно с погашением казначейских обязательств.

Владельцами этих ценных бумаг могут быть юридические и физические лица Российской Федерации. Владельцы КО вправе производить с ними следующие операции: погашать кредиторскую задолженность, оплачивать без ограничений товары и услуги, продавать их юридическим и физическим лицам-резидентам, совершать залоговые операции, обменивать на казначейские налоговые освобождения, погашать с получением процентов[9].

Рынок казначейских обязательств в I квартале 1995 года стал наиболее доходным сектором фондового рынка. При этом оборот обязательств на межбанковском рынке за первые три месяца увеличился более чем в два раза.

Постоянный спрос на рынке казначейских обязательств и снижение темпов их эмиссии позволили банкам-депозитариям повышать цены на КО. Среди участников рынка выделились две группы дилеров, привлекающих казначейские обязательства для спекулятивных операций и получения налоговых освобождений (предприятия, осуществляющие платежи в бюджет). В итоге с марта по май 1995 года стоимость краткосрочных облигаций, привлекаемых под налоговые освобождения, возросла со 100 до 115% номинала, а средневзвешенная доходность рынка краткосрочных облигаций составляла 200-250% годовых.

Однако в это же время было официально объявлено об ограниченных сроках обращения казначейских обязательств (первое полугодие 1996 года). Основным поводом для подобного решения стало несоответствие КО стандартам МВФ, имеющим такие требования к ценным бумагам как рыночная доходность и рыночные условия размещения и обращения. Вместе с КО заняли важное место на рынке государственных ценных бумаг, а их доходность превысила уровень доходности ГКО. Положение изменилось к началу июня 1996 года, когда доходность по операциям с казначейскими обязательствами снизилась почти в три раза, а к середине июня составила 65-80% годовых.

Причинами снижения доходности государственных казначейских обязательств также являются: падение доходности на рынке ГКО, падение биржевого курса доллара и доходности валютных инструментов, рост стоимости КО, привлекаемых прежде всего под портфель.

Дело в том, что казначейские обязательства не попадают в реальный сектор: из отраслевой структуры, ведающей их распределением, они направляются в банк или финансовую компанию. В итоге посредник получает проценты, финансовые компании проводят высокодоходные операции, государству достаются 35% дохода в виде налога на прибыль, а предприятия, вынуждены продавать с дисконтом имеющиеся у них КО для финансирования производственной деятельности, терпят убытки.

Подводя итог, можно сказать, что государственные ценные бумаги – это документы, оформленные особым образом и выражающие имущественные и долговые отношения между членами общества, банками, государством и подтверждающие право на какое-либо имущество или денежную сумму, которое не может быть продано без наличия и предъявления соответствующего документа.

Ценные бумаги могут быть объектом купли-продажи и источником разового или регулярного дохода.

 

2.7. Субфедеральные и муниципальные  ценные бумаги

 

Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных бумаг ценных бумаг» деление государственных ценных бумаг в нашей стране имеет следующий вид:

федеральные государственные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые федеральным правительством, их основные виды были рассмотрены выше;

государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, т.е. ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государственного управления;

муниципальные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые от имени муниципального органа государственного управления.

Но муниципальные ценные бумаги лишены юридического статуса государственных ценных бумаг, такой статус имеют лишь федеральные и бумаги и бумаги субъектов федераций.

Информация о работе Государственные ценные бумаги