Сапожникова
Лилия_ГМУ-12
Государственное регулирование
экономики как функция государства
Государственное
регулирование экономики – это
система методов для осуществления
регулирующей деятельности государства,
направленной на создание условий эффективного
функционирования рынка и решений
сложных социально-экономических
проблем национальной экономики.
Активная
роль государства обусловлена возникновением
внешних эффектов, которые, в основном,
являются закономерными последствиями
функционирования рынка. Свободный рынок
неспособен выступать эффективным единственным
инструментом регулирования общественного
производства, его пропорций и темпов
роста, обуславливая тем самым необходимость
государственного регулирования экономики.
Отмечено, что функционирование рыночного
механизма вызывает ряд негативных последствий.
Можно выделить основные причины регулирования:
- Нерегулируемый рынок дифференцирует общество, а значительное расслоение общества может вызывать острые социальные конфликты.
- Рыночный механизм не может предотвратить возникновение и развитие монополий, которые в свою очередь разрушают условия свободной конкуренции.
- В условиях научно–технического прогресса необходимы значительные инвестиции в научные исследования, подготовку научных кадров, освоение новых технологий. В современном мире это в основном – государственные инвестиции.
- Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.)
- Наличие международной конкуренции.
- Безработица, инфляция, бедность, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.
Таким образом, рыночный механизм, основанный
на свободной конкуренции, нуждается
в корректировке, осуществить которую
может только государство. Государственное
регулирование — комплекс мер, действий,
применяемых государством для коррекций
и установления основных экономических
процессов.
Целью
государственного регулирования экономики
являются:
- Экономический рост;
- Экономическая стабильность;
- Экономическая справедливость;
- Комплексное и динамическое развитие экономики;
- Повышение благосостояния и уровня жизни населения;
- Международное сотрудничество, развитие интеграции.
Задачи государственного регулирования:
- Реализация функций государства;
- Рациональное использование материальных, трудовых, природных и иных ресурсов;
- Создание стимулов к самореализации возможностей человека;
- Определение стратегических, социально-экономических целей и средств их достижения;
- Осуществление фундаментальных научно-технических исследований.
2
группы регулирующих функций государства:
- функции по созданию условий эффективного функционирования рынка - обеспечение правовой базы функционирования рыночного хозяйства, стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде;
- функция по дополнению и корректированию действия собственно рыночных регуляторов – перераспределение доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Методы
государственного регулирования рыночной
экономики:
- Бюджетные
- Фискальные. Деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
- Кредитно-денежные. Представляют собой контроль над денежной массой в экономике. Его цель - поддержка стабильного развития экономики.
- Административные (антимонопольная политика, права потребителей, внешнеэкономическая деятельность). Они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов, используются как средство антимонопольной политики, защищают права потребителей и осуществляют меры по охране окружающей среды, регулируют внешнеэкономическую деятельность (импортные квоты).
- Экономические (воздействие на рынок, 2-х уровневая банковская система, налоги и льготы). Они воздействуют на конъюнктуру рынка и через неё, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг, реформируют кредитную и денежную (двухуровневая банковская система), налоговую (прогрессивный подоходный налог, льготы на налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налоговые льготы социально-незащищённым слоям населения) системы.
Экономическая
теория предлагает несколько моделей экономического управления
государством:
- Неоклассицизм. Признание роли государства в экономике с известными ограничениями.
- Монетаризм (неолиберализм). Лидер – Милтон Фридмен. Представители выступают за максимально возможную свободу рынка от всякого в него вмешательства, использование к качестве механизма регулирования государства денежную сферу.
- Неокейнсианство. Основатель – Джон Кейнс. Государство должно вмешиваться в экономику в различных формах.
- Минимальное и максимальное вмешательство.
- Две формы вмешательства: директивное (силовое) и индуктивное (рекомендация).
- Неоинституционализм.
Использование одной из этих моделей
по-разному определяет роль и место
государства и рынка, их пропорциональное
соотношение.
- неоклассицизм(признание роли государства в экономике с известными ограничениями)
- монетаризм(ограничение денежной массы в обращении, снижение инфляции, ограничение вмешательства государства в экономику)
- теория эффективного спроса(увеличение государственных расходов, низкая процентная ставка, эмиссия денег, осуществление социальной политики)
- неолиберализм (антимонопольная политика, законодательствование, социальная защита населения)